Если даже вы совсем равнодушны к хоккею, как, к примеру, автор этих строк, уберечься от стартовавшего вчера чемпионата мира вам не суждено. Берешь в руки газету, включаешь телевизор: "Быков не взял одного, выгнал второго, пригласил третьего, а надо было четвертого..." Бурлит редакция, кипит общественность, клюшки скрестились с перьями, и залпы тысячи орудий вот-вот сольются в протяжный вой. Футбольный тур на этом фоне подкрался незаметно. Но вопросов он, в том числе и кадровых, таит в себе не меньше, чем быковская сборная. Дело в том, что к началу мая в нашем чемпионате как-то по-тихому образовалась группа тренеров, к которым настойчиво тянется, чтобы прилипнуть, эпитет "подвисший". Справедливо или нет - другой вопрос. По крайней мере, небезосновательно, если судить по турнирной таблице.
Группу эту очертить совсем не сложно. Большего ждали на старте от "Крыльев Советов" и Сергея Оборина, от "Рубина" и Курбана Бердыева. Традиционно - от "Сатурна" и Владимира Вайсса. А также, понятное дело, от "Локомотива" с Анатолием Бышовцем и от "Зенита" с Диком Адвокатом. Почему - объяснять, полагаю, излишне.
Так вот, набор очков у вышеназванной группы пока не соответствует ожиданиям. "Бывает, дело житейское, отчего ж сразу метить людей ярлыками да обзывать "подвисшими", - спросит миролюбивый читатель. И будет абсолютно прав: шесть туров - не тот срок, к которому обычно поспевают оргвыводы. Юрий Семин, помнится, в бытность тренером "Локо" не мог как-то целых семь туров познать радость забитого мяча. И ничего - нынче вот до президента дослужился.
Однако есть обстоятельство, отягощающее проблему. А именно - отставка Павла Яковенко, стремительная и беспощадная, как трамвай для Берлиоза. Само по себе тренерское увольнение - вещь обыденная. Соль в том, как оно было обставлено. Жесткий и всегда чуть хмурый Яковенко гнул свою линию всего пять туров. Непосредственные начальники, по их собственным словам, были за тренера горой. А потом вдруг раз - и не стало Яковенко на тренерском посту. И гора не помогла.
Почувствуйте разницу. Быков берет или не берет людей в сборную, казнит или милует - в любом случае всем ясно, что это делает Быков. А кто казнил Яковенко? Генеральный директор "Кубани" Александр Молдованов, который перед самой отставкой звал всех в светлое будущее вместе с украинским специалистом? Или председатель совета директоров клуба Максим Ремчуков, который и сейчас не стесняется называть увольнение Яковенко преждевременным? Не похоже. Скорее всего, ниточка тянется к верховному руководству в лице губернатора края и президента клуба Александра Ткачева.
Именно этот локальный кубанский катаклизм заставляет считать "подвисшими" Бышовца и Адвоката, Оборина и Вайсса. Их хозяевам в очередной раз показали путь, навели на мысль, как надо принимать важные футбольные решения, не афишируя себя - с одной стороны, и не ослабляя контроль за ситуацией - с другой. Ниточки, конечно, куда-то тянутся, но их все равно почти не видно, а Яковенко уж далече от премьер-лиги, и вместо него назначен более квалифицированный, надо полагать, специалист Леонид Назаренко.
Перемещения такого рода - абсолютная прерогатива наших футбольных хозяев, тут не поспоришь. И угрозу эту не могут не чувствовать наши "подвисшие", если продолжить называть их столь безжалостным образом. Те, кто не на виду, но кто все решает, есть и в "Крыльях", и в "Локо", и в "Сатурне", и в "Зените". Даже в "Рубине", где Бердыев укоренился довольно глубоко, найдется кому отдать приказ: "Пли!" После чего потеряют всякий смысл симпатии, скажем, Александра Барановского к Оборину, общая душевность Вайсса или давнее знакомство Бышовца с вице-президентом ОАО РЖД Вадимом Морозовым. Расправа, как показал случай с Яковенко (а также со Славолюбом Муслином, с Валерием Филатовым в прошлом году, с Валерием Газзаевым после золотого сезона-2003 и так далее), бывает зачастую тихой, но скорой.
Что ж, тем интереснее будет следить за дракой "Зенита" в "Томске", войной "Локомотива" против "Москвы", противостоянием Оборина и "Амкара", сражением "Сатурна" и ЦСКА. "Подвисшие" вполне могут оказаться "восставшими". Во всяком случае, сами они страстно этого хотят, тут и сомневаться нечего.