Все это, правда же, настолько необычно. Переводить спешащим куда-то – впрочем, туда же, куда и мы, – в эфир – португальцам, что говорили после матча в микст-зоне Павлюченко с Жирковым. Гулять (кто получше язык знает) по студиям диковинных телекомпаний, рассказывая про сборную России...
НЕТ НИКАКОГО «ЗАВТРА»…
Мой коллега по «Плюсу» Денис Казанский, говорящий, в отличие от меня, свободно по-английски, сидел тут в студии канала ни больше ни меньше, чем «Аль-Джазира». Показывают, представьте, весь Евро как миленькие на весь арабский мир. Денис до сих пор не может отойти от культурного шока – когда пошли звонки в студию, его спросил телезритель из Саудовской Аравии: как скажется празднование дня рождения братьями Березуцкими на завтрашнем матче с Голландией? Что-то вроде этого.
Но сейчас уже не это важно. Это уже прошло.
Мы двадцать лет не были в полуфинале. Да и когда были – это были настолько другие «мы», что теперь уже и не чаяли в эти-то сроки вернуться. Но вот в чем дело... Это спустя двадцать лет полуфинал (а там еще был и финал) – успехи. Тогда это были поражения. Не срамные нисколько, но все же. Мы тогда шли за победой.
Мне бы хотелось, чтобы те, кто играет за сборную сегодня, понимали: сейчас нет никакого «завтра». Завтра будет завтрак – поздний или ранний, с яичницей или с йогуртом. Ну, на крайний случай с пивом. А потом мы пойдем все на работу – кто на какую. Сейчас же есть только сегодня, и только сегодня у нас есть шанс выйти в финал, а это уже борьба за титул.
Важно понимать, что и большие команды, состоящие из великих игроков, случалось, имели не более одного шанса за жизнь добиться этого. Вот мы сегодня трепещем перед испанцами – один из самых сложных для нас соперников в истории. Мы побеждали их, если не считать одной технической победы, всего один раз. Все то время, пока мы разбирались, куда у нас пропала страна, они играли на высочайшем уровне, они место в восьмерке чтили за повседневность...
А между тем они финала ждут дольше, чем мы. На целых четыре года.
НЕТ НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО…
Это шанс. Его не надо бояться – в него надо влюбиться. Работа в ее потной и мозольной части уже позади – остался бой. Естественное состояние для каждого мужчины. Это шанс, и сегодня он наш. Чьим будет завтра – это мы решим завтра. Кто за яичницей, кто за пивом, а кто-то вообще раньше чем к обеду не проснется и радость поглощения здоровой пищи по уважительной причине вынужден будет отложить до вечера...
Испанцы – они как мы. Они тоже молоды. Они тоже окрылены тем, что прорвали свой проклятый круг – четвертьфинальный. Мы похожи тем, что на двоих выбили из турнира всех носителей международных титулов. Они одолели чемпионов мира, а мы отправили домой (хоть это было и не в плей-офф) чемпионов Европы. Мы прекрасно их знаем. Мы просто не смогли в первый раз сыграть с ними в свой футбол.
И это при том, что теперь мы сами о своем собственном футболе знаем больше, чем тогда, в начале пути.
Возможно, даже хорошо, что именно они нам достались. Испанцы, которые в первом матче показали нам, как карают здесь за малейшие ошибки. Как противно, вонюче и, самое главное, в мгновение ока все эти пакости чувствуются на душе. Все это тем хорошо, что добавляет мотивации нашим. Никуда не денется ни наша готовность, ни наши эмоции, а пропасть может только уверенность в собственных силах, жажда игры. Жажда, бывает, что утоляется, а уверенность перерастает в самоуверенность. Вот больше нам сейчас ничто не угрожает на пути к собственному блистательному футболу.
…А ЕСТЬ ТОЛЬКО ВЕЛИКИЙ ШАНС
Главный вопрос сейчас: есть ли у сборной по-прежнему мотивация? Не забыла ли она свой голод по победам, по славе? Слава уже – вот она. Агенты потеют в очередях. Но титул, титул – вот это такая штука, которая обманула своей близостью столь многих! И только ведь титул важен. Пожалуйста, парни, думайте о нем, облизывайтесь на него, другого шанса может и не быть. Вот ЦСКА в Лиге чемпионов проигрывал «Фенербахче»; их тренирует Зико – величайший игрок. Величайший!!! А чемпионом мира он так и не стал. Мы вспоминаем ту его команду, ту сборную Бразилии, как одну из самых эффектных, но... Они оба раза проиграли. Удивительное поколение, так и не дошедшее до медалей.
А сам Гус вполне может рассказать, как игроки из его страны чуть моложе него дважды подходили к мировой короне и оба раза уступали в финале. Уступали командам слабее себя, между прочим. Ну уж точно никак не сильнее. И все, и больше шансов не было.
Будем мы голодными, будем мы такими же весело-шальными – мы победим Испанию. Вот так вот, без восклицательного знака – с точкой.
Знаете, что я вам скажу? Мало ли, вдруг кому-то будет интересно посмотреть, все дополнительная мотивация... Не знаю, встану ли я к завтраку наутро после полуфинала, но если сборная России пройдет испанцев, первое, что я сделаю, – пойду в парикмахерскую и постригусь под ван Бастена. Нынешнего. Наголо.
Все забава.
А просто очень хочется. У меня множество мыслей самых разных в голове сейчас толпится, но я хочу быть болельщиком сейчас. Я этого тоже жду двадцать лет. Это, между прочим, больше чем полжизни. Но сделать для этого я ничего не могу, можете, парни, только вы. Я могу только как-то это отметить...
Уткин В.