ВОЛАНД - В ВЕНЕ?
Что-то витало в воздухе над Веной в эти последние два дня. Неуловимое и тревожное. Все вроде бы было похоже и на Инсбрук, и на Зальцбург, и на Базель по отдельности и вместе взятые, но к устоявшейся уже в сознании картинке примешивалась некая новая краска (а может, запах или нота?), делавшая полотно совершенно незнакомым.
В среду вечером и вовсе разразилось! То ли сам мессир Воланд решил проверить, не испортил ли венцев билетный (Euro-2008) вопрос, то ли флюиды ожидания, сгустившиеся над городом, превысили критическую массу, но началось подлинное светопреставление. Ураган, гроза, потоки воды, напоминавшие водопад Виктория, сломанные деревья... К чему бы это?
Визит нечистой силы в Вену стоил подавляющему большинству телезрителей земного шара просмотра последних 15 минут первого полуфинала Германия - Турция (его картинка передавалась планете как раз через австрийскую столицу). Самых живых, кстати, минут, выгодно отличавшихся от предыдущего осторожного, а потому и вялого течения матча, чему можно только посочувствовать.
Бригада "СЭ" смотрела этот матч в пресс-центре стадиона "Эрнст Хаппель". И в тот момент, когда по абсолютно непонятной для всех причине многочисленные телеэкраны погасли, какие только мысли в голову не полезли... Но тревога рассеялась так же быстро, как и пришла. А вот ее неуловимая подруга в день матча только резче обозначила свое присутствие.
Все вроде бы делалось "по науке". С утра открыли ноутбуки, вошли в интернет и прочитали в "СЭ" комментарий коллеги Дзичковского, который обязан был его написать, поскольку делал это перед каждой победой российской сборной. Затем коллега Рабинер достал и бережно повесил на стул черную майку, в которую случайно облачился перед матчем с греками и потом надевал на каждую игру. А ваш покорный слуга, совершив не менее традиционную утреннюю прогулку по городу предстоящего матча, по столь же проверенному обычаю приступил к написанию читаемого вами материала ровно в 17.00.
Но не писалось. Пришлось отставить на некоторое время ноутбук и задуматься - откуда тревога? И постепенно стало понятным, на каких дрожжах она выросла. Во-первых, что бы там ни говорили, нам (пожалуй, впервые на этом чемпионате) уже было что терять. Вторая испанская неудача могла сильно замутнить ясную картину огромной российской радости. А кроме того, проигрыш в полуфинале при показанной до того яркой игре обиден особо: если вы покопаетесь в памяти, то финалистов крупных турниров вспомните легко, а вот всех тех, кто уступил им за шаг до решающего матча, - вряд ли. Проверено на себе.
Вторая составляющая тревоги - массовая эпидемия заоблачных ожиданий. Уже здесь, в Австрии, как раз перед первой игрой с испанцами, я писал, что когда все наши болельщики ждут от сборной только победы, фортуна имеет привычку жестоко над нами подшучивать.
Успокаивало только общение с самими футболистами. За эти две с половиной недели они действительно стали другими - если перед стартовым матчем чемпионата только пытались держать марку и выглядеть уверенными в себе, то сейчас действительно излучали импульсы спокойной силы.
ТАЙМ НА РАЗВЕДКУ
За три часа до матча началась вторая серия светопреставления по-венски - пусть и в слегка облегченном виде. И откуда только над центральной Европой столько воды? И зачем она напоминает о том, что первую свою игру с испанцами мы тоже играли под аккомпанемент дождя?
Впрочем, прочь мысли о той встрече! Все наши игроки в предматчевых интервью подчеркивали: свидание в полуфинале будет полностью, до основания, стопроцентно другим. Хотя испанцы, в свою очередь, готовы были все повторить - вот и состав на игру выставили абсолютно тот же.
У нас же изменений набралось в ассортименте. Прежде всего, Фернандо Торреса и Вилью должен был сдерживать совершенно новый центр обороны. Широков, как все помнят, был отправлен в запас еще после первой корриды, а Колодин удовольствия мести лишил себя сам, заработав пару горчичников в последних играх. Вместо них минировать подступы к воротам Акинфеева вменялось в обязанность привычному уже Игнашевичу и - вот этого решения ожидали с интересом - Василию Березуцкому.
Перед чемпионатом казалось, что без Березуцких нашей обороне - никуда, что их присутствие на поле - это аксиома из серии "Волга впадает в Каспийское море", но за прошедший месяц столько воды утекло (ах, дырявое австрийское небо!), что появление одного из братьев в составе вызывало как минимум любопытство.
Еще две замены произошли в атакующих рядах. И если появление Аршавина было само собой разумеющимся (в первой игре он тоже играл бы, не подвернись под ноги тихоходный андоррский почтальон), то место в составе для Саенко выкристаллизовалось уже в ходе нынешнего турнира. Да еще нужно было, чтобы Иван последствия травмы преодолел. Он, слава богу, справился.
В первые минуты после стартового свистка де Блекере утихшая было тревога начала вновь подавать признаки жизни - испанцы взяли мяч под контроль. То есть у наших он тоже бывал, но в основном - на нашей же половине поля. А вот противник владел им и там, и тут.
Неудивительно, что первый опасный момент в игре создали испанцы: Фернандо Торрес в штрафной ушел от Игнашевича и пробил - Акинфеев оказался на месте. Вообще, как только форварды противника оставались с нашими защитниками один в один, сразу надо было ждать опасности. Слава богу, что случалось это не часто. Оборона сборной России играла в первом тайме очень внимательно. И очень приятно, что не было претензий к Березуцкому.
В целом игра шла в позиционной манере и с изрядной долей осторожности. Испанцы ни на чем не настаивали, наши тоже были предельно аккуратны. Явно выраженным первым номером никто играть не хотел. И в следующий раз острота возникла только на исходе получаса игры - и теперь уже у ворот Касильяса. Жирков выцарапал мяч у противника и выкатил его под удар Павлюченко. Тот из полукружья штрафной пробил в правый угол и, похоже, попал, но на пути оказалась рука голкипера, которой арбитр не заметил.
Затем наш лучший бомбардир еще раз выскочил на ударную позицию, но в жесткой борьбе с защитником пробить как следует не сумел. Испанцам такое развитие событий явно не понравилось, и они заметно встрепенулись, доведя дело до пары выстрелов по нашим воротам. Угрозы, впрочем, для Акинфеева не представивших. В итоге первый тайм так целиком и ушел на осторожную разведку. И единственным плюсом для нас стал тот факт, что Вилья не смог его доиграть из-за травмы.
ВОТ И КОНЧИЛСЯ ПРАЗДНИК
Кто не выдержит сюрпляс первым? Увы, но оказалось - мы. Испанская атака слева вроде бы не предвещала ничего опасного - Иньеста уже утыкался в Анюкова, - как вдруг прямо в центре штрафной образовался никем не прикрытый Хави, отпущенный на свободу Семшовым. Передача одного хавбека "Барсы" другому последовала тут же, и мяч технично, в одно касание был переправлен в ворота.
Почти сразу испанцы, пользуясь нашим замешательством, организовали еще одну проникающую атаку, но Фернандо Торрес пустил мяч над перекладиной. Надо было что-то менять, и Хиддинк бросил на поле две свежие боевые единицы - Билялетдинова и Сычёва.
Помогло мало. Было очень похоже, что у россиян силы на исходе. При всей работе над "физикой" они ведь все равно не беспредельны. Испанцы, почувствовав запах крови, организовали еще две хорошие атаки, в одной из которых Фернандо Торрес нас откровенно простил.
Но россияне на волевом усилии игру от своих ворот все же отодвинули. Тогда Арагонес решил усилить превосходство в свежести, сделав двойную замену - на поле появились Хаби Алонсо и Гуиса. И игра опять потихоньку переползла к воротам Акинфеева, которому несколько раз пришлось активно в нее вступать.
И на 73-й минуте все практически закончилось. Эстетская передача Фабрегаса находящемуся на грани "вне игры" (но не за ней) Гуисе, выход один на один, и наш голкипер на этот раз был бессилен помочь своей команде - 0:2. А потом еще один провал в обороне - и еще один выход. Давид Сильва - 0:3... Поющие испанцы, впервые умолкнувшие россияне...
Всколыхнул российские трибуны лишь удар головой Сычёва, завершавшего какую-то уже отчаянную атаку нашей сборной. Ну почему получилось это за считаные минуты до финального свистка, а не раньше, гораздо раньше?! Да и в этом запоздалом голевом эпизоде испанцев выручил Касильяс. А уже совсем на исходе игры и сил тот же Сычёв, сыграв в стенку с Жирковым, пощадил будущих финалистов Euro, пробив с носка рядом со стойкой.
Так закончился наш праздник под названием Euro-2008. Не зря тревога над Веной сгущалась со вчерашнего дня - испанцы так и остались для россиян неразгаданной тайной. Но, как бы то ни было, мы должны сказать своей сборной огромное спасибо - за то, что впервые за последние двадцать лет были на крупнейшем футбольном форуме среди главных действующих лиц. А финалы - они, будем надеяться, у нас еще впереди.
Борис Левин