В нынешнем сезоне из молодежного состава в основной пока перебрался только 20-летний защитник Тарас Бурлак. Как говорят французы: лучший экспромт – тот, что подготовлен заранее. Вот и у героя нашей традиционной рубрики дебюту в стартовом составе первой команды в матче чемпионата предшествовал выход с первых минут во встрече Лиги Европы с «Лозанной». А вообще свой первый матч за «взрослый» «Локомотив» Бурлак провел еще в сентябре 2008-го – в Кубке России. При этом как минимум половину тренировочных сборов в последние два года он проходил именно с первой командой. Словом, летний переход из «молодежки» в «основу», называть который окончательным не буду лишь из чистого суеверия, был Тарасом основательно подготовлен и отрепетирован.
ПОСЛЕ АВСТРИИ ВОПРОС ОБ УХОДЕ ОТПАЛ САМ СОБОЙ
- Сколько, на твой взгляд, игроков должна давать «молодежка» основному составу в год?- Чем больше, тем лучше, конечно. Но один-два игрока за сезон – это уже неплохой результат, как мне кажется.
- С тобой особый разговор. Я лично не знаю людей в клубе, кто хотя бы раз не сказал: Бурлак уже перерос уровень молодежной команды.- Мне это Ринат Саярович (Билялетдинов - прим. ред.) тоже не один и не два раза говорил. Но ничего не оставалось, кроме как играть, пробиваться и ждать своего шанса. Стимулы? Играть и работать на совесть надо там, где ты сейчас находишься.
- Многие молодые футболисты все равно становятся заложниками разницы в уровне молодежного первенства и матчей основных составов. Иной раз получается, что там уже перерос, а здесь – не дорос.- У каждого свой случай. Разница в уровне и впрямь приличная по всем параметрам. Но выбор – ждать шанса или уходить либо в аренду, либо насовсем – у любого футболиста практически всегда есть.
- Какой из этих случаев – твой?- В моем случае самым разумным было набраться терпения и стараться не упустить возможности, как только она представится. Тем более центральному защитнику всегда пробиться сложнее – очень ответственная позиция. Но если ты чувствуешь, что тебе доверяют, на тебя рассчитывают, то лучше набраться терпения.
- А как распознать, доверяют тебе или не доверяют, если все равно не играешь?
- С этим как раз все ясно обычно. Когда с тобой разговаривают, подсказывают во время двусторонок, это и есть верные признаки небезразличия. Скажем, когда главным тренером в «Локо» был Рашид Рахимов, я просто тренировался с основой. Никто мне не говорил, что и как делаю правильно, а что – нет.
- Сейчас все по-другому?- Конечно. Когда меня зимой не взяли на третий сбор с «основой», я даже толком расстроиться не успел: Борис Петрович Игнатьев позвонил и успокоил – мол, ты наш игрок, мы на тебя рассчитываем и никуда не отпустим. С Юрием Павловичем тоже не раз тет-а-тет общались. В том числе и летом, когда меня не отпустили в брянское «Динамо».
- Не отпустили или сам не очень-то хотел?- Сам я об этом варианте всерьез раздумывал. Остался бы играть и тренироваться в молодежной команде - наверняка ушел бы. Сам себе перед началом ставил такой ориентир: если ничего не меняется, то играю до лета, а потом ищу варианты. Но после удачного, как я считаю, сбора с «основой» в Австрии, вопрос отпал сам собой.
- В аренде ты уже бывал. Половину прошлого сезона ты провел в нижегородской «Волге», за которую, впрочем, провел всего один матч.- Наверное, сейчас я бы уже на этот переход не согласился. Хотя обычно стараюсь ни о чем не жалеть: отрицательный опыт – это тоже опыт. Меня пригласил Сергей Анатольевич Петренко, когда ему в кратчайшие сроки требовалось укомплектовать команду. При этом состав уже был наигран, так что остальных брали больше для количества, «прицепом». Более опытные ребята позже признавались, что говорили на эту тему с тренером. Он просил никого не держать зла: мол, не я выбираю тех, кто будет играть.
ПУСТЫРЬ И ВИДЕОМАГНИТОФОН
- Когда ты узнал, что на матч с «Лозанной» выходишь в стартовом составе?- Окончательно и бесповоротно – за два дня до игры, еще в Москве. Волновался ли? Вообще-то мне еще родители и тренеры не раз говорили: по тебе, мол, непонятно даже, волнуешься или нет. Наверное, какое-то волнение было, но дрожь не била точно.
- С этой точки зрения лучше знать о том, что играешь, заранее или услышать свою фамилию только за несколько часов до игры?- Лучше всего играть. А когда ты об этом узнаешь – неважно.
- Почему при своих немалых габаритах ты при стандартах никогда не идешь в штрафную, а остаешься караулить подбор?
- Вообще-то в детстве я играл в нападении, и лучше всего у меня получалось как раз подкараулить отскок, оказаться в самом нужном месте. Было какое-то голевое чутье, даже лучшим бомбардиром на различных турнирах становился. Сейчас же просто стараюсь сначала оценить обстановку: если нет смысла бежать в кучу-малу, то лучше оттянуться в свободную зону и подобрать возможный отскок.
- До какого возраста других защитников тиранил?- Примерно до 12-13 лет. Потом меня поставили в оборону, мы выиграли чемпионат России, а я получил приз лучшему защитнику турнира. Так и закончились мои бомбардирские подвиги.
- Зато не каждый нападающий может похвастать голом с середины поля, какой ты забил в прошлом году в матче с молодежным составом нальчикского «Спартака».- Мне нравятся подобные удары, и такой гол я, честно говоря, давно мечтал забить. А тут ситуация – лучше не придумаешь. Перехватил мяч, поднял голову и увидел, что вратарь вышел далеко из ворот. Хотя на самом деле не такими голами нужно гордиться. Вот если бы за основной состав забил – совсем другое дело.
- Один мой знакомый, твой земляк из Владивостока как-то сказал: откуда здесь футболистам взяться, если на весь город – одна-две ровных площадки и сплошные холмы и сопки?- С нормальными полями во Владивостоке и впрямь беда. Но площадки, «коробки», на которых можно гонять мяч, есть практически в любом дворе. Вот и мы в свое время начинали играть на асфальте или на пустырях, где был песок, камни – что угодно, кроме травы.
- С Семеном Фоминым, который сейчас играет за «Локомотив-2»?- Да, мы с Сэмом с детства знакомы. Вместе же играли в ДЮСШ – за 87-й год на замену выходили, за 88-й – постоянно в составе.
- Детская любовь к футболу – это ведь не только дыр-дыр во дворе, но еще и лучшие команды и игроки мира в телевизоре. Как приобщаться, если в Европе вечер, а на Дальнем востоке – раннее утро?- О, это была серьезная проблема! Будильник, чтобы встать посреди ночи, точно не заводил, потому что тогда в школе бы прямо на уроках засыпал. Обычно папа записывал матчи на видеомагнитофон. После школы сразу бежал к телевизору, а уроки откладывались на потом. Разве что в каникулы можно было посмотреть прямую трансляцию. Но только если папа был дома – вдвоем нам обычно удавалось маму уговорить. Когда отец уходил в рейс, мама была непреклонна. И в дело снова шел видеомагнитофон.
- Отец у тебя – моряк?- Электромеханик на рыболовном судне. Ходят в основном в Латинскую Америку – Аргентина, Чили…
ИЗ ДОМА ВЫДЕРНУЛИ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ И ТРЕНЕР
- Как ты попал в «Локомотив»?
- С 3 до 8 лет вообще занимался не футболом, а карате. Потом отец увидел, что мне это занятие не больно по душе, и сказал: «Выбери, что сам хочешь». Разумеется, я захотел играть в футбол. А в «Локомотиве» меня увидели после той самой победы в чемпионате России, о которой говорил уже. Позвонил Михаил Львович Линьков – в ту пору директор спортшколы «Локомотива». К тому времени у него уже играл Фомин, который на год старше и потому уехал пораньше. В 13 лет я приехал в «Локомотив» и попал к Олегу Иосифовичу Хаби.
- Насколько я помню, ты в «Локомотив» дважды приходил?- Да. Когда в первый раз приехал, начались проблемы с коленями. Потому что резко прибавил в росте, но еще не набрал нужной мышечной массы. Да и по дому очень скучал. Потому через год примерно решили с родителями, что мне лучше вернуться во Владивосток.
- На время или с концами?- С концами. Но здесь надо сказать большое спасибо Михаилу Львовичу (Линькову – прим. ред.) и Олегу Иосифовичу. Мама ни в какую не хотела отпускать, но те не уставали названивать и постоянно убеждали, что у меня есть хороший шанс. В конце концов, мама скрепя сердце отпустила. И в итоге все сложилось хорошо.
- До относительно недавнего времени ты жил в интернате. Это помимо прочего еще и хорошая проверка на благоразумность.- Так и есть. А еще хорошая школа жизни. А что касается режима и каких-то нарушений, то такого точно не было. Меня родители с детства учили, что у каждого человека своя голова на плечах, свое мнение должно быть. Потому стороннему влиянию никогда не поддавался. Были конфликты и с другими ребятами, и с тренерами – но это обычные, рабочие моменты. А так разные были и люди, и ситуации – с «пулей в голове» тоже встречались.
- У кого самого большого калибра?- Пожалуй, у Андрюхи Вавилченкова. Хороший, отзывчивый парень, но почудил в свое время изрядно. Сейчас повзрослел, понятное дело.
- Есть истории, которые можно рассказать?- Нет, пусть лучше это между нами останется (смеется).
- Когда друг детства Фомин уходил в «Локомотив-2», с собой не звал?
- Нет, потому что это в любом случае самостоятельное решение должно быть. Что касается «Локо-2», то этот вариант я и не рассматривал. Пойми правильно: ничего плохого про эту команду сказать не хочу, друзья хорошие там играют, но если есть возможность играть на более высоком уровне, то какой смысл? Если бы в первом «Локомотиве» на меня всерьез не рассчитывали, то наверняка без проблем нашел бы вариант в первом дивизионе.
- Сейчас домой получается слетать не чаще раза в год?- Честно говоря, уже почти два года там не был. Наоборот, родители ко мне чаще приезжают, помогают с бытом. Отец, если не в рейсе, вообще у меня подолгу гостит. Он уже на пенсии, но все еще в море ходит. Хотя надеюсь, что скоро это изменится.
- Собираешься в Москву родителей перевезти?- Обязательно. Можно сказать, это сейчас главная задача, не связанная с футболом. Может быть, не в Москву, а в Подмосковье. Там спокойнее как-то. Но в Приморье их особо ничего не держит.
- Моряк – профессия династическая.- Согласен. Но я никогда об этом не думал, а всегда хотел играть в футбол. Но и об учебе тоже не забываю. Через два года закончу РГУФК и обязательно пойду получать второе образование. Что-нибудь связанное с менеджментом. Но пока главное закрепиться в основе.
- Возвращаясь к твоему переходу в основной состав: насколько тяжело психологически уходить из команды, где ты безоговорочный лидер, туда, где авторитет еще только предстоит заработать?
- Это не так просто, когда переходишь из одной команды в другую. А когда идешь по ступенькам наверх, по одной и той же лестнице, к этому просто нужно быть готовым. Так же в свое время приходил в дубль. Если человек хочет идти наверх и развиваться, то никаких проблем с этим не возникает.
пресс-служба ФК "Локомотив" | Александр Карягин