Блохин, которого снова призывают вернуться на поле, Ярдошвили, намотавший километр, и фраза «Разгонять надо!» от Валентина Козьмича Иванова – в репортаже корреспондента Sports.ru с матча «Москва» – «Локомотив» (0:3)
. Стадион Стрельцова по-домашнему уютен. Здесь слышен даже чей-то смех на противоположной трибуне, а кроме того – дружелюбный персонал. Легко понять людей, которые приходят сюда семьями.
– Когда был футболистом «Памира», на Восточной всегда тяжело приходилось: здесь ведь было великолепное «Торпедо» с Валентином Ивановым, – вспоминал после матча главный тренер «Локомотива» Рашид Рахимов. – Бойцы все – они убивали, вырезали на поле.
Теперь, конечно, о том больше воспоминаний. Когда свисток Гвардиса прекратит мучения «Москвы» в игре с «Локомотивом», когда начнет, поругиваясь, расходиться по домам народ, Валентин Козьмич Иванов, садясь в машину, скажет одному собеседнику: «Да разгонять надо!», – а другому: «Да деньги, наверное, клубу нужны!» Третий спросит про объединение с «Торпедо», но Иванов только улыбнется в ответ. Мол, я б вам рассказал, да вы не поймете.
То был матч, в котором «Москву» отдали на поругание. «Локомотив» соперника не замечал и плел свои кружева без помех – к 32-й минуте было уже 0:2. Блестящ был Торбинский, он вел игру впереди и здорово отрабатывал в обороне. Он был везде, поэтому его часто роняли. Особенно тяжким для него стало столкновение со Станиславом Ивановым в центре поля. Медицинские бригады команд стартовали от своих скамеек синхронно – и тут первыми к своему игроку с большим отрывом пришли врачи «Локомотива». Доктор Ярдошвили в этом матче километр точно намотал: играли его пациенты здорово, но и доставалось им нещадно.
«Москва» настойчиво начинала атаки через центр. И ровно там же попадала в жуткий трафик, стопорилась и теряла мяч. Макси Лопеса все эти неудачи взвинтили – и вот уж он во втором тайме придумал, как забить «Локомотиву»: отдал сильную передачу из центра поля, но попал в судью и наорал на того. Он вообще проявил себя довольно общительным парнем. Кричал не только на Гвардиса, но и на лайнсмена. К тому моменту после шедевра, сотворенного Билялетдиновым, Глушаковым и Одемвингие, было уже 0:3. Судья на линии чего-то там не увидел, но даже если и ошибся – трагично ли это при таких цифрах на табло? Тем более в следующей атаке Лопес после ляпчика Пелиццоли мог бить по пустым воротам. Но оказался чересчур стеснительным – и вернул мяч в руки вратарю. А в конце матча запорол еще момент.
«Локомотив» мог выигрывать с любым счетом в этот вечер. Если бы в футболе можно было останавливать матч за явным преимуществом – это случилось бы еще до того, как Одемвингие сделал дубль.
Пресс-конференция получилась содержательной – так всегда случается, когда в ней участвует Рашид Рахимов. Пресс-атташе «Москвы» Максим Мотин для начала попросил выключить мобильные телефоны. Тренер «Локомотива» возразил:
– У кого хорошая музыка – могут оставить. Что по игре сказать... Прошу прощения, вы в шортиках? – вдруг спросил Рахимов, обращаясь к журналистке с первого ряда.
– Нет. – Просто отсюда кажется, что в шортиках.
Сидевший рядом с дамой мужчина не вспыхнул, конечно, но, кажется, что-то все же сказал. Рахимов улыбнулся:
– Это шутка, извините. Нет проблем.
При всей симпатии к тренеру – шутка получилась несколько смазанной. Его речь про игру была более четкой:
– Мне самому матч понравился – думаю, и вас он не разочаровал. Мы контролировали игру с первой минуты – и те отдельные моменты, рисунки, которые были у нас в прошлых матчах, сегодня явно просматривались. Могу, не приукрашивая, сказать: мы великолепно комбинировали, забили красивые голы, могли и еще забить. Думаю, матч в Питере показал, что мы на правильном пути. И сегодня просто еще раз подтвердили: не нужно нам мешать. Мы знаем, чего хотим, и будем в этом направлении двигаться.
– «Не нужно нам мешать» – это к кому относится? В том числе и к журналистам? – вопрос корреспондента Sports.ru. – Столько всего пишется... Я понимаю, что это нужно, это ваша работа – и я уважаю вашу работу, поэтому общаюсь с вами при любых ситуациях. Но зачастую пишется много выдуманного. Нет, почти все из вас нормальные журналисты, но есть и желтая пресса, о которой мы говорили: «Твой день». Они все время ссылаются на источники и пишут вещи, которых нет. Значит, источники их разводят, дают ложную информацию. Мне говорили, последний раз они написали, что я не справляюсь и приглашены еще два тренера, которые мне должны помочь. Но я один справляюсь. А эти тренеры пришли не ко мне – а для работы на развитие клуба, для работы с молодежью, которая на подходе к первому составу, но пока имеет слабые стороны, которые не позволяют ей играть в основе.
– При счете 3:0 вы выходили к бровке, что-то подсказывали. Хотя, казалось бы, чего там волноваться? – Постойте, это не волнение. Игра длится от первого до последнего свистка, и я старался не дать ребятам возможности где-то недоработать.
– Одемвингие поедет на Олимпиаду? – Скорее всего, да. Он приходит ко мне, называет состав сборной Нигерии и говорит: «Там такие игроки – у нас есть шанс выиграть». Нельзя лишать парня этого шанса.
Олег Блохин был, конечно, разбит этой игрой.
– За результат 0:3 отвечаю я. За свою игру на поле должны отвечать футболисты. Говорить нечего, потому что вчистую проиграли «Локомотиву». Надо разобраться, почему после матча с ЦСКА произошел такой провал. Может быть, просто команда не готова играть на таком уровне с сильными соперниками через неделю. Если с «Зенитом» такое же произойдет – это позор будет, позор. Вот такой комментарий.
Тут Блохина в который уже раз спросили – не хотелось ли ему выскочить на поле и показать, как надо забивать. Этот вопрос уже никого не веселит, но его упорно продолжают задавать. Блохин реагировал в том духе, что каждый должен заниматься своим делом. А закончил так:
– Если бы мог уйти с лавочки – я ушел бы. Стыдно было смотреть. В матче с ЦСКА мы играли, а сегодня мяч не могли остановить.
– Команда сейчас подавлена в раздевалке? – вопрос корреспондента Sports.ru. – Ну, а как они должны себя чувствовать? Если б смеялись, я бы взял палку и дал по голове. Команда подавлена, но ничего – будем выходить из этого состояния. Какими методами – подумаем. Надо остыть немного. Фактически в раздевалке я ничего не говорил. Бесполезно сейчас говорить.
Пресса Блохина не терзала. Он удивился:
– Я думал, вопросов будет больше.
В следующем туре его команде играть с «Зенитом». Если Дик Адвокат, этот блестящий Наполеон, сожжет дотла «Москву» – вопросов к Блохину, возможно, будет больше.