Вот и закончились четвертьфиналы, принесшие нам столько радости. Точнее – одну большую радость. Пора протрезвевшим за два дня взглядом оценить случившееся на Евро, выделить кажущиеся существенными тенденции и просто поделиться наблюдениями – пока перерыв, пока не наступило время связанных с возвращением в реальность синдромов или пока не пришла новая, еще более пьянящая радость, от которой за два дня не протрезветь никак.
1. Первое и главное наблюдение-вывод не ново – разрыв между командами, которые принято считать грандами, и всеми остальными становится все меньше. Как и прежде, на турнирах, подобных чемпионату Европы, побеждает не абстрактно самая сильная, укомплектованная лучшими игроками команда, а та, которой удалось наилучшим образом подготовиться к конкретному турниру. Вот только если раньше таковая неизменно выбиралась из узкого круга традиционных фаворитов, то с некоторых пор в число претендентов можно спокойно заносить всех (ну, почти всех) участников финального этапа. Евро действительно может выиграть кто угодно, но не кто попало – разница существенна.
2. Может, конечно, и кто попало – но это тот шанс, который номинально есть всегда и у всех, шанс на чудо, трудно просчитываемый, а потому редко берущийся в расчет. «Кто попало» – это Дания-92. Такое действительно бывает раз в столетие – потому как речь не идет ни о какой особенной подготовке к турниру, ее там просто не было. Точнее, была – тренер Ричард Меллер-Нильсен до сих пор рассказывает, что в то время активно готовился ставить мойку в собственном доме, да Евро ему помешал.
Греция-2004 – пример совершенно другого рода, тот, который и можно считать основателем тенденции, ярко обозначившей себя и на нынешнем чемпионате.
3. У той Греции и нынешней России много общего (дай бог, еще и будет одинаковый результат, но в данном, глобальном, смысле это неважно). Набор квалифицированных, предельно мотивированных, не страдающих комплексами игроков, значительная часть которых недореализовала себя в клубах, и большой тренер, сумевший этих игроков всесторонне подготовить. Четыре года назад впавшая в эйфорию Греция возвеличивала Отто Рехагеля примерно так же, как мы сейчас превозносим Гуса Хиддинка. По праву.
Есть, меж тем, у Греции-04 и России-08 одно принципиальное, идеологическое отличие. Команда Рехагеля била соперников закрытым, оборонительным, малоприглядным футболом, прагматичным в самом невыгодном смысле слова – прагматичным до цинизма. К такому футболу частенько приклеивают приставку «анти-» – и четыре года назад у зрителей (всех, кроме греческих) был законный повод впасть уныние и забеспокоиться о судьбе футбола на уровне сборных.
Ныне таких разговоров почти не услышишь. Неудивительно, ведь сборная Гуса играет в принципиально иной, атакующий, позитивный (дай бог Аврааму Гранту найти хорошую работу) футбол. Это сложнее, это интереснее – это просто совсем другое дело, а потому российской командой сейчас восхищаемся не только мы, но и вся Европа.
4. Неверно думать, что в такой футбол сборная России заиграла только на Евро. Пыталась ведь и раньше. Взять, например, матч на «Уэмбли», по счету с треском проигранный 0:3. Он же, по сути, близнец нынешнего матча с Испанией. В обоих случаях наша команда приняла открытый бой с индивидуально более сильным соперником – и этот боксерский размен оказался не в нашу пользу. Все логично, Россия – не панчер, она и до сих пор не панчер, и в уже легендарном матче с Голландией все решила не сила, а количество ударов. Но это принципиально новая идеология – идеология игры от себя – важная часть концепции Хиддинка. Только сама по себе эта идеология ничего не гарантирует – без соответствующей физической, тактической и психологической подготовки игроков она мертва, а захваченную ею команду порой превращает в посмешище, коллаж с подписью «С вилами на паровоз». И вот теперь эта подготовка наших футболистов достигла того уровня, который в данных конкретных, благоприятных для нас условиях позволяет играть с превосходством с лучшими европейскими сборными.
5. В силу особенностей календаря Россия и раньше на чемпионатах Европы имела априорное преимущество над другими сборными – вот только ни разу до этого и близко не подошла к тому, чтобы хотя бы попробовать его использовать. Осторожная, зажатая, скованная игра от обороны с вычерченными по единому лекалу поражениями от фаворитов и традиционными оглушительными в собственной бессмысленности хлопками дверью напоследок, в тот момент, когда все уже упущено. России сложно играть от обороны – индивидуально сильных защитников (по самым требовательным критериям) у нас никогда особенно не было, потому даже отлаженная прогрессивная система способна уберечь лишь от беззащитности, но не от отдельных ляпов. Потому атакующий футбол, футбол с мячом, практикуемый сейчас – не альтруизм, не эстетические запросы Хиддинка, а самый что ни на есть прагматичный подход (только прагматизм этот не тот, что у Греции). Важно то, что команда оказалась готова не только физически и тактически, но и психологически – натренировать голову все ж таки посложнее, чем ноги. Сколько будет существовать футбол, столько сборная России будет пропускать голы со стандартов на последних минутах, столько ей время от времени не будут давать очевидные пенальти, да и забивать два гола при одном голевом моменте она вряд ли когда-нибудь станет. Но если раньше любое из этих происшествий вводило команду в транс и неизменно вело к очередному досадному поражению, то в игре с Голландией даже все три традиционных несчастья сразу россиян нисколько не смутили. Это, конечно, не говорит о том, что так теперь будет всегда – важно просто, что создан прецедент, что есть реальное железобетонное основание поверить в себя.
6. Как бы мы сейчас ни восхищались игрой сборной России, в какие бы иллюзии ни уносили нас мечты в моменты эйфории, стоит отдавать себе отчет в том, что расцвет нашей сборной стал реальностью на благодатной почве нынешнего чемпионата Европы. Гус Хиддинк все же не изобрел вечный двигатель, а в российской заявке не 23 Ильи Муромца на 34-м году жизни. Бледное выступление грандов – еще одна тенденция, перекинувшаяся с прошлого Евро.
Любопытно порассуждать, в чем же здесь причина. Тяжелый перегруженный клубный календарь – это понятно и неинтересно. То есть понятно, конечно, что это едва ли не основная причина (уж точно одна из главных; можно и нужно восторгаться игрой нашей команды, но когда, скажем, при счете 1:1 в позиционной атаке Колодин без сопротивления проходит с мячом третью четверть поля, когда наши центральные хавбеки имеют возможность беспрепятственно получать мяч в середине поля и разворачиваться с ним, когда Торбинский за пару секунд отыгрывает пятиметровую фору у ван Бронхорста, становится очевидным, что это не истинное соотношение сил) – интересно, почему никто (почти, пока) ничего не может придумать (сделать), чтобы нивелировать разницу в физической готовности. Фавориты ведь на то и фавориты, чтобы обыгрывать всех остальных в любом дееспособном состоянии – может, и не всегда, но хотя бы в традиционном большинстве случаев. Речь ведь не только о сборной России – румыны без сверхусилий сдерживают французов и останавливаются в шаге от победы над Италией (у них нет Хиддинка, потому из группы они не выходят, но тенденцию подтверждают не менее ярко), а хорваты едва ли не на классе (а создается впечатление, что именно на нем) обыгрывают Германию и запускают в полуфинал Турцию. Почему так происходит?
7. Два очевидных и напрашивающихся ответа – в звездных сборных сейчас (почти) нет настоящих звезд, способных и не на пике формы самостоятельно решать судьбу важных матчей, и/или (почти) нет топ-тренеров, способных тактически, систематически переиграть физически лучше готовых оппонентов.
Насчет игроков – возможно, сейчас просто смена поколений. Самый, пожалуй, яркий пример – Франция. Рибери, Бензема, Насри пока не готовы к великим свершениям, а Анри, за пару дней смоделировавший весь свой сезон, – уже не готов. В итоге команда, располагающая самым звездным составом отцепленных игроков, на самом Евро оказывается без лидера. Похожая ситуация и у Италии, и у Голландии, и даже у Испании.
У всех этих команд неоднозначной выглядит и тренерская позиция.
8. Матч Англии и Хорватии в последний день отборочного турнира стал, на самом деле, своеобразным предвестником того, что ныне происходит на самом Евро. Над Стивом Маклареном тогда (да и потом) как только не издевались, но он ведь стал всего-навсего первопроходцем. В Австрию и Швейцарию приехало немало макларенов – тренеров сомнительной квалификации, ничего не могущих поделать со своими топ-сборными. Вот чем нынешний Раймон Доменек не Макларен? Только тем, что не стоит у бровки под зонтиком и не путает дни недели? Так зато в день бесславного вылета сборной публично делает предложение своей подружке – только этого нация от него и ждала. И всеобщим объектом для шуток он уже стал – многие, например, уверены, что в этот момент автобусом с французской сборной управлял сам Доменек:
Неправда ли похоже на упрямое использование пары Макелеле – Тулалан в центре полузащиты?
Результат пока оберегает от сравнений с Маклареном Луиса Арагонеса, но странного и непонятного в его действиях тоже хватает – от общения с игроками до того факта, что он сейчас, быть может, единственный специалист в мире, не могущий найти место в основном составе Сеску Фабрегасу.
Отдельная группа неудачливых тренеров – бывшие игроки, только начинающие тренерский путь. У них есть харизма, есть контакт с футболистами, есть определенные задатки, но катастрофически не хватает опыта – не только в смысле тактики, но и в конкретных аспектах подготовки сборной к такому турниру, как чемпионат Европы. Пожалуй, именно отсутствие опыта стало главной проблемой ван Бастена, Донадони и даже Билича. Всех их тоже нельзя причислить к топ-тренерам. Разница с Доменеком и Арагонесом в том, что, возможно, пока.
Вот и получается, что у большинства грандов нет на данный момент ни суперзвезд в расцвете, ни супертренеров – ни зиданов, ни липпи. Несколько особняком стоят Португалия и Германия. Но им, во-первых, не повезло столкнуться друг с другом уже в четвертьфинале, а, во-вторых, у них хватает и других проблем. Правда, у немцев еще остаются шансы их решить.
9. Проблемы других ни малейшим образом не должны волновать сборную России. Команда Гуса Хиддинка является самой организованной на турнире, самой адекватной руке тренера, а ее игроки вполне заслуженно купаются в лучах всеобщего внимания. Только совсем от земли отрываться, пожалуй, не стоит. Прежде всего, самим футболистам – нам-то, болельщикам, конечно, можно, когда еще такой шанс представится. Очень хочется, чтобы Россия и ее игроки использовали эту ситуацию до конца – когда еще появится возможность на глазах всего мира в решающие моменты суперважного матча получить защитников одной из лучших европейских сборных по цене защитников «Шинника»?!
Для нас-то ни в игре Аршавина, ни в игре Жиркова, ни в игре Павлюченко нет ничего принципиально нового – но теперь пусть об их потенциальных возможностях станет известно всей Европе. Мы давно знаем, что в пиковые моменты мотивированный Аршавин – игрок звездного уровня. Только этот уровень предполагает стабильность – и счастье Европы в том, что она (пока) не видела немотивированного Аршавина. Уникальный шанс самого Аршавина – постараться сделать все, чтобы и не увидела. Такие моменты нужно использовать.
Такие моменты нужно использовать не только игрокам, но и болельщикам. Для нас, пожалуй, сейчас все-таки не время разбивать только что построенный хрупкий сказочный мир упрямой, приземленной, скучной и занудной логикой, воспоминаниями о судьбе Греции после Евро-04, осознанием того, что Траянос Деллас так и не стал ни Нестой, ни Каннаваро, ни Фердинандом. Мы слишком долго этого мига ждали и мы свой сказочный мир еще не достроили. Впереди полуфинал с Испанией. Возвращаться в реальность рано. Ну и пусть, что все равно придется. А, может, все-таки нет?