Новичок команды Брайан Идову в большом интервью для «Нашего «Локо» сравнивает Россию и Нигерию, «Локомотив» и «Амкар», Москву и Петербург, рассказывает, как играть против Месси и что ему пришлось бросить ради футбола.
- Давай поговорим о твоей семье. Как твои родители оказались в России, где они сейчас и чем занимаются?
- Родители живут в Санкт-Петербурге. Мама работает врачом в Мариинской больнице, а отец занимается кафе с друзьями. Мама родилась в Ленинграде, потом уехала в Нигерию, через некоторое время вернулась учиться в Ленинград. Отец тоже в это время приехал учиться на архитектора. Так они познакомились в студенческие годы.
- Где и как вы жили в Петербурге?
- Приморский район, окраина города. Тогда это был еще самый новый и молодой район. Жили в самой обычной небольшой двушке на шестом этаже. Позже перебрались в трехкомнатную квартиру в этом же районе. Сейчас там появились и новые дома, и магазины, и торговые центры, открыли новую станцию метро, а в детстве это была глухая окраина.
- Долго приходилось добираться на тренировки?
- От станции метро «Пионерская» надо было ехать до «техноложки» – это ниже центра. Там пересаживался на красную ветку и ехал на самый верх. На метро этот путь занимал минимум час, но на маршрутке без пробок можно было уложиться за полчаса. Поначалу меня возили на тренировки родители, а в седьмом классе всю команду перевели в одну из школ поближе к секции.
Утром мы шли на три урока, затем тренировались и после снова на учебу. Потом стал ездить самостоятельно. В маршрутке почти всегда спал. Просыпался как по часам – на Светлановской площади. Второй подъем был у метро Академическая.
- Ты немного прожил в Нигерии. Некоторые называют Россию «Нигерией в снегу». Можно ли сравнивать две страны?
- В Нигерии я ходил в детский сад. Там другая система образования – английская. Есть разница в уровне жизни. В Нигерии он ниже. Когда я приезжал в Абуджу, видел что происходит в городе. Есть хорошие места и районы, но все же в России более высокий уровень жизни. В целом, запомнил Нигерию как позитивную страну. Наверняка есть какие-то проблемы, как и везде, но я лично с ними не сталкивался. Я жил там ребенком с трех до шести лет. В 2009 году провел месяц в гостях у бабушки. И перед чемпионатом мира приезжал в расположение национальной команды, мы сыграли товарищеский матч и отправились на сбор в Австрию.
- Что готовила бабушка, когда ты у нее гостил?
- Бабушка всегда стремилась меня накормить, правда, я не очень запомнил ее стряпню. В Нигерии она точно не готовила русских блюд. Она была очень интересная женщина, с непростым характером, но при этом веселая. В ней удивительно сочетались русские и нигерийские черты характера – смесь гремучая. Хотя она была чисто русской – из Ленинграда, но за время жизни в Африке стала скорее нигерийкой.
- Как ты сам себя ощущаешь? Русским или нигерийцем?
- 50 на 50. Это все воспитание. В сборной я был, пожалуй, самым спокойным, хотя в этом плане Виктор Мозес даст мне фору. Он, кажется, вообще максимально спокойный человек среди всех, кого я встречал. Спокоен как слон. Внутри дикое желание победить, но внешне он никак не проявляет свои эмоции.
- Как в твоей жизни появился футбол?
- Футбол постоянно смотрел и смотрит мой отец, он ярый фанат лондонского «Арсенала». Я играл в мяч во дворе, потом посмотрел ЧМ-98 во Франции. Особенно запомнился финал Франция – Бразилия. Болел за бразильцев.
Потом был легендарный финал Лиги чемпионов «Манчестер Юнайтед» – «Бавария». Думаю, этот матч сделал меня фанатом «МЮ». Сумасшедший камбэк и вырванная на последних секундах победа. Теперь у нас дома спор: кто круче в Англии – «Арсенал» или «МЮ». Вскоре подключилась мама. Она болеет за разные клубы в разных странах: за «Реал», «Ювентус». С приходом Абрамовича в «Челси» стала болеть за них.
Когда Роналду не забил пенальти «Челси» в финале Лиги чемпионов-2008, я ушел на кухню едва ли не в слезах. Мама радовалась больше всех, отец смеялся. Тогда мне казалось, что пенальти Роналду – худший момент в моей жизни. Сейчас это гол Рохо на 86-й минуте матча Аргентина – Нигерия. Потом к точке подошел Джон Терри, поскользнулся и попал в штангу – я выбегаю с сумасшедшим криком из кухни. Думаю, что разбудил всех соседей.
- После ЧМ-98 ты пришел к родителям и попросил записать в футбольную школу?
- Отец привел меня на отбор ребят 92 года рождения в «Смену». Я сдал нормативы: бег 15 и 30 метров и прыжки в длину. Всего набрали две команды ребят – и из всей этой бригады я один дошел до выпуска.
- Что делал после выпуска?
- Играл за команду U-19. Контракты тогда были только у тех, кого взяли в дубль. Я тренировался, учился в университете, стал чемпионом города с командой U-19. Спустя полгода меня пригласили в молодежку «Амкара» на зарплату 18 тысяч рублей. Потом подняли до 20, а через год было уже 25.
Когда приехал из Перми в Петербург сдавать сессию, встретил своих «бандитов» 92 года из «Зенита», с которыми играл в «Смене». «Амкар» тогда занял второе место в молодежном первенстве, «Зенит» - третье. Я упомянул про медали, а они мне напомнили, сколько я получаю. Что тут скажешь: один-один, ха-ха.
- Почему выбрал Пермь?
- Главный тренер видел меня игроком молодежного состава, но через год – в обойме основы. Мне этот план понравился. В тот же год я стал игроком «молодежки», а затем позвали тренироваться с основой. Получилось движение вверх без нервотрепок и аренд.
- В Перми все было гладко?
- Помню свой «косяк», когда «Амкар» возглавлял Рашид Рахимов. Мы тренировались два раза в день – утром и вечером. И вот я прихожу домой и не могу заснуть: в голове миллион мыслей, лежу и думаю о жизни – о чем мог думать в то время?! Ворочаюсь в кровати с одиннадцати до трех. И тут решаю: раз не могу заснуть, то и не буду ложиться. Включил какой-то комедийный сериал, досмотрел сезон – он закончился аккурат в девять утра. До стадиона пять минут пешком, тренировка начиналась в десять. И в этот момент я вырубился.
Просыпаюсь – время 12, на телефоне два десятка пропущенных звонков. Думаю: «Ё-моё, тренировку проспал». Что делать, иду на стадион к главному тренеру. Решил ничего не придумывать и не лукавить, сказал правду: «Проспал тренировку, простите». Меня не оштрафовали, но уже вечером сказали – тренироваться с молодежным составом. Обратно в основу позвали, только когда пришел Божович. Больше на тренировки я не опаздывал.
- Кем бы ты стал, если бы не футбол?
- В детстве я очень любил шахматы. Ходил в кружок, получал разряды, часто играл против отца, но потом футбол вышел на первый план. Уже давно не брал в руки шахмат. Также ходил в музыкальную школу на вокал и в театральный кружок. От этого тоже пришлось отказаться ради футбола.
Хотя в театральном кружке мне очень нравилось. Почти снялся в одном питерском фильме. По сюжету я должен был сыграть одного из заложников. Но съемки совпали по времени с турниром, на который мы улетали со «Сменой» в Италию.
Если не брать творчество, то в школе очень любил математику, давалась мне легко. Думаю, не стань я футболистом, пошел бы по этой стезе: что-то связанное с числами или компьютерами, например, программистом.
- Игорь Денисов очень любит шахматы. Уже играл с ним?
- Нет, куда мне с ним тягаться. Я так давно не играл. Боюсь, он спокойно «пропишет» мне «детский мат» в два хода. Но в детстве серьезно занимался. Любил делать домашние задания: нам давали разные игровые ситуации из реальных партий гроссмейстеров. Я любил решать эти задачки, приходить в шахматную школу и показывать решения.
Однажды был знаменательный момент – я победил учителя. И отец хорошо играет в шахматы – дома с ним постоянно рубились. Я долго шел к тому, чтобы начать его обыгрывать.
Примерно в пятом классе стало ясно, что футбол занимает все моё время. Шахматы пришлось бросить. На сборах «Амкара» видел, как в шахматы играет Гаджи Гаджиев. Но, пожалуй, больше в ходу были нарды. Целая бригада бойцов постоянно в них рубилась. Занев потом научился, пытался кого-то обмануть, что-то выиграть… Компания из пяти-шести человек постоянно играла в нарды на базе или на сборах.
https://www.fclm.ru/img/pages/1535109/3a83b744.jpeg - Как и когда ты получил предложение играть за сборную Нигерии?
- Первое предложение пришло в начале отборочного цикла ЧМ-2018. Мы с «Амкаром» хорошо начали сезон, шли на пятом месте, пока зимой «Спартак» не выкупил Джикию и Селихова. Перед вторым матчем Нигерии в отборочном цикле и пришло предложение. «Амкар» не отпустил, чтобы я не стал легионером. Второй раз в сборную позвали практически через год. Товарищеская игра, «Амкар» уже был «за» - так я еще не становился легионером. Руководство клуба рассчитывало, что меня увидят на международном уровне. А если я попаду на чемпионат мира, то это был шанс для клуба меня выгодно продать.
- Долго ли сам колебался?
- Я обрадовался, но это было и очень неожиданно. Я думал, что они вообще обо мне не знают и не представлял, что сыграю за сборную Нигерии. Какая сборная, если я дебютировал в 2012-м, а следующий матч за «Амкар» провел только через три года.
Главное было закрепится в клубе. Мечтал выиграть Кубок. Когда шли на пятом месте, думал, что сможем добиться чего-то серьезного. В общем, какая сборная? А когда получил вызов, понял, что это произошло, потому что я играю регулярно. Но тут же встал вопрос: если я получу нигерийский паспорт и стану легионером, то буду ли я выходить на поле. А если не буду играть, то и сборной окажусь не нужен. Пришлось задуматься. «Амкар» был против, Гаджи Муслимович сказал: «Пока у тебя всё хорошо идет, не спеши. И если в будущем ещё раз позовут, то соглашайся». На тот момент решил прислушаться к клубу.
- На чемпионат мира ты ехал, уже зная, что переходишь в «Локомотив»?
- Нет, я уезжал игроком «Амкара», а по ходу чемпионата стало понятно, что пермского клуба больше нет. Нам сказали искать новую команду. Стали появляться предложения, но я концентрировался на игре за сборную. Были варианты продолжить карьеру за границей и в нескольких российских клубах.
«Локо» – самый крутой вариант. Классная команда, только что стали чемпионами, стабильный и большой клуб. Лига чемпионов – мечта для любого футболиста. Было бы здорово, если бы нам попался «Манчестер Юнайтед». «Локомотиву» по силам обыграть любого соперника и выйти из группы.
- На чемпионате мира ты сыграл против Месси. Как тебе?
- Тяжело. Мы старались не оставаться с ним один в один – это мертвый номер. Старались насытить зоны, в которые он смещается. При получении мяча сразу вступали в отбор вдвоем, иногда втроем. Смотрели за его игрой против Исландии. Месси испытывал проблемы, когда его «хавали» при приеме мяча сразу два игрока. Из подобных ситуаций тяжело выбираться, но он такого класса футболист, что способен и на это.
Некоторое время все шло хорошо, пока мы не получили длинную передачу в штрафную. Он тут же нырнул нам за спину, отклеился от защитника и забил. Месси – один из лучших футболистов в истории. Но после этого матча мы поняли, что и против него тоже можно играть.
- Кто самый «неприятный» нападающий, с которым ты имел дело?
- Мне пока не доводилось против него играть, но мне кажется, это Диего Коста. Большой и сильный форвард с отличным дриблингом, любит потолкаться, настырный.
Из тех, с кем сталкивался на поле, впечатление произвел Левандовски. Он довольно сильный и мощный – понял это, когда вступил в первое же единоборство. Он всегда в поиске мяча и момента. Нельзя терять концентрацию ни на секунду.
В России выделяется Дзюба – тоже любит побороться. При его росте у него хорошая техника. В контактной борьбе с Артемом очень непросто. Он легко может развернуться вместе с тобой на плечах.
Еще тяжело играть против Кокорина и Смолова. Хорошо, что Федя теперь у нас. Мы, защитники, не любим, когда нападающий открывается за спину. Смолов так и играет. Легко, когда нападающему дают мяч в недодачу. Ты спокойно ждешь, выбегаешь из-за спины и перехватываешь. А когда нападающий постоянно открывается за спину, постоянно нагнетает, ты все время думаешь: будет вне игры, не будет. Все время перестраховываешься. Еще выделю Ахмеда Мусу – его скорость это нечто. Убегает, как на мотоцикле едет.
- Ты уже окончательно адаптировался в «Локомотиве»?
- Да, коллектив очень хороший. Меня тепло приняли, атмосфера душевная, все ребята позитивные, это радует.
- В чем отличия «Амкара» от «Локомотива»?
- Инфраструктура на более высоком уровне. Сразу понимаешь, что попал в большой клуб. Поля натуральные, а не искусственные. Качественно иной подбор футболистов, иной уровень мастерства, многие выступают за национальные сборные, имеют большой опыт игр на международной арене.
Мы стремимся показывать атакующий стиль, навязывать свою игру. В «Амкаре» больше подстраивались под соперника, действовали от обороны. Последние несколько лет играли в пять защитников и ждали свой шанс в контратаке.
И в Перми, и в Москве – хорошие коллективы, но принципиально разные цели. «Локомотив» ставит перед собой только самые высокие задачи: выиграл кубок, добился чемпионства. С «Амкаром» мы только шли к тому, чтобы выиграть Кубок России. К сожалению, не получилось, хотя были и полуфиналы, и финал.
- Ты поработал с большим числом тренеров. Кто и чем запомнился?
- Рахимов, Черчесов, Муслин, Хузин, Божович, Гаджиев, Евсеев, Сёмин. У каждого свои методы работы. У каждого свой тренировочный процесс, даже по-разному теорию проводят. При Гаджиеве перешли на игру в пять защитников. При Черчесове было четыре, но крайние защитники активно шли в атаку – все было наиграно до автоматизма. Каждый тренер имеет свой взгляд, но, например, Евсеев и Семин похожи в том, что умеют настроить на игру. Хорошие речи выдают.
https://www.fclm.ru/img/pages/1535109/07dbdf9d.jpeg - Начало сезона выдалось не самым простым.
- И мы, и болельщики, безусловно, ожидали большего. Если бы в РПЛ работала система VAR, думаю, мы бы набрали свои очки. На старте сезона провели два матча на искусственных полях. Ох, как быстро я перестроился… Теперь понимаю всех, кто жаловался на искусственное поле в Перми (смеется).
Хорошо, что победили в Самаре, а гол, слава богу, не отменили. Игра тоже получилась очень напряженной. Уверен, «Локомотив» наберет ход, вкатится в игровой ритм и начнет стабильно набирать очки.
Мы уверены в своих силах. У нас отличный состав, мы прекрасно знаем свои возможности, выкладываемся на тренировках. Главное, мы надежно играем в обороне. Сейчас прибавим и в атаке. Будем работать и исправлять сложившуюся ситуацию. Пусть болельщики знают, все будет нормально.
- Изменилось ли твое отношение к Москве?
- Раньше я видел только аэропорт, гостиницу и стадион. Город был незнаком. Как-то приезжал на три дня как турист. Москва приятно удивила – здесь красиво. Для меня образцом всегда был Питер, но и здесь есть классные места. Еще «психологическое влияние» на меня постоянно оказывал Саша Салугин. Вбил мне в голову, что Москва – столица мира и лучший город на земле. Теперь я понимаю, о чем он говорил. После переезда из Перми еще ни разу не был в Питере.
- Ты как-то рассказывал, что у тебя нет автомобиля.
- До сих пор без машины. Пока у меня нет прав – не могу найти время, чтобы их получить. Когда появятся, тогда и сяду за руль.
ПОЛНОЕ ИНТЕРВЬЮ С БРАЙАНОМ ЧИТАЙТЕ В СВЕЖЕМ НОМЕРЕ ЖУРНАЛА «НАШ «ЛОКО».
Также в номере:
Соперник. Уроки выживания от «Анжи» Женская команда. Елена Фомина – главная женщина нашего футбола День рождения. Владимиру Петровичу Короткову – 77! Молодежная команда. Алексей Ломакин идет по стопам брата История встреч. Как играли «Локомотив» и «Анжи»
ПОКУПАЙТЕ ЖУРНАЛ «НАШ «ЛОКО» В ДЕНЬ МАТЧА С «АНЖИ» В КЛУБНОМ МАГАЗИНЕ И У РАСПРОСТРАНИТЕЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ СТАДИОНА
пресс-служба ФК «Локомотив», Станислав Редикульцев