Последняя пара месяцев в российском спорте прошла под знаком финансовых откровений. Баскетбольный и футбольный ЦСКА открыли свои бюджеты, «Спартак» пообещал сделать это в ближайшее время. Однако начало процессу положил РФС, подавший пример всем спортивным федерациям, опубликовав свой бюджет за 2006 год в открытых источниках информации еще в феврале.
Кровью и потом нажитое
Собственно говоря, РФС, с тех пор как его возглавил Виталий Мутко, никогда не скрывал своей финансовой деятельности. Новый президент, встав у руля российского футбола в 2005-м, сразу назвал сумму, которая имелась в его распоряжении (около 200 млн рублей), и заявил, что для безбедного существования организации и осуществления амбициозных проектов требуется 1 млрд 800 млн рублей. Наверняка озвученная сумма не взята с потолка, а была получена в результате серьезного экономического анализа. То есть Мутко обозначил финансовый стратегический ориентир, к которому необходимо было стремиться РФС, чтобы жить и работать нормально.
С тех пор прошло чуть более двух лет, и положительная динамика налицо. В относительно благополучном 2006 году консолидированный бюджет РФС по доходам составил почти 800 млн рублей (по расходам – около 865 млн). По сравнению с 2005-м получен «прирост» доходов свыше 300 млн. Но и это не предел, поскольку по итогам нынешнего года РФС планирует выйти на рекордный показатель в 1 млрд!
Надо отдать должное Мутко и его помощникам: заметная финансовая прибавка – целиком и полностью плод их работы. Образно говоря, кровью и потом добытые деньги. РФС пришлось гораздо труднее, чем, например, Хоккейной федерации, где Владислав Третьяк привлек к спонсорству «Рособоронэкспорт» – структуру, занимающуюся производством вооружения и по понятным причинам в рекламе не нуждающуюся. Для нее финансовая поддержка хоккея – не стремление «раскрутить себя», а некая социальная программа.
На такой сборной не заработаешь
Качественный рост произошел в первую очередь благодаря активной и кропотливой работе с деловыми партнерами. Европейские федерации обычно пополняют казну благодаря продаже прав на трансляции и билетов на матчи сборных. В условиях России эти две статьи доходов не могут иметь судьбоносного значения в силу экономических причин. Во-первых, у нас невозможно повысить цену на билеты даже до европейского минимума. Во-вторых, сборная России проводит дома не так уж и много матчей и собирает мало (по европейским меркам) зрителей. А главное – она невысоко котируется. Вряд ли кто-нибудь купит право на показ матча Россия – Эстония или Россия – Андорра за баснословную сумму.
У РФС нет возможности зарабатывать на спаррингах, как это делают, скажем, бразильцы или аргентинцы. Да и на государственную подпитку рассчитывать не стоит. Федеральное агентство по физкультуре и спорту в 2007 году выделит около 27,5 млн рублей, в то время как налоговые отчисления за 2006 год составили почти 46,5 млн. Получается, что государство одной рукой дает, а другой чуть ли не в два раза больше забирает.
Таким образом, рассчитывать приходится только на привлечение спонсоров. На сегодняшний день соответствующие контракты заключены с «Росгосстрахом», торговыми объединениями «Пятерочка» и «Перекресток», «Автомаркетом», «Старым мельником», фирмами Nike, Epson, Фондом «Северная широта», «Ростелекомом», Внешторгбанком. Разумеется, немаловажным является сотрудничество с созданной Романом Абрамовичем Национальной академией футбола (НАФ).
Голландские байки
Благодаря НАФ расходная часть бюджета РФС на самом деле гораздо больше указанной, потому что многие программы структура Абрамовича спонсирует напрямую, в частности, проект «Подарим детям стадион», в который совместными усилиями вложено уже более 640 млн рублей.
Отношения между Мутко и НАФ не всегда складывались безоблачно. Наверное, еще и потому, что там, где появляется фигура Абрамовича, возникают тысячи критических стрел. Одним не нравится, что у него много денег, другим – что он губернатор Чукотки, третьим – что купил лондонский «Челси» и т. д. Зубоскальством можно заниматься сколько угодно... Абрамович – один из немногих, кто вкладывает реальные деньги, подчеркнем – свои деньги, в развитие российского футбола.
В какой-то момент внутри альянса возникло недопонимание и даже напряжение, что стало естественным следствием некого монополизма на спонсирование футбола. НАФ действовала по принципу: кто платит, тот и заказывает музыку, забывая о том, что слушать эту музыку придется 140 миллионам россиян. Речь о назначении главным тренером сборной Гуса Хиддинка и его высказываниях в адрес главы футбольного ведомства. Голландец на первых порах позволял себе вольности, будучи уверенным, что может чувствовать себя вольготно, поскольку его работодателями являются другие люди.
Не менее интересная история получилась с помощником Хиддинка Йопом Албердой. Видимо, как-то надо было оправдать его появление, и прошлой осенью произошел выброс информации в СМИ, дескать, Алберда занимается разработкой особой стратегической программы развития российского футбола. В стране, давшей миру Аркадьева, Якушина, Качалина, Бескова, не нашлось ни одного человека, который бы написал такую программу. Надо было за 250 тысяч евро в год подписывать контракт с Албердой?!
Конечно, все это изначально было чепухой, что, собственно, и подтвердил Мутко, когда дотошные журналисты приперли его к стенке. Он признался, что не существует никакого «секретного плана». Просто в Голландии есть неплохие методики, но они не применимы к российским реалиям, и Алберда призван перенести голландский опыт на российскую почву.
Воевать так воевать!
Пока не решены узловые проблемы, двигаться вперед трудно. И все же надо признать, что команда Виталия Мутко успешно преодолела курс арифметики и готова приступить к алгебре и началам анализа.
У РФС появились финансовые возможности, которые позволяют приступить к реализации проектов, способных обеспечить ему финансовую стабильность. Нужно искать новые источники дохода, стараться больше зарабатывать самим. Мутко не раз говорил о необходимости построить базу и стадион для сборной, а также Дом футбола. Если при его строительстве учесть возможность коммерческого использования недвижимости, например, развлекательного или торгового центра, Дом футбола стал бы приносить доход. Что касается стадиона, то он не обязательно должен появиться в Москве. Можно построить его в Сочи. Ведь Россия собирается переходить на систему «осень–весна». Ранней весной и поздней осенью здесь проходили бы матчи чемпионата, а летом – концерты звезд эстрады и разнообразные коммерческие турниры.
РФС имеет всю полноту футбольной власти в стране и, получается, наделен правами вводить новшества. Одним из таковых могло бы стать обретение судьями профессионального статуса по типу того, как это сделано в НХЛ. Футбол настолько усложнился, настолько выросли скорости, что человек не может днем работать дантистом, а вечером брать свисток и выходить на поле. Сегодня главный арбитр получает за матч 90 тысяч рублей, лайнсмены – по 45. Мы можем стать пионерами, если переведем арбитров на хорошую зарплату, создадим пенсионную систему, которую недавно предлагал владелец «Спартака» Леонид Федун. Зато и спрос с судей будет самым строгим, чтобы они знали: если потеряют работу, потеряют очень многое.
Против «грязных» денег должны бороться «чистые» деньги. Необходимо делать взносы в фонды правоохранительных органов, подписывать контракты с детективными агентствами, которые быстро разоблачат играющих «по своим правилам» и помогут привлечь их к уголовной ответственности.
Скажем, недавно Егор Титов заявил, что у него есть компромат на арбитра Игоря Захарова. Подключить профессионалов, и если это окажется правдой, Захаров отправится за решетку, если нет, – Титов пострадает за клевету. Вот и все решение вопроса. Воевать с грязью в нашем футболе – так воевать! Кстати Деньги – в будущее
Некоторые бизнесмены и футбольные агентства уже начали вкладывать средства в молодые таланты. В частности, примерно в километре от того места, где базируется тольяттинская «Лада», выстроен грандиозный комплекс – футбольный интернат, который открыл один из местных предпринимателей. Здесь занимаются дети не только из Самарской области, но и из других регионов. В юношеской сборной Колыванова, которая стала в прошлом году чемпионом Европы, четыре воспитанника этого интерната. Курс на $5 млрд
Президент РФС Виталий Мутко заявил недавно, что бюджет подконтрольной ему организации через пару лет может достичь $5 млрд. Рост доходности отечественного футбола будет достигнут за счет еще более выгодных спонсорских контрактов с крупными фирмами, которые пока не называются. Впрочем, Мутко оговорился: только в том случае, если сборная России стабильно будет показывать хорошие результаты.
Виталий Леонтьевич пообещал, что со следующего года РФС примет новые правила лицензирования, одним из главных критериев которых станет открытость финансово-экономической деятельности российских клубов. Проверять предоставленные данные будет независимая аудиторская компания.
Колосков верит в Мутко
Бывший президент РФС Вячеслав Колосков считает, что несмотря на снижение уровня чемпионата России, сборная все же пробьется в финальную часть Евро-2008. Вячеслав Иванович по-хорошему позавидовал Виталию Мутко.
«Хорошо жить с таким бюджетом, – сказал Колосков. – У меня было всего шесть миллионов долларов».
Также Колосков выразил уверенность, что пока Роман Абрамович имеет обязательства перед Президентом России и пока Виталий Мутко обладает административным ресурсом, поддержка футболу со стороны государственных структур и частного бизнеса обеспечена.