Болельщик
«Локомотива», пробивший «золотой» выезд в прошлом сезоне — о любви к команде, детских записях в тетрадке, электричках в Раменское и
Галактионове.
— Андрей, когда в вашей жизни появился большой «Локомотив»? Как давно это было?— В 1987 году, с моего перехода в детскую команду. Папа всегда болел за ЦСКА (он был военным, судил баскетбол), а все друзья поголовно симпатизировали «Спартаку». Я с ними иногда мотался на матчи, но какой-то привязанности не было. В 13 лет у меня была полная свобода, и по секциям никто не водил, как это принято сегодня. Первого просмотренного матча не вспомню, но в тот год, по сохранившимся билетам, могу сказать, что уже точно смотрел футбол вживую в «Олимпийском». Хотя тогда «Локо» ещё играл в Первой лиге… Вот с тех пор и стал бывать на матчах «железнодорожников». А записи в тетради появились в 88-м. Были патриотические чувства. Ведь играешь за «Локомотив» и сразу в мечтах видишь себя там. А тут ещё команда в Высшую лигу вышла и сразу заняла там седьмое место. Так и стал ходить.
— Насколько сильным стало ваше увлечение футболом?— Я никогда не был фанатом. Но всегда любил футбол, и для меня он был на первом месте. Матчи смотрел на центре. На Юг, за ворота, попал, когда играли в Лиге чемпионов в двухтысячные, потому что билетов невозможно было достать из-за дороговизны и дефицита (всё оказывалось у барыг). До постройки нового стадиона я практически всегда ходил на игры один, и особенно обидно было находиться в одиночестве на больших дерби среди толпы болельщиков соперника. Чего-то только не пережил за это время!
— Получается, коллективный просмотр матчей не вдохновлял?— В то время — да. Коллективный просмотр был практически невозможен ввиду малого количества болельщиков. Скажу больше. Ребята, которые всю движуху организовали и с 1981 года начали ездить по стране за командой, практически все сидели ниже меня на центре трибуны «Г».
— На какой сектор стадиона берёте билеты сегодня?— С самого открытия нового стадиона — на Восток, 8-й сектор. Выбрал комфортное место и выкупаю на него абонемент из года в год. Был период, когда на игры «Локо» собиралась большая компания. Только состав болельщиков регулярно менялся — люди переставали ходить. Причиной мог стать даже электронный абонемент. Я, кстати, коллекционировал абонементы и билеты. Есть даже первый — 2000-го, стоимостью сто рублей. Не заказывал абонемент только два года. Зато с 2010 года пропустил всего два матча.
— Всегда ли команда показывала футбол, на который хотелось бы ходить?— Если не брать период с 2002 по 2005 годы (где всё и так понятно), то потом, конечно, были периоды безвременья… Но всё равно ходили. Знаю людей, которые говорят, что им команда нулевых больше нравится, потому что стали смотреть футбол в тот период, и они все в восторге от того времени. Ну а так, ничего нового не скажу — конечно всё замечательное и интересное было при Сёмине. Влюбили Кубки и победы!
— Были интересные случаи?— Запомнился период в Раменском. Мотались в электричках на игры, и в тесном тамбуре телефон как-то из кармана вынули. С тех матчей у меня есть газеты «Локо» (так как в те годы они заменили программки к матчам). Выпуски уже давно стали раритетом.
— Если проанализировать сектора стадиона в период боления за клуб, насколько изменилась аудитория в Черкизово?— Самая середина 8-го сектора в основном абонементщики, а там где сижу я, публика меняется постоянно. Если два-три года назад люди ходили регулярно, то сейчас лица меняется каждую игру. Даже хочется спросить — вы пришли сами на футбол или вам подарили билет? И отмечу ещё, как много на футбол стало приходить детей. Причём семьями. Это ощутимо видно. Пик пришёлся на лето, но когда осень наступила, количество сократилось.
— А что цепляет лично вас? Что привлекает на стадионе?— Мне интересен процесс, и как всё развивается. Даже если развитие плохое, тоже интересно его наблюдать. Очень интересна сегодняшняя команда. Изменения и процесс перерабатывания были видны ещё в прошлом сезоне. Есть предпосылки, что Галактионов может стать легендарным тренером «Локо», как Сёмин. Пусть человек сегодня учится, ошибается, набирается опыта. Многое ведь зависит и от игроков, которые в команде. Не каждому тренеру удастся сходу создать коллектив.
— Получается, что вас можно назвать футбольным человеком. Но профессионально в системе футбола вы не работаете…— Я всегда играл и смотрел футбол. Стараюсь смотреть практически все матчи РПЛ. У меня всё с этим связано. Я в жизни всё повидал и много поездил. Живу свободной жизнью, в своё удовольствие, и наблюдаю за футболом. Многие этого не понимают. При этом всю жизнь работал менеджером в торговых сетях. Мне уже 50 лет в этом году, активной жизни осталось на 10-15 лет, а потом уже будешь старый…
— Тут-то и напрашивается вопрос: что вас подвигло на путешествия за командой?— В 90-е и нулевые я никуда не ездил дальше Раменского. Даже чемпионский матч в Ярославле смотрел на работе. Особо и не тянуло куда-то мотаться — работа шесть дней в неделю, семья. Мечтал только, слушая с завистью рассказы о зарубежных стадионах, по заполненным красивым трибунам. У нас же ничего подобного не было, хотя год за годом инфраструктура, в том числе благодаря ЧМ-2018, стала улучшаться. А тогда свободное время появилось, и «Локомотив» подтолкнул выходом в финал Кубка страны. А это как с татуировкой — как сделаешь одну, так и вторую потом следом обязательно. Так и поехало. Но в последние годы уже езжу не просто так. Захожу в клубный магазин гостевой команды, делаю пометочки с лайфхаками, выкладываю мысли с фотографиями в одной из социальных сетей. Чтобы люди видели, имели информацию о том, что можно ожидать.
— То есть вы не только путешествуете, но ещё и факультативно выполняете роль гида. Кто-то вас сопровождает в поездках?— Я же ездил один везде и это золото пробил в одиночку, хотя первые полгода выезжал с женой и ребёнком. Как раз вместе сделали «четверник» на машине: Краснодар, Сочи, молодёжка в Сочи и Ростов.
— Что сложного в таких поездках?— Случаев, на самом деле, миллион. Не единожды были ситуации, когда всё происходило на грани, где уже буквально осознаешь неизбежность предстоящего. Золотник мог получиться и раньше, но появлялись обстоятельства (в том числе COVID), которые делали невозможным выполнение поставленной задачи. И всё-таки всегда что-то мне помогало.
— Неприятности в перемещениях по городам поджидали вас и в золотом сезоне? — Когда мы приехали в Краснодар — сломалась машина. Август, 38 или 39 градусов жары. Чинили авто в сервисе весь день. Я уже психую, говорю, поедем домой, и тут в последний момент мастера находят причину, машина заводится и не перегревается. Мы бегом на стадион, минуте на 15-й вошли на трибуну. Потом ситуации с самолётом. Сегодня абсолютно уверен, что в день матча лететь нельзя. Рассчитываешь, что у тебя три часа до матча, а рейс задерживают, и тебя на автобусе возят по аэродрому. Смотрю, час прошёл, полтора, но не выпускают. В итоге прям со свистком на стадион в Самаре вбегал. Город уже раньше видел и после игры в обратный путь, опять на самолёт.
Про Грозный есть две истории. Одна позитивная и хорошая, но есть и другая, чисто психологическая для меня. Я туда года три собирался, но всё говорил, что никогда не полечу. Но тут уже выбора не было, и полетел. Билеты туда безумные, под двадцать тысяч рублей. Кстати, два самых дорогих выезда — Оренбург и Грозный. В общей сложности обошлись эти два направления в шестьдесят тысяч рублей.
— Накладно. Так что про Грозный?— Люди там добрые, позитивные. Никаких проблем не было. Например, в самолёте (а летело нас всего несколько человек, включая нашу болельщицу Машу и комментатора матча) мне рассказали про стоимость такси до мечети (300 рублей). У аэропорта местный подъезжает, завязался разговор. Говорит: «Давай тебе горы покажу». Я ему: «нет спасибо, мне до мечети только доехать». Он разворачивается, останавливает какую-то первую машину и говорит — «отвези его за триста рублей до мечети». Приехал, всё везде обошёл. Чисто и люди культурные. А тогда ещё рамадан был. Местных почти нет, только туристы компаниями ходят. Встретил Елену Рыбакову (клубного фотографа), и она мне подсказала, как вызывать такси через приложение на телефоне. Но решил до гостиницы, где остановилась команда, пойти пешком. Там человек десять чеченских ребятишек. Познакомились, они проводили меня до стадиона, расспрашивая по дороге: «Вы везде за командой ездите?», «Всех знаете?», «И с Миранчуком знакомы?». Я им в ответ — «А вы что за «Ахмат» не болеете?». «Так мы за «Локомотив» болеем!» — отвечают. Такие вот болельщики.
— Самый колоритный получился выезд?— Наверное, да. С одной стороны был весь в напряжении, а с другой — приветливые люди и красиво (как раз сакура цвела).
— Помимо Маши, было понимание кто ещё пробивает золотник?— По сезону думал, что я вообще один. Тогда пришла мысль, что могу стать первым, кто с Fan ID пробьёт все игры. Потом, на половине сезона, я увидел Машу. И до последнего момента думал, что нас двое. На награждении в перерыве матча открытия нового сезона с «Акроном» нас оказалось пятеро. Три других человека, как нам сказали, сидели на центральных, не для болельщиков «Локомотива» трибунах. Fan ID посещение игр чемпионата можно. Наверное, такая информация есть в клубе. И от отдела по работе с болельщиками на каждом выездном матче есть представители — Родион Балак и Ярослав Пекарусь, которые всегда помогают.
— Чем ещё интересен этот вид путешествий?— За год в каждом городе появилось много друзей. Только в Ростове человек десять. Живут и болеют за «Локомотив». Причём, очень давно мы с ними знакомы, чуть ли не с 2019 года. Тоже в Екатеринбурге. В Оренбурге есть девушка, она, кстати, приезжала первый раз в сентябре на «РЖД Арену».
— Как вы поддерживаете общение со всеми?— В аккаунте социальной сети. Там у меня полный отчёт от и до с момента, как началось моё боление. Для меня это просто возможность делиться своими открытиями и общаться с единомышленниками.
— В этом сезоне от идеи повторить своё достижение отказались?— С текущим календарём матчей не получилось. Не готов такие деньги тратить. Оренбург и Грозный были в апреле и мае, а тут в самом начале сезона они снова в расписании «Локомотива».
— Получается не такое уж это и простое дело — посетить все домашние и выездные матчи команды?— На самом деле присутствует много факторов. Может быть болезнь, что-то случилось с авианаправлениями, не отпустят с работы, а если и разрешат, то нужно летать одним днём. А летать так на Кубок в будни очень опасно. Тем более в наше время — такси сломается, задержится самолёт…
— Кто вас мотивирует и поддерживает в поездках?— Жена в какой-то момент заинтересовалась темой. И на молодёжку с ней тоже ходили. Когда всё объездила, по второму разу уже не хочет. Мама вот высказала желание поехать со мной в Ростов. Прогулялись по городу, но от стадиона она отказалась. В целом ей понравилось и в следующий раз мы вместе поехали уже в Нижний Новгород.
— Возможно? есть информация сколько человек также, как вы, регулярно путешествует за командой?— Знаю трёх, кто сейчас ездит … Мне, к слову, золотой сезон вышел где-то в районе 300 тысяч рублей. Но это всё преимущественно однодневные поездки и при этом не дешёвое удовольствие.
— Удаётся вне Москвы пообщаться с командой?— Я не дёргаю ребят никогда. Мне это не нужно. Реально понимаю, что они тоже люди. После неудачных матчей, видишь их лица и даже подходить не хочется. Поддержать готов. Сказать: «Молодцы, давайте не переживайте! В следующий раз исправим!» А вступать в какие-то разговоры, выяснять и расспрашивать считаю лишним. Я вообще без претензий. Считаю, что они и так нам максимум дают от себя.
— То есть, находясь с командой практически повсюду, вы уже понимаете их без слов?— Да устаёшь уже от всего! От этих гостиниц, полётов и даже от футбола. Я первый раз в жизни за свои 50 лет теперь реально понимаю, что такое сезон для игрока! Особенно когда думаешь про Ростов и Краснодар, в которые предстояло отправляться. А потом и перед Грозным с Оренбургом успокаивал себя: «Ну, надо ехать». И в одном из выездов (уже не помню в каком) подумалось, что можно было бы и дома остаться посидеть. Реально устаёшь! Так что игрокам — только поддержка!
— Где сейчас стоит ваша награда от клуба?— Она у меня единственная и стоит перед глазами. Мне, честно, ничего и не надо было. Как и всей медийности. Я и на интервью согласился для того, чтобы люди узнавали и ездили.
Автор: Сергей КоролёвПресс-служба ФК «Локомотив»