За два матча до завершения турнира, можно обсудить некоторые его нововведения. Все теперь активно считают произведенные игроками пасы, и пытаются их трактовать. Получется не всегда адекватно.
Вот, к примеру, есть неточная подача с фланга, осуществленная в борьбе из-под ноги защитника. «Добросовестный» счетовод посчитает эту передачу браком, я же придерживаюсь другого мнения. На эту передачу мог вовремя не откликнуться и не успеть партнер, мог опоздать игрок на дальней штанге, не прочитать ситуацию, не дотянуться. Лично я такую передачу браком не считаю. Но если на ровном поле, по катящемуся, а не прыгающему мячу игрок выполняет передачу за ворота, или прямо в ноги ближнему защитнику – это, да – можно назвать браком.
Наиболее ценны в футболе и эффективны обостряющие передачи вперед, диагональные или, как сейчас модно говорить, вертикальные (хотя слово вертикальный наводит на мысль о мяче ударенном вверх, о «свече»). Впрочем, предголевой и голевой пасы могут быть и поперечные, и даже пас назад может быть голевым, хотя как правило они делаются из пределов штрафной площади, или от лицевой линии.
Такая же ситуация с выигранными единоборствами – тут тоже статистика не в состоянии охватить все многообразие. Если в борьбе за мяч в воздухе, с более высоким соперником, игрок обороняющейся команды играя в корпус не дает сыграть нападающему, но не играет и сам, – я такое единоборство заношу в плюс защитнику, хотя мяча он не коснулся.
Малое количество предупреждений на турнире не считаю плохим нововведением. Футбол это контактный вид спорта, в нем должно быть и есть место борьбе. Однако судьи должны быть внимательны и пресекать систематические нарушения, так называемую «тактику мелкого фола». Десять сорванных атак с желтыми – это целый тайм. А если каждого еще по разу «простить», – то и все двадцать, т.е. целый матч.
Не припомню, кстати, индульгенций от удаления, вроде того, что произошло с Колодиным. Но должен сказать, что его нарушение не заслуживало желтой. Обороняющийся игрок имеет право совершать отбор и в подкате, и в падении – игрок в праве выбирать любое положение собственного тела на поле. Если Колодин решил сыграть лежа против голландца, а тот не успел перепрыгнуть и упал – это не нарушение правил. Другое дело если он заденет, тем более собьет соперника собственным движением.
Потери у сборной, конечно, серьезны. У Торбинского в команде Хиддинка лучше всех получалось выходить на замену.
Те, кто будут призваны заменить Колодина, не уступают ему в игровых качествах, в сборной есть не менее квалифицированные игроки. Правда, у них нет такого удара, какой он продемонстрировал в последнем матче. Его удары стали одним из украшений матча.
Кстати, незабитые мячи с греками, со шведами и голландцами это не столько нехватка мастерства, как некоторые пытаются их выставить, сколько нехватка опыта, не просто международных матчей, а именно финальных турниров.
Однако то, к чему я призывал перед матчем со Швецией, в полуфинале своей актуальности не потеряло. Пока единый командный порыв держится, мы имеем вполне реальные шансы на победу.