Когда люди вспоминают тех, чей потенциал давным-давно запылился в мрачном подвале, мне сразу приходит на ум Маркес Майкон – скорость, дриблинг, самоотдача, неплохая игра головой, но все равно чего-то не хватает. Сегодня, как и шесть лет назад, его гол ЦСКА прервал темную полосу. «Локомотив» 2010-го уж очень сильно напоминает современный – тоже Семин и тоже незавидный креатив в атаке, из-за чего периодически центральным нападающим играет защитник (тогда – Родолфо, сейчас – Чорлука), но если нынешний «Локо» забивает 2 гола за 6 последних матчей лиги, то тот закончил чемпионат пятым благодаря взаимодействиям Алиева и «Джабулани».
В феврале 1990 года, когда коммунисты пропускали завершающие удары, а Нельсон Мандела упаковывал тюремный чемодан, появился Маркес Майкон. «Я родился в Дуки-ди-Кашиас. Это маленький, спокойный городишко, в тридцати минутах езды от центра Рио-де-Жанейро. Это промышленный городок, известный только тем, что в нем находится завод по переработке нефти», – рассказывает нападающий. Он и его семья, как и многие другие, застали лихие бразильские 90-е: отец с пяти утра до пяти вечера вкалывал каменщиком, а мать подрабатывала посудомойкой. «Я видел, как страдает отец. Он всегда молился, чтобы я стал хорошим футболистом и помог семье. Я рос с этой мыслью – добиться футболом того, чтобы мои близкие не работали, оставались бы дома и всю дальнейшую жизнь отдыхали», – вспоминает Майкон.
Чтобы проводить дни рождения по-человечески, родители занимали деньги: когда Майкону исполнилось 3, ему подарили футбольный мяч и торт в виде стадиона. После этого он начал играть в футбол, а в 10 лет записался в школу «Флуминенсе». Денег не хватало настолько, что иногда паренек шел на хитрости: всегда носил с собой школьную форму и переодевался перед посадкой в автобус – так можно было доехать бесплатно. «Я понимал, что мне нужно отдать все силы футболу. Я хотел стать профессиональным игроком и обеспечивать семью». И хотя Маркес проживал в фавелах, он до сих пор с удовольствием туда возвращается: «Каждый раз, когда я приезжаю в отпуск в Бразилию, иду туда – к друзьям. Мне не страшно: я свой среди них. Все прекрасно знают, что я здесь вырос».
Уже в 15 Майкона назвали одним из будущих лидеров бразильской тики-таки. Как-то на очередном сборе юниорской сборной на базу заглянул скаут «Манчестер Юнайтед» – тогда клуб еще ориентировался на латиноамериканский рынок, – и тот, посмотрев на всех парней в деле, назвал три фамилии. Так Майкон и братья Фабио и Рафаэл отправились на 14-дневную манчестерскую стажировку. «Момент, когда я пожал руку Роналду, до сих пор хранится в моей памяти. Помню, как Фергюсон говорил со мной. Он желал нам удачи, чтобы мы смогли легко адаптироваться к стране и, конечно же, через некоторое время подписали контракт с «МЮ», – рассказывает Маркес. Но «Флуминенсе» заблокировал возможность остаться в Англии: «Я сам не понял, почему так произошло: то ли стоимость не согласовали, то ли условия контракта. Причем моего мнения никто не спросил». По возвращению было обиднее некуда: Фабио и Рафаэл, уговорив руководителей, смогли остаться в «МЮ», а Майкон лишь продолжил ждать своего шанса.
Но чуда не произошло ни в США, ни в Южной Кореи, ни даже на Мальорке, где 16-летний впечатленный парень из фавел вкалывал в полную силу ради жизни в райском уголке. К 2009 году Майкон уже зацементировал местечко в основе «Флу», составив пару звездному новичку Фреду. В тот год команда боролась за выживание: в какой-то момент Фред наколотил 11 голов в десяти матчах, и все они были с передач Майкона – именно их дуэт оставил «Флумененсе» в высшей лиге. Тогда многомиллионная фанатская армия прозвала Маркеса новым Усэйном Болтом – прежде всего за скорость на ближних и дальних дистанциях.
Летом Майкон уезжает с молодежной сборной на чемпионат мира в Египте – там он знакомится с элитой бразильской футбольной молодежи, начинает игры со скамьи запасных и вообще не особо выделяется. Ровно до четвертьфинального матча, когда главный тренер желто-синих, Рожерио Лоренцо, идет ва-банк, выпустив его, такого неоднозначного, за 13 минут до конца (счет 1:0) – в итоге тот оформляет дубль и выводит Бразилию в полуфинал против Коста-Рики.
И правда джокер.
На полуфинал Лоренцо ставит Майкона в основу к Алену Кардеку, и тот забивает единственный мяч с его передачи – Бразилия вышла в финал, где проиграла Гане в серии пенальти: Майкон подошел к точке четвертым, его удар полетел сильно выше. Кто бы мог представить, что история повторится через год, когда решающий пенальти Майкона отправит полулюбительскую «Лозанну» в групповой этап Лиги Европы.
Впрочем, этот проигрыш не притормозил их карьеры: Кардек, например, уехал в «Бенфику», а сам Майкон – в «Локомотив», который, по словам Наумова, выиграл борьбу у некоторых больших клубов Европы, в том числе и у ЦСКА – те посчитали назначенную сумму президента «Флу» Антунеша завышенной. «Майкон пришел не один, а с отцом, и это придало встрече особое значение. Если Майкон выглядел таким робким мальчиком, которого дядя хочет оторвать от маминой груди и увезти в далекую, холодную Россию, то отец меня просто поразил. Суровый взгляд умудренного опытом человека, краткая, но многозначительная речь. И только когда он смотрел на сына, глаза его теплели и излучали такую нежность к своему чаду, что я понял: у такого отца сын бездельником, рвачом или халтурщиком никак не будет. Парень станет пахать как проклятый, чтобы доказать свою состоятельность», – комментировал покупку президент команды Николай Наумов.
Если Семин видел в нем исключительно центрального нападающего, то с приходом Красножана ситуация изменилась: он стал играть на обоих флангах, хотя его статистика не поменялась – все те же несколько мячей и голевых передач за сезон заставляли болельщиков вспоминать крайне неудачную селекцию. Майкон спасался чудом: почти все его немногочисленные голы в итоге становились победными. Началось все как раз с бойни с ЦСКА в 2010-м – тогда красно-зеленые, как и сегодня, взяли игру с минимальном счетом, а после выдали беспроигрышную серию, которая позволила им занять пятую строчку и выйти в еврокубки.
Однако все та же блеклая статистика, дополненная многочисленными травмами, погружала карьеру перспективного Майкона в могилу. Шанс воскреснуть возник с приходом Кучука в 2013-м: Майкон начал сезон в основном составе и в первых 6 матчах отметился пятью очками по системе гол+пас, но все улетучилось, как чемпионство в последнем туре или месть над Н’Дойе – тот, в отличие от бразильца, все же исполнил мечту и улетел на остров.
Ну, зато его полюбили болельщики, потому что Майкон может выйти на замену и решить.
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев; Gettyimages.ru/Kirill Kudryavtsev/Epsilon; REUTERS/Angelo Chamba Автор
При всём к нему уважении, всё же не считаю его трансфер положительным. Он конечно не провал, но ничем он не лучше тех же Полоза или Жемалетдинова, для которых денег зажали, а Майкону продолжают платить. К тому же за 6 лет он вообще ни на грамм не прибавил, как умел только по флангу бегать шустро с хорошим дриблингом, так и сейчас. Ни пасовать нормально, ни навешивать, ни бить по воротам так и не научился. Чисто по-человечески очень хорошо к нему отношусь, он отличный парень, не зазнайка какой-то, но футболист ограниченный, выше определённого уровня никогда не поднимается.