Хиддинк разбушевался – выпустил небывалый в его российской практике ультраатакующий состав. Хиддинк накуролесил – какой другой команде в мире случалось играть добрых полчаса с двумя штатными защитниками, а концовку – вовсе с одним?!
Мелькнули даже, в тон хиддинкскому радикализму, два соображения, в равной мере нелепых. А не сыграла ли дурманящая московская жара с голландским профессором злую шутку? А не потрафил ли в концовочке другу Бенхаккеру, чтобы разойтись в итоге, что называется, оставшись при своих? Но глупости обсуждать не будем. Разговор-то напрашивается очень даже деловой.
ПОСЛУШНЫЙ АРШАВИНВ матче с Польшей Хиддинк искал атаку для сборной. Не может же более или менее пристойная команда жить без атаки вовсе, верно? А у сборной России в нынешнем сезоне атаки, считай, до сих пор не было – внятной, прочерченной, сочной. Так, отдельные импульсы. Даже с Андоррой.
И вот вам этакий Бермудский треугольник, в котором должна исчезнуть польская защита: Аршавин – Сычев – Павлюченко. И по его бокам Саенко и Жирков (или Билялетдинов) нагоняют волну. В первом тайме получалось лихо, живо, весело. С озорными наигрышами – привольной сменой мест. И с аккордами – нападение было сродни натянутой тетиве, почти не было такого, чтобы веревочка эта провисла, обмякла.
И ключевым игроком в этой композиции мне увиделся Аршавин. Рассуждая об атмосфере в сборной, мы сейчас оглядываемся на опоздание Игнашевича. А я бы первым делом рассмотрел феномен Аршавина в среду. Мало того, что у Хиддинка он сыграл-таки под нападающими, на что его тщетно подвигали и Петржела, и Адвокат. Аршавин сыграл в первом тайме еще и с удовольствием, вкусно. Он сыграл настоящего капитана игры. Фигаро здесь, Фигаро там. И пижонская откидка мяча головой Габулову – знак аршавинского настроения, бившего через край.
Вообще говоря, настроение команды в первом тайме меня просто поразило. Не помню, когда сборная России в последний раз так увлеченно, раскованно, по-ухарски играла контрольный матч, проходной. Тем более в канун ключевого отрезка клубного календаря. Я даже подумал: вот сколько жизни, оказывается, вдохнул Хиддинк-то в наших – да только в отборочных матчах под спудом зажатости-ответственности это живое начало придавлено.
НЕЗАМЕНИМЫЕ ИГНАШЕВИЧ И МАЛАФЕЕВХиддинка журят за то, что не вошел в положение планово опоздавшего Игнашевича. Я не судья здесь ни тренеру, ни игроку. Но замечу: подобного рода примеров в спортивном мире полно. Стоит вспомнить те, которые нам ближе. Хоккейного тренера Быкова, не пожелавшего после похожего случая работать с нападающим Семиным, ругали еще сильнее. Изгоняли из сборной Хорватии Олича, а из сборной Шотландии – О’Коннора.
Пресса в подобных случаях рассуждает, как правило, о степени нужности игрока для команды. А тренер – заботится о единстве помыслов в команде, о ее, команды, целенаправленности. И обратите внимание: хоккейная сборная России образца весеннего ЧМ, равно как и нынешние футбольные сборные Хорватии и Шотландии, – это команды необычайно крепкие.
Но в серьезном деле без Игнашевича сегодня не обойтись, конечно. Запаса прочности в тылах никакого. Иных уж нет: Ефимов осел в запасе «Локо», Шишкин нынешний для сборной определенно непригоден. А те далече: быть может, штаб Хиддинка и недобурил в разведке оборонительных ресурсов. Но и не исключаю, что полезных залежей у нас просто нет.
Вот голландец привлек и проверил разом Габулова и Шунина. Его, к слову, и в том упрекнули, что сделал сейчас Малафееву атанде. Но здесь логику Хиддинка я если не разделяю, то понимаю вполне. В Малафееве есть сомнения, и вдруг какой сбой не далее как с Македонией? А там Англия на носу. Потому и проверил двоих сразу. И ну как не случайно именно Шунина, который как будто поперспективнее, Хиддинк загнал во втором тайме в лютый экстрим беззащитности? Увы, подмены Малафееву в среду, по-моему, так и не обнаружилось. Во всяком случае, подмены скорой.
Потому и Жирков играет у Хиддинка глубоко, что ситуация в тылах близка к аховой. Он ведь, Жирков, заметьте, едва ли не в каждом матче сборной накрывает верный гол у своих ворот – игрок, на которого можно положиться. Потому и Саенко Хиддинк предложил пахать бровку на протяжении всей игры – воспитывая из него, наверное, правофланговый аналог Жиркова, с расчетом на германскую тактическую дисциплину парня. В каком-то матче на этой позиции потребуется, конечно, Быстров, но вот с Англией на выезде – скорее Саенко, я думаю.
ГДЕ НАМ ВЗЯТЬ СИЛЫОднако Хиддинк, как мы видели по первому тайму в среду, хочет от своих бровочников большего – и полноценных действий на атаку. И вот в этом своем требовании Хиддинк, я бы сказал, жестокий тренер.
Распахивая год российскую целину, голландец замучился искать главный наш футбольный козырь. Мы же помним первые его тактико-стилевые попытки – игра на контроль мяча, на размеренную тактику эпизода. Не пошло – не умеют так. И теперь Хиддинк все более напористо, чтоб не сказать яростно, требует от игроков максимальной «физики». А «физики» нетути. Не бежит народ – а если бежит, как в среду, то не более 60 минут.
Здесь дверца в другую тему: заходишь – а там тупик. Стена. Все лето «Советский спорт» бил в эту точку: наши клубы не тренируются так, как должно тренироваться командам, играющим в футбол не вполне искусно. Но как эту стену можно проломить?
1. Заставят зашевелиться конкурентов тренеры, способные вывести свои команды на европейский уровень кондиций. Вот промелькнуло: у несостоявшегося цеэсковца Савина выявлены выдающиеся функциональные возможности. Что это означает? А то, что тренер «Амкара» Рахимов знает в этом деле толк (и то сказать, по какой другой причине один из беднейших клубов премьер-лиги поднялся в верхнюю часть таблицы?). И если олигархическую клубную верхушку всколыхнет, скажем, Черчесов неутомимостью своего «Спартака», то наверняка процесс пойдет.
2. Неловко, право, слышать после каждого матча от Хиддинка про склонность игроков сборной к утомлению. Ну должен голландец уже заранее, в начале сбора достоверно знать, чего от какого игрока ждать. По-видимому, эмиссары РФС сегодня не имеют права, подобно гонцам ВАДА, в любой момент бесцеремонно влезать в рабочие дела клубов. Но РФС просто обязан по меньшей мере владеть полной объективной информацией о текущей степени тренированности игроков сборной. Раздобыть себе полномочия тестировать рабочий процесс в клубах.
А то ведь иной раз концы с концами не сходятся. Тренер «Локо» Бышовец, к примеру, сообщает о безупречной готовности своих игроков, которых где-то проверяли. А Билялетдинов тем же самым временем оповещает об изрядном своем утомлении – да и видно это по динамике его с Сычевым игры.
Если на свежую голову рассуждать, пакетик со льдом приложив, – то что такое функционалка? Это, в общем, такой же рабочий инструмент у футболистов, как, скажем, дикция у актеров. И об усталости у профессионалов-мультимиллионеров даже упоминать неловко. Стыд и беда.
ХИДДИНКУ НАДОЕЛО НЯНЧИТЬСЯХиддинк публично всей правды не скажет, он все ж таки какой-никакой дипломат. Но есть чувство, что поднадоело ему с нашими нянчиться, точно он брат милосердия какой. И в некий момент он решил: пожестче. И, быть может, как раз поэтому он бросил в среду команду, едва она нащупала что-то путное, в пучину испытаний, оставив ее без штатной защиты. Учитесь, мол, плавать. После радости – неприятности. Так в футболе устроено – зарубите себе это на носу. И нужно уметь с головой, грамотно пережить то и другое. А не как Колодин, к примеру, в эпизоде, предшествовавшем второму польскому голу, – все трещит по швам, а он, видите ли, – пяточкой…
Наверное, Хиддинк слишком многого от наших в среду захотел. Но другой возможности провести подопечных по всему диапазону испытаний – безболезненно для турнирной судьбы сборной России – в ближайшем будущем не представится.
Юрий Цыбанев