По ряду причин перед тем, как обсудить матчи 10-го тура, вынужден вернуться к туру предпоследнему. Во-первых, должен признать, что неправильно приписал ошибку судье-помощнику Виктору Кулагину, работавшему на матче "Химки" - "Москва". Описывая момент на 70-й минуте, когда при пробитии пенальти правила нарушил Жевнов, до удара покинувший линию ворот и далеко выскочивший вперед, я не учел, что мяч от вратаря отлетел к Низамутдинову, который имел возможность повторным ударом забить гол. Кулагин, если такое объяснение будет корректным, использовал принцип преимущества и не стал фиксировать нарушение правил со стороны Жевнова.
Во-вторых, придется еще раз коснуться эпизода, имевшего место в игре ЦСКА - "Зенит". Речь идет о голевой комбинации зенитовцев, в ходе которой, как много писалось и говорилось, якобы был в офсайде Ионов. На первый взгляд, возможно, так оно и кажется. Однако приведенный стоп-кадр свидетельствует, что в момент паса корпус зенитовца находится как минимум на одной линии со ступней правой ноги выбегавшего в сторону от ворот Игнашевича. По нынешним правилам офсайда нет. Правилам очень и очень непростым для арбитров, которые в доли секунды обязаны принимать правильные решения в таких динамичных моментах.
В-третьих, против наших традиций и правил я счел необходимым отреагировать на заявление Коллегии футбольных арбитров и отдела судейства и инспектирования Российского футбольного союза, которое недавно появилось на сайтах КФА и РФС. Воспринимаю его как обвинение в мой адрес, обвинение во лжи, ибо в нем содержатся фразы о публикациях с "недостоверной информацией", которые "провоцируют конфликты между КФА и футбольными клубами", а также о том, что "журналист "СЭ" без всякого на то документального подтверждения наделил КФА исключительными полномочиями... по собственному усмотрению менять правила игры".
Напомню, что в предыдущем выпуске "Золотой мантии" речь шла о том, что на одном из судейских сборов арбитрам было дозволено не реагировать на нарушения правил при выполнении 11-метрового удара. А именно - закрывать глаза на ситуации, когда игроки до удара забегают в штрафную площадь на полтора метра. Так, в частности, произошло в игре ЦСКА - "Зенит", когда до удара Вагнера Лав в штрафную зенитовцев вбежали Маазу и Ким Дон Чжин. По правилам пенальти нужно было перебить, но Станислав Сухина этого не сделал, поступив в соответствии с рекомендациями.
Подтверждения в виде инструктивного письма у меня действительно нет. Такого письма не существует. Но о том, что соответствующие устные рекомендации были даны, мне говорили несколько главных арбитров премьер-лиги. Их имена называть не буду - зачем портить судьям карьеру? У меня есть диктофонная запись разговора с Игорем Захаровым. Он был на том самом сборе, который состоялся в феврале в Турции.
"Я читал вашу публикацию и заявление КФА. В очередной раз ничему не удивился, - сказал Захаров. - Не удивился бесконечному лукавству. Хочу сказать, что было на самом деле на занятии в ходе сбора, на котором присутствовали руководители и преподаватели. Не было только Зуева - он приехал позже, чтобы принять нормативы. Лекцию читал Иванов, которому пытался помогать Енютин. Продолжалась она около часа, вопросов хватало. В том числе говорили о том, где обязан располагаться главный судья при пробитии 11-метрового. Решили, что он должен располагаться на расстоянии метра-полутора от линии штрафной. Была рекомендация со стороны лекторов, что следует реагировать, только если игроки заходят в штрафную дальше той условной линии, на которой находится арбитр. Я еще тогда удивился: это противоречит правилам игры. Насколько понимаю, никакого согласования с инспекторским комитетом не было. Теперь все всплыло. Мои слова могут подтвердить те, кто присутствовал на том сборе. Это абсолютная правда. Мне очень хотелось бы посмотреть в глаза тем, кто написал это заявление".
Перейдем к играм 10-го тура. 11-я минута. "Сатурн" - "Томь". В момент передачи на правый фланг в офсайде оказывается игрок "Сатурна". Он делает пас в штрафную, и набегающий Кириченко с линии площади ворот отправляет мяч в сетку. Нападающий хозяев наносил удар в доли секунды после того, как прозвучал свисток Александра Колобаева. Арбитр совершенно верно ограничился только назначением свободного удара и не стал наказывать Кириченко желтой карточкой - слишком мал был временной промежуток между свистком и ударом.
Схожая ситуация произошла на 65-й минуте встречи "Рубин" - "Локомотив". Оказавшийся в положении "вне игры" Дюрица тоже нанес удар и отправил мяч в ворота почти со свистком. В отличие от Колобаева его коллега Ильдус Биглов достал "горчичник", который оказался вторым для футболиста "Локомотива", и Дюрица покинул поле.
По этому эпизоду помимо всего прочего у меня возникла дискуссия с одним из арбитров, связанная с трактовкой правила 11. По пути в штрафную хозяев мяч задел ногу кого-то из игроков "Рубина", пытавшегося сыграть в мяч. Вопрос в том, считать ли, что случился рикошет либо отскок мяча от футболиста, или же признать, что его действия носили осознанный характер, и некачественно выполненный защитником технический прием (перехват мяча) привел к тому, что мяч, изменив направление, попал к Дюрице от ноги соперника. Мой собеседник утверждает, что имело место второе и, значит, положение "вне игры" фиксировать вообще не следовало.
18-я минута. "Спартак" - "Амкар". Веллитон опережает Вячеслава Калашникова, подхватывает мяч и, уходя влево от ворот, оказывается на углу штрафной площади. Амкаровец в падении пытается отобрать мяч и сбивает спартаковца. Владимир Казьменко назначает штрафной удар. Арбитр ошибся, неправильно определив место, где произошло нарушение правил. Следовало назначить 11-метровый удар в ворота "Амкара".
33-я минута. "Москва" - "Ростов". Голу Самедова, открывающего счет, предшествует очень тонкий с точки зрения определения офсайда момент. Чеснаускис, получив пас, неудачно обрабатывает мяч, и он отскакивает в направлении 11-метровой отметки. В момент касания мяча полузащитником его партнер Якубко находится ближе к линии ворот ростовчан, чем их предпоследний игрок и мяч. Якубко и Тарасов бросаются к отлетевшему от Чеснаускиса мячу. Оба пытаются пробить, но промахиваются. В итоге мяч все-таки оказывается у Тарасова, и тот продолжает атаку "горожан". Как выяснилось, арбитры Владислав Безбородов и Андрей Глот действовали в полном соответствии с существующими на сегодня рекомендациями и верно не зафиксировали офсайд у Якубко.
Стоит отметить и действия судьи-помощника четырьмя минутами ранее, когда мяч направлялся Чеснаускисом в штрафную площадь "Ростова". В момент паса в офсайде находился Якубко. Однако он в атаке активного участия не принимал, а мяч в конце концов оказался у Бракамонте, нанесшего удар по воротам. Ярославский рефери использовал принцип "жди и смотри" и совершенно правильно не зафиксировал положение "вне игры" у словацкого форварда.
80-я минута. "Москва" - "Ростов". Чеснаускис выполняет штрафной удар, мяч направляется к дальней штанге. К мячу устремляется Тарасов, но падает на газон. Безбородов игру не останавливает. Арбитр из Санкт-Петербурга допустил ошибку, не разглядев, что ростовчанин Кузнецов нарушил правила, схватив Тарасова за майку, - следовало назначить 11 -метровый удар.
82-я минута. "Динамо" - "Зенит". В штрафной площади хозяев Мейра пяткой направляет мяч в сторону ворот Габулова. Происходит контакт мяча с рукой Колодина, находящегося в метре-полутора позади португальца. Зенитовцы показывают Эдуарду Малому, что нужно назначать пенальти, но арбитр продолжает игру и правильно делает.
"Мне кажется, стоит еще раз напомнить критерии, которые учитывают арбитры при принятии решений, - сказал в интервью с корреспондентом "СЭ" в недавнем прошлом арбитр ФИФА Захаров. - Чтобы было понятно и болельщикам, и футболистам, и тренерам, и, что особенно важно, молодым арбитрам. Нужно определить, имел ли место технический брак со стороны игрока, учесть расстояние от бьющего до соперника, которому мяч попадает в руку или который играет рукой в мяч. Обязательно следует обратить внимание на скорость полета мяча и естественное или неестественное положение руки, а также имел ли футболист возможность убрать руку. Кроме того, нужно определить, был ли умысел сыграть в мяч. В совокупности применение этих критериев позволяет правильно оценить ситуацию".
Напоследок пара новостей из судейского мира. Поступает все больше информации, свидетельствующей о том, что продолжение карьеры Игорем Егоровым оказалось под большим вопросом. Пока он отказывается судить матчи премьер-лиги в знак протеста против наказания Андрея Малородова и Владислава Ходеева. Однако в дальнейшем ситуация может сложиться таким образом, что Егоров и сам останется без работы. В ближайшем сборе судей премьер-лиги нижегородец участвовать не будет - он выведен из списка. Таким образом, российский судейский корпус может потерять уже третьего сильного арбитра за пару лет. Напомню, что раньше срока карьеры завершили Валентин Иванов и Игорь Захаров.
Произошли изменения в комиссиях назначений, в которых больше нет Сергея Зуева и Алексея Спирина. Делегатов и арбитров на матчи высшего дивизиона теперь назначают Александр Разинский, Виктор Пышкин и Сергей Куликов. Нет больше инспекторского комитета, который долгие годы возглавлял Спирин, под вопросом, что будет дальше с такой организацией, как КФА, у президента которой Сергея Зуева заканчивается контракт. Скорее всего, на смену им придут судейско-инспекторский комитет и судейско-инспекторский департамент (или отдел), которые будут возглавлять совсем другие чиновники.
Александр Бобров