Болельщики, провожавшие нашу команду из Вены, на прощание желали ей так же успешно выступать два года спустя – на Чемпионате мира. Вчера утром в холле гостиницы «Danube City» царил хаос. Сборная России – футболисты, тренеры, администраторы – собиралась домой после более чем месячной командировки. Игроки оплачивали счета за Интернет и мини-бар, закупали сувениры, прогуливались по городу… Провожали нашу команду и корреспонденты «Советского спорта».
СЕМШОВ: Я НАГРАДАМИ НЕ ИЗБАЛОВАН…
Накануне вечером, за ужином,
Виталий Мутко вручил футболистам полученные от УЕФА бронзовые медали – нежданные и оттого вдвойне приятные.
Игорь Семшов, погрузив в машину коробку со своей формой, специально для «Советского спорта» с ней позирует – бережно достает из рюкзака, в руках держит крепко. Жмет руку, благодарит за работу. Благодарим и мы – на протяжении всего турнира Игорь не только хорошо выполнял свои прямые обязанности, но и здорово помогал нам, журналистам, никогда не отказывая в интервью. Увы, не обо всех можно сказать подобное…
– После матча с Голландией вы говорили, что чувствуете себя в «Сказке о царе Салтане», где 33 богатыря – это игроки и персонал сборной России. Что же теперь получается, Игорь, богатыри – не мы?– Вот как вы все образно повернули-то, – Семшов улыбается. – Знаете, как говорят: Москва не сразу строилась. Третье место – это тоже успех. В турнире 31 матч, а мы уезжаем домой после тридцатого. Кто еще может этим похвастать? Так что богатырями мы остались. Хотя нельзя не признать: Испания была сильнее. Подозреваю, что мы уступили будущим чемпионам Европы.
– Гус Хиддинк на пресс-конференции сказал: нас хватило на 60 минут. Вы примерно в это время покинули поле. Силы еще оставались?– Оставались, но не сказать чтобы много. Все-таки испанцы своими мелкими пасами-кружевами здорово нас вымотали.
– Показалось, что игра далась тяжелее, чем все предыдущие?– Это неудивительно: чем ближе к последнему матчу, тем легче не становится. Вроде внешне это было незаметно, но на самом деле перед полуфиналом мы все ощущали большое внутреннее напряжение. Испанцам проще – они выступают в топ-чемпионате, играют в Лиге чемпионов. У них такие матчи «от ножа» случаются гораздо чаще.
– Ключевой момент полуфинала?– Пропущенный гол. Ни в коем случае нельзя пропускать первыми. Особенно от испанцев. Проигрывая, мы раскрылись, и сразу на оборону и вратаря свалилась дополнительная нагрузка.
– Какая она, бронзовая медаль? Успели ощутить?– Приятная, – пробует на ощупь Игорь. – Особенно для меня – я ведь наградами не особо избалован…
САЕНКО: ЗА ГЕРМАНИЮ БОЛЕТЬ НЕ БУДУ
Одними из тех, кто встал утром пораньше, стали Иван Саенко и Юрий Жирков, отправившиеся на прогулку в город. Вернувшись, они были атакованы детьми в футболках… Фернандо Торреса. Вот так – даже несмотря на два крупных поражения от «Красной фурии», наши игроки произвели на испанцев неизгладимое впечатление.
– Это у нас игра не получилась или испанцы такие сильные? – интересуемся у Саенко, когда довольные испанцы побежали атаковать
Динияра Билялетдинова.
– Я бы не сказал, что испанцам так уж все удавалось. Игра пошла по их сценарию, когда они счет открыли. Иньеста ведь по воротам бил. И промахивался – метров на семь. А на нашу беду тут как тут оказался Хави. Пропустили гол и очутились в ловушке: когда испанцы впереди, с ними даже в единоборство не успеваешь вступать – так они хорошо контролируют и перемещают мяч.
– Наверное, не ошибемся, если предположим, что в финале будете болеть за Германию. В отличие от Юры, – киваем на стоящего рядом
Жиркова.
– А вот и не угадали. Какая разница, в Германии я играю или нет? У меня особых симпатий не будет – просто хочется красивый футбол напоследок увидеть.
– Вы, кстати, остаетесь в Германии? Или, может, вернетесь в Россию?– Я только на следующей неделе встречаюсь с менеджером. Будем обсуждать варианты. Предпочтение, как я уже говорил, будет отдаваться зарубежным клубам.
– С какими эмоциями в долгожданный отпуск отправляетесь?– Вы знаете, после игры преобладало разочарование. А сейчас пришло понимание: наверное, не так уж все плохо, если вот эти ребята, – кивает Иван на маленьких испанцев, – у нас автографы просят. Скажи мне кто до начала турнира, что мы в полуфинал выйдем, – не поверил бы.
– Закончите фразу: «Этот месяц был…».– ...Фантастическим!
БИЛЯЛЕТДИНОВ: УЗНАЮТ ДАЖЕ ЯПОНЦЫ
– Ладно, испанцы, – поддерживает тему Билялетдинов. – Ко мне тут люди подходили – по виду то ли японцы, то ли китайцы. Так они и имя мое знают, и фамилию выговаривают. Приятно.
– Но ведь недаром многие специалисты здесь сходятся во мнении, что Россия – самая зрелищная команда Евро. Вы, кстати, с этим согласны?– Пожалуй, – смеется Билялетдинов. – Хотя испанцы, думаю, тоже всех впечатлили.
– Вы в финале кому симпатии отдадите?– Немцам. Нравится их упрямство. Борется команда до последней минуты. Может, футбол показывает и не самый качественный, но дисциплинированный. Не удивлюсь, если испанцы с ними не справятся.
– А почему это не удалось нам? Сборная России была непохожа на ту команду, к которой мы здесь уже привыкли…– Испанцы с самого начала очень четко играли в обороне. Ее крайне трудно было взламывать, поскольку много сил уходило на отбор мяча. Да и движения у нас оказалось маловато.
– Первая игра против Испании лучше получалась?– Однозначно! В атаке-то точно. Хотя по счету вроде и не скажешь – что там, что тут радости мало.
– Майками с кем-то поменялись?– Нет. Своя дороже.
– Самый яркий эпизод этого Евро лично для вас?– Для меня – победа над Швецией и выход из группы. Давно россияне не брали этот барьер. После Голландии тоже эмоции зашкаливали, но победу над Швецией все-таки поставлю выше.
– Вручение медалей – приятный момент? Или чувство досады перевешивало?– Скорее приятный. У кого еще есть бронзовая медаль чемпионата Европы? В мире таких людей немного, а в нашей стране вообще ни у кого нет!
ПРЕМИАЛЬНЫЕ – НЕСКОЛЬКО СОТ ТЫСЯЧ ЕВРО
«Советский спорт» подробно сообщал о сумме премиальных, которые полагались команде. В контракте, который заключен между сборной и РФС, говорится о 20 тысячах евро каждому игроку за победу в матче группового этапа и 60 тысячах за выход в четвертьфинал. За попадание в полуфинал, говорят, каждому полагается по 120 тысяч евро. Но не исключено, что Виталий Мутко увеличит эту сумму, – по крайней мере в раздевалке после игр со Швецией и Голландией готов был на это пойти. Сумма за победу в матче со шведами может быть увеличена в два раза, а с голландцами – аж в три. Так что за это Мутко можно похвалить – все (не только футболисты, но и персонал) – останутся довольными.
– Что вы для себя открыли на этом турнире? – спрашиваем президента премьер-лиги Сергея Прядкина, также собиравшегося в дорогу.
– То, что у нас наконец-то появился единый коллектив. Команда начала подготовку к турниру 18 мая – больше месяца назад. И все это время не случилось ни одного конфликта в команде. Опытные люди – Виктор Онопко, Виктор Зинченко, Виктор Вотоловский – вспоминали, что раньше такой атмосферы на крупных турнирах в командах не было.
– Увидели, к чему лично вам с точки зрения организации нужно стремиться?– Честно говоря, я бы хотел сказать о некоторых здешних проблемах. Например, билеты на матчи плей-офф мы получали в полночь за три дня до матча. И ответственным людям всю ночь совместно с работниками УЕФА приходилось их до пяти утра сортировать, перевозить. Думаю, этот вопрос должен быть продуман лучше, потому как страдают болельщики.
Кроме того, в Австрии организация турнира была лучше. Общаясь с коллегами из других стран, узнавали, что в Швейцарии не всегда вовремя подавали транспорт.
ГАЛУСТЯН: ХИДДИНК ИСПОЛЬЗУЕТ МОИ МЕТОДЫ!
Если накануне в гостиницу пускали только избранных, то сейчас в холле – целое столпотворение. Болельщики из Уфы, из Йошкар-Олы фотографируются с игроками сборной, которых раньше видели только по телевизору.
– Рома, – это к Павлюченко. – А для жены моей можешь здесь расписаться?
Рома смущенно расписывается.
Неподалеку его поджидает приятель, которым оказывается… известный актер
Михаил Галустян, спрятавшийся за широкими темными очками.
– Да, это я, – скромно отвечает Михаил в ответ на приветствие. – А с кем имею честь?
– «Советский спорт», – представляемся.
– О, «Советский спорт» я люблю, – улыбается звезда передачи «Наша Russia». – Давайте поговорим. Давно ли приехал? Вчера. На полуфинал. Сегодня обратно.
– Атмосферой Евро успели проникнуться?– А то! Вчера на трибунах так болели все! Так болели! Жалко, что в финале не сыграем. Тогда бы сюда вообще вся страна приехала!
– У вас большой опыт общения с футболистами – вы о них и биты ломали, и кулаки отбивали. Как думаете, Гус Хиддинк использует ваши методы в работе?– Спрашиваете! Конечно, использует! Видели, как они бегают?! Верхейен? Какой Верхейен?
– Мы тут в Австрии уже почти оторвались от Родины. Расскажите нам, как там народ успехи сборной празднует?– Как празднует? Хорошо празднует… Вы знаете, у меня что-то башка сильно болит. Морально я готов вам дать интервью, а физически нет. Можно, я пойду?
Когда тренер такой известной команды, как омский «Газмяс», обращается с такой просьбой, отказать ему невозможно. И Галустян, бормоча: «Спасибо, что не стали меня долго мучить», идет за столик, где его уже поджидает Павлюченко.
СЕМЕЙНАЯ ИДИЛЛИЯ СЕМАКА
Сергея Семака не узнать. Вместо формы сборной на нем обычная гражданская одежда. Да и окружение неспортивное – жена Аня, сын Семен и коляска с четырехмесячным Иваном.
Виталий Мутко, увидев, какой интерес вызывает семья капитана у окружающих, подходит знакомиться.
– Тебя как зовут? – это Семену, которому совсем скоро исполнится три годика.
– Семен, – уверенно отвечает мальчик.
– Молодец! – радуется глава РФС. – А фамилия как?
– Семен! – маленький Семак, как и папа, оказывается по-хорошему упрямым.
– Вы знаете, есть даже какое-то облегчение от того, что все закончилось. Можно расслабиться, побыть с любимыми людьми, – говорит Семак, поправляя в коляске сползшего вниз Ваню.
– Отрицательные эмоции, стало быть, уже схлынули?– Мы добились хорошего результата, показывали хороший футбол. Жизнь продолжается.
– С Испанией все было не так здорово, как с Голландией…– Да, видимо, оказались не готовы к матчу. Прежде всего психологически. Перед игрой пошли уже разговоры о том, что Россия – фаворит, что наши игроки достойны ведущих клубов Европы… Но матч показал, что у испанцев мастерство выше. Проиграй мы голландцам – никто бы в нас камень не бросил. А перед Испанией все почувствовали груз ответственности: мол, надо обязательно в финал выходить.
– А с «физикой» проблем не было? Гус Хиддинк сказал, что команду на час хватило.– Согласен, медленно передвигались сами, медленно двигали мяч. В результате остроты впереди почти не было.
– В финале за кого переживать будете?– Хотел бы, чтобы чемпионами стали немцы. Мне по душе их характер.
– Нам с ними в отборочной группе еще играть! Зачем соперникам лишний моральный допинг в виде звания чемпионов Европы?– Эк, вы куда хватили! До отборочного цикла еще два месяца – столько всего случится!
РОССИЯН СМЕНЯЮТ НЕМЦЫ
…Автобус сборной России уже стоит под парами. Сзади него пристроился другой автобус с лозунгом «Германия: одна команда – одна цель». Сегодня в отель, где последние дни на Евро провела сборная России, въедут Баллак, Клозе и Кo. Пока приехали только их вещи. И вся толпа, бурлящая у дверей отеля, собралась исключительно ради нашей сборной!
– Василий! – кричат люди с акцентом, протягивая ручки Алексею Березуцкому.
– Динияр!
– Андрей! Аршавин!
Последним в командный автобус садится
Гус Хиддинк. Народ, собрав целую коллекцию автографов, восторженно принимается скандировать: «ЮАР! ЮАР!» – именно в этой стране через два года состоится чемпионат мира.
Доедем?