Алексей Зинин на примере своей работы в московском «Локомотиве» рассказывает о нюансах профессии спортивного директора.
Поступает очень много просьб рассказать о моем периоде работы в «Локомотиве», а буквально пару дней назад на электронную почту пришло письмо с 34 вопросами, касающимися деталей работы спортивного директора. Этот пост – моя реакция на ваши вопросы и пожелания.
Сразу скажу, что раскрывать чужие секреты, вытаскивать грязное белье – не в моих правилах. И счеты сводить мне не с кем. «Локомотив» стал для меня хорошим трамплином, и я благодарен всем, с кем довелось там поработать.
Подчеркиваю, цель данного поста – планомерное изучение деятельности спортивного департамента клуба премьер-лиги на примере «Локомотива» (период моей работы там – январь-октябрь 2011-го).
Как люди попадают в футбольные клубы
В российские футбольные клубы попадают, как правило, по знакомству. Это наша национальная черта. И это абсолютно нормально, поскольку в больших проектах легче работать с теми, чьи плюсы и минусы ты хорошо знаешь, а не с теми, чьи качества в условиях отсутствия времени тебе предстоит выявлять.
Но мы с Ольгой Юрьевной Смородской до ее прихода в «Локомотив» знакомы не были. Она села в президентское кресло «Локо» в августе 2010-го, а в конце сентября мне позвонили из клуба и предупредили, что она со мной хочет пообщаться. Дело в том, что Ольга Юрьевна оказалась в сложной ситуации. В клубе ей рады не были, в футбольный мир она только входила – вполне естественно, что она искала независимого человека, хорошо разбирающегося в специфике, с которым могла бы иногда советоваться.
Не стану оценивать, насколько я подходил под ее требования, скажу лишь, что Ольге Юрьевне меня порекомендовал один из футболистов «Локо». Первая встреча состоялась в офисном президентском кабинете. Здесь я раньше бывал в гостях у Валерия Николаевича Филатова, ездил обсуждать идею Матча звезд с Николаем Наумовым, мне было с чем сравнить. Атмосфера кабинета показалась другой. При Филатове было больше теплоты, при Наумове – легкости. При Смородской стало больше энергетики.
Ольга Юрьевна произвела мощное впечатление. Масштабом и нестандартностью мышления. В тоже время, были вещи, которые и порадовали, и насторожили одновременно – например, ее дикая убежденность в своей правоте и одержимость досконально контролировать абсолютно все в клубе.
Через несколько недель Ольга Юрьевна сделала мне предложение заниматься внешней и внутренней политикой «Локомотива», возглавить пиар, пресс-службу и что-то еще. Но я отказался – был перегружен работой, фактически уже начал совмещать должности директора агентства спортивного маркетинга и директора по развитию РФПЛ, плюс у меня оставался пул спортсменов, чьи маркетинговые и организационные дела я вел, вдобавок спешил завершить до конца года пятилетний труд по футбольной аналитике, основанный на размышлениях наших больших тренеров, в том числе Валерия Газзаева и Олега Романцева.
Со Смородской мы продолжали общаться по телефону примерно раз в неделю. Уже тогда поймал себя на мысли, что она пришла в «Локомотив» очень надолго, даже сказал ей как-то: Ольга Юрьевна, вас и танком не переедешь!
У нее огромная внутренняя сила, поэтому большинство качеств развиты гипертрофированно. А это значит, что в разных обстоятельствах плюс может оказаться минусом и наоборот.
Полагаю, от некоторых резких шагов президента «Локо» уберечь удалось, прежде всего, сумел изменить в лучшую сторону отношение к ряду игроков, которые по сей день остаются в команде на видных ролях. В чем-то переубедить ее было нереально. Достаточно быстро стало понятно, что у клуба будет новый тренер.
Чуть погодя, когда вопрос с отставкой Юрия Павловича был окончательно решен, Ольга Юрьевна попросила предложить ей четыре тренерские кандидатуры (напоминаю, это был 2010 год).
«Если хотите фундаментальную уважаемую в футбольной среде фигуру, которая примет удар на себя, сплотит игроков и даст результат (все эти факторы особенно важны на фоне ухода Юрия Семина), то, прежде всего, подумайте про Валерия Газзаева и, возможно, Станислава Черчесова. Оба за «Локомотив» играли, что тоже имеет значение. Но с любым из них нужно будет считаться во всем, и работать придется, скорее всего, по их правилам».
«Если хотите вырастить своего звездного тренера-харизматика, то предлагаю встретиться с Дмитрием Аленичевым. У него среди игроков с его-то титулами авторитет непререкаемый, он лидер по натуре, приверженец яркого атакующего футбола. Важно и то, что свой путь в большой спорт Дима начал именно в «Локомотиве». Но здесь вам придется ждать и терпеть. Быстрый результат вряд ли придет».
«Если хотите зарубежного тренера, то Руди Гарсия сейчас в таком положении, что сможет покинуть «Лилль». Он выстроит процесс, наладит игровую дисциплину и команда будет играть в футбол, а не мучиться на поле». Ныне Руди Гарсия тренер «Ромы».
Ольга Юрьевна отреагировала на Аленичева. Я даже встречался с Дмитрием по ее просьбе, но по целому комплексу причин главным тренером в итоге стал Юрий Красножан.
Очередное предложение о приходе в «Локомотив» (на этот раз самое фундаментальное) поступило мне под Новый год. Ольга Юрьевна попросила наладить работу спортивного департамента, помочь разобраться с комплектованием и курировать другие направления, касающиеся развития клуба. Ответ я обещал дать 11 января после разговора с президентом РФПЛ Сергеем Прядкиным.
Клуб к тому моменту уже вернул из аренды Фалла, Минченкова и Игнатьева, подписал Маренича и Амельченко, определился по кандидатурам Ибричича, Нахушева и Андрея Иванова. Я попытался Ольгу Юрьевну от некоторых решений отговорить, но все шаги уже были согласованы с тренером и отматывать назад в такой ситуации президент посчитала не совсем правильным. И тут же попросила меня убедить спартаковца Иванова на переход (Юрию Красножану нужны были два левоногих фланговых защитника, и Андрей обоснованно представлялся ключевой кандидатурой).
За час общения с Андреем удалось получить его твердое согласие. То, что у этого игрока не сложилось в «Локо» – шок для многих. Парень с хорошей школой, сбалансированный, скоростной, жесткий в единоборствах, но… к конкуренции с Янбаевым оказался совершенно не готов и его организм начал сыпаться: одна травма, другая, лишний вес. Тем не менее один плюс от трансфера Андрея «Локо» все-таки получил: Ренат Янбаев, обнаружив конкурента за место в составе, взлетел в тот год, вышел на совершенно новый уровень.
Начало работы
Когда приходишь в клуб, важно правильно оценить ситуацию. На это у меня, учитывая, что я был хорошо подготовлен заранее и многое знал от представителей всех уровней, включая игроков, ушло пять дней. Параллельно создавал прообраз спортивной стратегии клуба и еще сутки доводил ее до ума. Не помню в тот период вообще ничего кроме работы. Даже в 2-3 часа ночи созванивались с президентом или с кем-то из сотрудников, обсуждая важные нюансы, ведь до закрытия трансферного окна оставались считанные недели, а на балансе «Локо» числилось 84 игрока, весомую часть которых нужно было куда-то девать и желательно с пользой для клуба.
Когда буду говорить о плодах своей деятельности, обращаю ваше внимание вот на что. Ни одно достижение, ни один успешный пункт не был осуществлен мной в одиночку. К каждому, даже крохотному успеху, впрочем, как и к ошибке, которые тоже, безусловно, были, причастна целая группа людей. Тех, кто поддержал твою идею, тех, кто дорабатывал ее вместе с тобой, тех, кто исполнял под твоим началом, тех, кто продолжил или не продолжал держаться заданного курса после твоего ухода. Ни один спортивный директор, ни один главный тренер не работает сам по себе. Он – составляющая коллектива!
Когда кто-то из футбольных людей говорит, что он в одиночку взял того или иного игрока, это лукавство. К любому решению, а уж тем более к трансферу причастна группа людей, как минимум, двое-трое, а, как правило, человек пять-шесть, а то и больше: селекционеры, спортивные директоры, тренеры, генеральные директоры, президенты, владельцы, юристы и агенты. И порой невозможно понять, кто какую роль в процессе сыграл.
Поставленные цели и задачи
Возродить понятие «мы»
Что было выявлено: одна из главных проблем «Локо», на мой взгляд, состояла в том, что команда превратилась в болото. Идеология уже отсутствовала (боевой победный семинско-филатовский дух конца 90-х – начала 2000-х выветрился, нового веяния не появилось). Многие игроки, оказавшиеся невостребованными в других топ-командах, считали «Локомотив» тепленьким местечком. Были развращены большими зарплатами, включая молодежь. Высокие спортивные цели перед собой ставили единицы. В большинстве своем люди не готовы были умирать за клуб, друг за друга. За единичным исключением, никто из них в рассуждениях о «Локо» не использовал «мы», обычно каждый отделял себя от остальных. Ментально команда была не дерзкая, не чемпионская, разрозненная... Это то, что нельзя потрогать руками, но это то, что влияет на успех больше, чем качественный состав, хорошая инфраструктура и большие зарплаты.
Какая цель была поставлена: формирование атмосферы, в которой игроки будут профессионально счастливы, а, следовательно, смогут прогрессировать и добиваться нужного результата. Объединить коллектив, заставить поверить в свою значимость, исключительность и возможность завоевывать трофеи.
Первые результаты: акцент был сделан на общение руководителей и тренеров с игроками – один на один, комплексно с небольшими группами, со всей командой, транслирование идей-установок через лидеров, через персонал. Ребята отзывались, постепенно сложился сбалансированный костяк (весомый Лоськов, никогда не унывающий Дюрица, суровый идеалист Торбинский, вдруг начавший говорить молчун Янбаев, почувствовавший вкус к лидерству Глушаков, позитивный Шишкин, мужественный трудяга Тарасов, открытый Игнатьев, обрусевший Гильерме), на который можно было опираться. Кстати, уже в марте «мы» из уст ребят и персонала стало звучать гораздо чаще. Тренерский штаб вдобавок четко проработал всю игровую составляющую. Команда начала становиться спаянной, сплоченной. Это была наша общая маленькая победа, в награду за которую пришли очки и лидирующие позиции в турнирной таблице.
Создать систему
Что было выявлено: в «Локомотиве» многие службы работали как часы, а сотрудники вызывали уважение за профессионализм. Однако были направления совершенно провисшие, угробленные.
Каждая спортивная единица клуба (первая команда, дубль, школа, «Локо-2», селекционный отдел основы, селекционеры школы) существовали обособленно друг от друга. Системы в контрактах не существовало. Зарплата игроков одного уровня и статуса могла отличаться в 5 раз – один получал 100 000 долларов, другой – 20. Базы данных по потенциальным новичкам не было. Планы работы, критериев подбора игроков – тоже. Может, они и существовали в принципе, но нам их обнаружить не удалось.
Очень хотелось выявить лучшее и сохранить, приумножить. Беда была в том, что преемственность была нарушена уже давно и многие вещи требовалось создавать заново.
В селекционном отделе работал классный профессиональный парень, которого я хотел оставить, но тот вернулся к семье в США. Вызвал большие симпатии прославленный, очень позитивный и ответственный Валерий Палыч Маслов, но по причине возраста с видеоматериалом он не работал, по заграницам не ездил и потому был ограничен в возможностях. Только осваивал новое для себя дело Алексей Смертин, мнение о роли которого у меня тогда не сложилось. Все остальные люди, причастные к спортивно-селекционной деятельности, на мой взгляд, на клубе только паразитировали. Уволив одного молодого человека, делающего на игроков поверхностное досье (рост, вес, количество матчей по сезонам) и скаута по Южной Америке, не сумевшего кроме Неймара назвать ни одной фамилии, на их зарплату мы укомплектовали целый отдел из шести человек.
Какие цели были поставлены (привожу лишь первые три из десяти):
1. Построение спортивной модели клуба (система скаутинга, подбор кадров, алгоритм работы селекционного отдела, система взаимодействия со школой, дублем и вторым составом, построение информационно-аналитического и экспертного отделов, создание архивированной базы данных и многое другое).
2. Повышение качества спортивно-аналитической работы (проведение «спортивного» аудита, создание стратегии, определение концепции комплектования, составление профильного брифа на подбор игроков, выявление критериев подбора и критериев оценки игроков, а также формирование принципов, философии игры и стиля, определение кадрового древа на ближайшие четыре года).
3. Получение спортивного результата. Стратегия трехсезонного цикла. 2011/12 – закладка фундамента для качественного роста и завоевание места в Лиге Европы, 2012/13 – медали чемпионата страны и финал Кубка, 2013/14 – чемпионство.
Анализ итогов по каждому пункту заслуживает отдельной статьи и не может быть однозначным, особенно с учетом того, что я уже давно не работаю в «Локо» и не могу точно судить, почему по некоторым намечен ным пунктам президент изменил свою позицию на диаметрально противоположную.
Вкратце, первые два пункта были на 80% реализованы еще при мне. Из откровенных минусов – слабая интеграция в общую структуру и низкая отдача «Локо-2».
По спортивному результату могу сказать, что предпосылки были заложены. Но авантюрный своей преждевременностью приход еще не переформатированного «сборника» Билича вычеркнул у команды сезон 2012/13.
Особая составляющая стратегии
Также отдельной главой в стратегии было намечено сделать клуб абсолютно независимым от лимита на легионеров. Для этого нужно было создать количественно-качественный задел по россиянам. Каким образом?
Сохранить всех подписанных клубом россиян, в которых мы видим пользу сейчас или в которых видим потенциал в будущем (школа, дубль, аренды, «Локо-2»). И агрессивно вести селекцию среди россиян и искать подходящие моменты для подписания с ними контрактов.
Учитывая, что уже тогда в российском футболе существовал план по ужесточению лимита, сложилось четкое понимание, что россияне со временем будут расти в цене и «Локомотив» сможет выгодно продавать тех, на кого будет спрос. При этом планировалось, что команда будет готова к любому предложению о покупке – то есть будет иметь внутренние резервы для восполнения потерь. Искренне верилось, что «Локомотив» через пару лет начнет зарабатывать на продажах российских игроков хорошие деньги. К слову, почти так и произошло.
К тому же в ситуации, когда по части лимита имеешь подушку безопасности, ты можешь брать легионеров на любую позицию. Ты не зажат никакими рамками. А у тренера развязаны руки в плане вариативности выбора состава и тактики.
Что из этого получилось: когда Дан Петреску тренировал «Динамо» (это было уже после моего ухода из «Локо»), мы как-то вместе смотрели футбол и я у него спросил: Дан, о чем ты как тренер мечтаешь? Он ответил, что мечтает иметь такой состав, как у «Локомотива». «Там любая позиция продублирована приличного уровня и россияном, и легионером. Там вообще нет слабых сторон. Реализовывай любые свои идеи!»
Действительно, «Локомотив» быстро стал и долгое время был единственным клубом в РФПЛ, который мог выставить одиннадцать, пускай не звездных, но весьма качественных россиян (еще раз повторяю – это коллективная заслуга руководителей разных локомотивских времен):
Добавьте к ним игроков, появившихся вследствие намеченной стратегии (приобретенных позже или выросших в системе клуба) – Ещенко, Самедова, Касаева, Павлюченко, Григорьева, Алексея и Антона Миранчуков, Абаева, Серасхова, Логашова, Ткачева, Лобанцева…
Из тех россиян, с кем «Локомотив» расстался, также можно сложить хорошую команду. Некоторых, как например, Бурлака, Игнатьева, Глушакова, Гатагова клуб продал может и не по максимуму, но вполне выгодно, с некоторыми поскромничал, но в целом у клуба до сих пор есть хороший источник дохода и есть «неприкосновенный запас», который в любое трансферное окно можно трансформировать в живые деньги на благо команды.
Кстати, из экс-железнодорожников последних лет, выступающих сейчас за другие команды, можно собрать приличную бригаду. Фильцов, Смольников, Бурлак, Ещенко, Глушаков, Оздоев, Подберезкин, Игнатьев, Торбинский, Фомин, Нахушев, Чочиев, Саркисов, а также стоящие особняком (почему – объясню позже): Полоз, Дьяков, Трошечкин, Нуров, Корян, Камболов, Лысцов. И при этом «Локо» все еще сохраняет возможность выставить на поле одиннадцать россиян!
Комплектование команды
Было намечено семь стадий комплектования (всего их десять), которые мы должны были пройти за 4 ближайших трансферных окна. И в дальнейшем поддерживать намеченный высокий уровень на 8-10 стадиях шлифовки и поднятия общей планки.
Стадии комплектования:
Первая. Сохранить тех, кто нужен
Вторая. Изыскать внутренние резервы
Третья. Расстаться с теми, кто не нужен
Четвертая. Не взять тех, кто не нужен
Пятая. Взять тех, кто необходим, чтобы закрыть дыры и создать глубину состава
Шестая. Взять тех, кто необходим, чтобы вывести команду на новый уровень
Седьмая. Взять за символические деньги игроков с послезавтрашней перспективой и высокой маркетинговой привлекательностью
По периодам эти стадии развел таким образом.
Январь 2011. Стадии 1-4 (подготовительный период)
Лето 2011. Стадия 5 (переходный период)
Зима 2011/12. Стадия 6 (ключевой период)
Лето 2012. Стадии 6-7 (период совершенствования).
При этом стадии 2-4 задействуются каждые полгода, только в меньшем объеме, чем в январе 2011-го.
Вот теперь мы с вами добрались до самого интересного. Но об этом (что и как происходило на какой стадии комплектования, почему с одними игроками расставались, а других приглашали, за счет чего молодежный состав занял первое место и многом другом) – в следующем посте.
бред какой то про "не переформатированного сборника". Если, как говорит автор, в клубе была создана "система" и "службы работали как часы", то как из-за одного человека клуб показал свой худший результат за все время в РПЛ? И вообще, как такое могло получиться, что "не переформатированный" сборник получил место гл. тренера? по-моему это сплошной самопиар...
Все остальные люди, причастные к спортивно-селекционной деятельности, на мой взгляд, на клубе только паразитировали. Уволив одного молодого человека, делающего на игроков поверхностное досье (рост, вес, количество матчей по сезонам) и скаута по Южной Америке, не сумевшего кроме Неймара назвать ни одной фамилии, на их зарплату мы укомплектовали целый отдел из шести человек. И понеслась закупка кто во что горазд! Где этот отдел? Почему он не работает? То есть теперь у нас нет даже "поверхностных досье"? Фраза "кого тренер скажет того и купим", воспринята буквально?