Самый громкий трансфер российский зимы, возможно, отменяется: Наир Тикнизян (пока?) отказался от перехода в «Зенит». По информации инсайдера Андрея Панкова, Тикнизян запросил около 2 миллионов евро в год – «Зенит» такие условия не устроили.
Потенциальная сделка «Зенита» по Тикнизяну не только яркая, но и очень странная. Кто проиграет, если стороны подтвердят срыв трансфера?
Зачем «Зениту» Тикнизян?
В январе «Зенит» неожиданно лишился Данила Кругового: левый защитник отказался от продления соглашения, истекающего летом 2024-го, и через полгода окажется в ЦСКА. Возможно, и раньше: по информации Sports.ru, клубы активно ведут переговоры о досрочном (и, видимо, небесплатном) переходе Кругового.
Так «Зенит» остался без четкой альтернативы на левом фланге обороны: в первых товарищеских матчах 2024-го вместе с Дугласом Сантосом там выходили универсал Алексей Сутормин и правый защитник Вячеслав Караваев.
Сразу после ухода Кругового казалось, что трансфер не особо беспокоит Сергея Семака: «Думаю, у нас есть кому сыграть, кем заменить. Да, это доморощенный игрок с российским паспортом, но, я думаю, мы справимся. У нас есть Дуглас, есть Караваев, который может сыграть слева.
Мы можем сыграть в три защитника, рассмотреть другие варианты, которые есть в нашем распоряжении: сдвинуть Алипа, Эракович может сыграть справа и слева – в этом отношении у нас есть опции, с помощью которых мы в случае проблем с Дугласом сможем закрыть эту позицию».
Уже на следующий день после этого заявления Семака инсайдер Иван Карпов рассказал, что «Зенит» близок к покупке Наира Тикнизяна за 8 млн + бонусы. Эту информацию подтвердили другие медиа: «Чемпионат» сообщил о зенитовской зарплате в 1,2 млн евро (в два раза больше, чем в «Локо»), а «Спорт-Экспресс» утверждал, что срок контракта – пять лет.
Близость трансфера Тикнизяна в «Зенит» шокировала не только из-за слов Семака.
Тикнизян – номинальный левый защитник, но на чужой половине поля он намного полезнее, чем на своей. «Я всегда за честность и справедливость. Вперед я бегу, а обратно еду на такси. И не всегда его вызываю. А если серьезно, я атакующий защитник с неудовлетворительной игрой в обороне», – говорил Тикнизян в «Это футбол, брат!» в начале декабря.
В интервью Metaratings Наир тоже высказывался о проблемах в обороне: «Могу бросить свою позицию, заиграться в атаке. Это приводит к опасным моментам у наших ворот. Стараюсь недочеты в обороне компенсировать атакующими действиями».
За анализ и признания Тикнизяну – респект, но пока этого слишком мало для игры на месте левого защитника в четверке в команде, претендующей на чемпионство. Более того, в «Зените» это место твердо занято: Дугласа Сантоса не сдвинуть.
По ходу первой части сезона главный тренер «Локомотива» Михаил Галактионов передвинул Тикнизяна в полузащиту. Пока тренер подробно не объяснял это решение, но очевидны две причины: слабая игра Тикнизяна в обороне и большой выбор крайних защитников. Наир считает, что ключевая – первая: «Позиция изменилась не с приходом ребят (Александра Сильянова и Ильи Самошникова – Sports.ru), просто тренерский штаб решил, что в атаке я буду полезнее».
На левом фланге атаки у «Зенита» море вариантов: Мостовой, Мантуан, Педро, Изидор и Ахметов. Конечно, подписание в ротацию доморощенного игрока, способного закрыть две позиции (качество – другой вопрос) и выдающего ярчайший отрезок в карьере, – не худший ход. Но он точно стоит 8 млн евро? Скорее это имиджевый ход для устрашения других клубов РПЛ: мы можем много платить за ваших лучших игроков.
Зимой 2024-го у «Зенита» нет острой необходимости в Тикнизяне, поэтому клуб вряд ли проиграл от первичного отказа игрока, которого еще и не устроило двукратное повышение зарплаты. На всякий случай: первичного, потому что «Зенит» и «Локо» пока не объявляли о финише переговоров.
Зачем Тикнизяну «Зенит»?
Тикнизян – новая поп-звезда РПЛ: шикарная результативность для номинального игрока обороны (6+2), открытость в медиа (осенью сходил и в «Коммент.Шоу», и в «Это футбол, брат!», и на «Матч ТВ», дал несколько интервью печатным изданиям), публичные отношения с телеведущей Яной Ромашкиной. В Петербурге интерес к Тикнизяну упадет из-за обособленности «Зенита» (совершенно необязательно это минус – просто модель поведения клуба) и уменьшения игрового времени.
Пока мы не знаем, насколько реально российскому (окей, почти) игроку уйти из нового «Локомотива» в европейский клуб, но из «Зенита» это сделать очень тяжело. «Зенит» ориентирован на трофеи – и скорее улучшит условия необходимым игрокам, чем отпустит их за границу (и это тоже совершенно необязательно минус для клуба – опять же, модель поведения).
Сейчас этот вопрос особенно чувствителен: Круговой – в ЦСКА, Чистяков ушел в аренду в «Сочи» и вряд ли захочет вернуться при такой же конкуренции в центре обороны, Сутормин тоже не против сменить клуб, Ерохину скоро 35, а Караваев все больше лечится. Мы уже фиксировали: это большая проблема. И «Зенит» выходит на российский рынок не для дальнейшей перепродажи активов, а для сбора лучшего у себя.
В декабре 2023-го Тикнизян дважды отвечал на вопросы о возможности перехода в «Зенит». «Уверен, «Зенит» не придет. Даже если это случится, я откажусь, так как для футбольной составляющей лучше будет воспользоваться возможностью уехать в Европу. На данный момент ее нет, но надеюсь, она появится за счет работы и старания», – говорил Наир на матче всех звезд Кубка России.
В «Это футбол, брат!» Тикнизян даже дополнил мысль: «Переходить в «Зенит» не стоит, потому что все мы знаем, как устроен «Зенит», какая у них система. Прийти и быть очередным футболистом, который получает хорошие деньги, но при этом сидит… Не вижу в этом смысла».
Забавно, но пару лет назад воспитанник петербургского футбола Тикнизян говорил нечто похожее об академии «Зенита», туда Наир так и не попал: «Вместе с тренером питерского «Локомотива» Александром Челпановым рассуждали, почему мне не стоит уходить в академию. В своей команде я был лидером. А если бы ушел в «Зенит»…Безусловно, это очень сильная академия, там ребята все одного уровня, ко всем практически одни требования. Кажется, эта академия заточена на результат здесь и сейчас, а не под качества футболистов, не на развитие».
В главной команде «Зенита» заточенность на результат не лишает игроков возможности развиваться (например, Сергеев и Алип вполне сочетают индивидуальный прогресс и титулы), но казалось, что ход мыслей Тикнизяна понятен. Поэтому его решение остаться в «Локо» – совсем не поражение.
И здесь мы подходим к главному вопросу.
Зачем Тикнизян вступал в переговоры с «Зенитом»?
Ответа пока нет – ждем объяснений от Тикнизяна и его агента Александра Клюева.
Разговор с Семаком, перевернувший представление Наира о «Зените»?
Желание самоутвердиться, вступив в переговоры с запланированным отказом?
Деньги?
Так кто проиграл от отказа Тикнизяна «Зениту»?
Кажется, всерьез может проиграть только одна сторона. Это «Локомотив».
Во-первых, на левом фланге обороны у «Локо» достаточно более надежных вариантов: Сильянов, Митай, Самошников.
Во-вторых, на дистанции «Локо» хватает игроков слева и в атаке: Пиняев, с лета 2024-го – Салтыков, возможно, останется Антон Миранчук, которого Галактионов нередко двигает в полуфланг.
В-третьих, по информации Ивана Карпова, «Зенит» готов не только заплатить за Тикнизяна 8 млн евро, но и покрыть 10%, причитающиеся ЦСКА в рамках давнего трансфера с «Локо». Царские условия за защитника, который слаб у своей штрафной и провел всего один яркий год в карьере.
В-четвертых, «Локо» нуждается в деньгах. Клуб не закрыл сделку по Лукасу Вере, потому что хотел разбить сумму трансфера (300 млн рублей по данным Карпова) на несколько траншей – «Оренбург» отказал. Продажа Тикнизяна позволила бы «Локо» хоть немного разнообразить состав – например, с помощью Веры Галактионов мог перейти на 4-3-3.
***
Переход Тикнизяна в «Зенит» стал бы ярким событием для РПЛ: игрок, часто попадающий в хайлайты и открытый для медиа, переходит к гегемону лиги.
Но, пожалуй, это все. В остальном – по-футбольному и по-человечески на фоне недавних слов о карьерном пути – трансфер был бы странным.
Кажется, хорошо, если он сорвется.
Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович, Александр Гальперин, Павел Бедняков, Рамиль Ситдиков