Вложения в спорт перестали быть прихотью олигархов и способом их самовыражения. Бизнес потихоньку начинает осознавать роль спорта. Даже многомиллионные долги некоторых спортивных клубов уже не пугают потенциальных инвесторов. Однако многие экономисты настороженно относятся к возможности получения доходов от побочной деятельности, объясняя, что так называемое перекрестное финансирование не является прогрессивным.
Правда, у инвесторов, в качестве которых все чаще выступают крупные частные и государственные корпорации, на этот счет другое мнение. Они готовы тратить и даже где-то терять, потому что всем известно, что прибыль не всегда исчисляется деньгами. Имея за спиной футбольный клуб, становится легче заниматься своим бизнесом. Причем не важно, какой клуб — столичный лидер чемпионата или аутсайдер из провинции. Все зависит от цели. Вот вам свежий пример — РЖД (владелец ФК «Локомотив») проводят глобальную кампанию по улучшению своего имиджа, в том числе среди зарубежных партнеров. А в августе пройдет международный турнир «Кубок РЖД» с участием самого «Локо» и грандов мирового футбола, который будет транслироваться на весь мир. Совпадение? Да лучшую рекламную акцию и придумать сложно!
Сегодня почти в каждом российском клубе в той или иной мере имеет место перекрестное финансирование. Схема такая: некий бизнесмен или структура зарабатывает деньги на чем угодно, а потом часть прибыли вкладывает в футбол. И честно говоря, если бы у нас не было этого «нездорового» с точки зрения экономики явления, у нас не было бы и самой Игры.
«Российские железные дороги» одними из первых среди крупных компаний начали вкладывать деньги в спорт. И теперь футбольный «Локомотив» (Москва), волейбольный «Локомотив-Белогорье», хоккейный «Локомотив» (Ярославль) борются за медали своих первенств, продвигая бренд «железнодорожного монополиста»
России.
Все бы ничего, только вот ОАО «РЖД» — государственная компания. Уж очень многим не дает спокойно спать тот факт, что на все эти команды идут наши с вами деньги. И немалые, судя по сегодняшним зарплатам футболистов и суммам их трансферов. А тут еще «Кубок РЖД», который боссы-железнодорожники решили организовать по случаю 170-летия компании. Пригласили звезд мирового футбола. Естественно, не за «спасибо». Сергей Липатов — председатель совета директоров ФК «Локомотив», президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» (дочерняя структура ОАО «РЖД». — О.Б.) — заявил, что стоимость турнира составляет 6 миллионов евро, но эти затраты «не лягут на плечи РЖД, а все расходы понесет «Локомотив». Как такое возможно, если учесть, что владельцем «Локо» являются РЖД, каким образом формируется бюджет клуба и какова в этом «заслуга» его генерального спонсора, мы решили выяснить у коммерческого директора ФК «Локомотив» Дмитрия ЕФИМОВА.
— Какой процент акций принадлежит генеральному спонсору ФК «Локомотив» ОАО «РЖД»?— Миноритарными акционерами являются бывший президент клуба Валерий Филатов и нынешний президент Юрий Семин. Каждый из них владеет 15 процентами акций. Соответственно, у РЖД — оставшиеся 70 процентов.
— То есть дочерним компаниям РЖД, которые также являются спонсорами клуба, как например «ТрансКредитБанк», не принадлежит ни одного процента акций?— Нет.
— Каким образом формируется бюджет «Локомотива»?— Транш от РЖД составляет львиную долю бюджета клуба. Это порядка 40 миллионов долларов в год. А остальное мы получаем от продажи прав на телетрансляции, спонсорских контрактов и т.д. (в одном из интервью «Новой» президент клуба Юрий Семин заявил, что бюджет «Локо» на этот год составляет 70 миллионов долларов. То есть под «остальным» следует понимать 30 миллионов. — О.Б.)
— Сергей Липатов заявил, что затраты на проведение «Кубка РЖД» «лягут на плечи ФК «Локомотив», а не РЖД. Однако РЖД являются владельцем «Локомотива». То есть формально финансовые потери несет клуб, а фактически РЖД?— В бюджете «Локомо-тива» нет такой статьи расходов, которая бы предусматривала затраты на проведение Кубка. А стоимость турнира — 6 миллионов евро. Соответственно, если бы мы хотели это сделать частично или полностью за счет РЖД, то мы бы к ним пришли и сказали: «Дайте нам такую-то сумму». Но мы этого не сделали. Естественно, возникает вопрос: как мы собираемся зарабатывать деньги на этот турнир. Ну, во-первых, продажа билетов, VIP-лож. Это около 2 миллионов евро. Во-вторых, реализация прав на телевизионные трансляции по всему миру. Благодаря нашим именитым участникам — мадридскому «Реалу», «Милану», ПСВ — весь мир проявляет интерес к этому турниру, начиная от Японии и кончая Бразилией. Здесь речь идет о сотнях тысяч евро. С кем-то контракты уже подписаны, с кем-то все еще ведутся переговоры, ведь стоимость телеправ для каждой страны своя.
— Все равно 6 миллионов никак не получается. А ведь коммерческие турниры всегда устраиваются ради получения прибыли.— Посчитайте еще спонсорские и рекламные контракты. А потом в этом году мы не ждем прибыли от Кубка. Даже перспектива выйти на ноль пока представляется достаточно призрачной.
— И кто же тогда понесет потери — «Локомотив» или РЖД?— «Локомотив». Будем пытаться отбить эти деньги какими-то другими способами. Например, путем привле чения новых спонсоров в чемпионате страны.
— ФК «Локомотив» принадлежат несколько «нефутбольных» объектов: боулинг, фитнес-центр, бар. Прибыль от этой деятельности идет в казну клуба или РЖД?— Безусловно, клуба. Это как раз те средства, которые клуб зарабатывает сам. Посмотрите, все ведущие европейские клубы так функционируют.
— «Локомотиву» до сих пор принадлежит железнодорожный терминал, занимающийся получением и таможенным оформлением грузов?— Когда четыре месяца назад я приходил в клуб, этого объекта на балансе не было.
Ольга Булах