Локомотив
«Локомотив» на сборе в Турции был исключительно открыт, а его новый тренер - исключительно благодушен. Анатолий Бышовец всем своим видом опровергал факт существования в команде каких-либо конфликтов и демонстрировал, как соскучился по настоящей работе.
- Так, теперь давайте выполним такое упражнение, - командовал Анатолий Бышовец на тренировке. - Вы бросаете партнеру мяч, а он старается правильно бить головой по воротам.
Вроде бы начали, но как-то неудачно: то мяч не так кинут, то головой не так ударят.
- Стоп-стоп, ребята, - остановил выполнение упражнения тренер. - Не так надо. Дайте мне мяч.
Кто-то из молодых подкинул ему мяч на голову.
- Не надо мне на голову подкидывать, - возмутился Бышовец. - уже свое отыграл головой за 40 лет в футболе!
И так было постоянно. Бышовец, впрочем, сам виноват - он все время пытался участвовать в выполнении упражнений, а порой даже самостоятельно проводил разминку. Было невооруженным глазом видно, что по такой работе он невероятно соскучился. В специальный выходной Бышовец первым вышел на площадку поиграть в теннис-бол вместе со своими помощниками - и футболисты не преминули последовать его примеру. Тех, кто не считает нужным «отдыхать»таким образом, отправили бы бежать кросс, сообщили мне в команде. Но поиграть в теннисбол вышли все. Помощники Бышовца Владимир Лютый и Сергей Герасимец также выходили на поле в бутсах и тренировались едва ли не по полной программе. Играли в «квадраты», помогали футболистам, оставшимся без пары. Василий Кульков в этом меньше участвовал, но только потому, что курит. Силы уже не те.
Единственная закрытая тренировка «Локомотива» прошла непосредственно возле отеля, на маленькой неровной полянке, окруженной деревьями. Туда принесли мячи, фишки. Чем они там занимались на такой крохотной территории - выяснить не удалось.
- Сегодня у нас закрытое занятие, - объявил Бышовец в один из дней турецкого сбора. - Специальное. Так что прошу прощения.
Он пристально посмотрел на единственного репортера.
- Но в другой раз милости просим, -добавил он, поинтересовавшись на следующий день, не рассердился ли на него журналист. При этом Бышовец совершенно спокойно ладил с футболистами: его благодушие казалось убедительным опровержением слухов о ссорах нового тренера с игроками. Возможно, Анатолий Федорович ссорился с ними позже, вызывая на индивидуальные беседы.
В свободное время футболисты «Локомотива» собирались в игровой комнате. Спахич, Иванович и Якупович сразу же начинали играть в бридж, иногда к ним присоединялся Дмитрий Лоськов. Сергей Рыжиков и Сергей Гуренко отчаянно рубились в нарды. Иногда капитану надоедали карты и он тоже присоединялся к бросающим кости.
Анатолий Бышовец старался каждый вечер сыграть в шахматы, чаще всего с Лютым или Герасимцом. Обычно Бышовец побеждал. После одной из таких партий Герасимец был вне себя.
- Сергей, во сколько у вас завтра тренировка?
- Что ты меня спрашиваешь? Достал ты меня вопросами! Отстань!
Через минуту он уже смущенно извинялся.
- Мы у Анатолия Федоровича можем раз в месяц выиграть, - признался однажды Владимир Лютый. - Для нас это праздник. Но чаще всего, конечно, уступаем. И такое ощущение остается, что шансов на победу нет.
Никто из футболистов за время турецкого сбора сыграть с новым тренером в шахматы так и не рискнул.
Алексей ШЕВЧЕНКО