В скором времени российский футбол может совершить качественный скачок. Об этом в интервью RT заявил бывший нападающий сборной России Дмитрий Сычёв.
По его словам, сейчас у команд нет ярких исполнителей. Бронзовый призёр Евро-2008 также рассказал, как начал разбираться в чае, объяснил, чем уникален его подкаст с Денисом Казанским, и вспомнил, как угощал блинами с икрой одноклубников по «Марселю».
«В жизни слишком мало доброго и душевного»
— Как проходит ваш карантин, чем себя развлекаете?
— Как и все, пытаемся хоть как-то «выжить». Изоляция застала меня в Красной Поляне. Чистый воздух, горы — единственное, что спасает. Конечно, и тут всё давно закрыто, всё запрещено, поэтому сидим в квартире. Выходим, только чтобы подышать, доберёмся до магазина — и обратно.
— Как обстановка на улицах?
— Спокойно. Тут деревня, поэтому народу в принципе мало, все соблюдают карантин.
— Вы являетесь большим знатоком и ценителем чая. Какой предпочитаете сейчас?
— Пуэр, как раз сегодня доставили.
— Таким необычным хобби могут похвастаться немногие…
— Пристрастился к нему случайно. Всё началось на свадьбе Дениса Глушакова в Ростове-на-Дону в 2009-м. На самом торжестве, разумеется, были другие напитки, но после мы поехали на концерт и познакомились с Бастой (рэпер Василий Вакуленко. — RT). Именно он начал просвещать меня на тему чаепития. И вот уже больше десяти лет увлекаюсь. Не могу назвать себя экспертом, но «километраж» набрал солидный.
— В таком случае расскажите, какой сорт чая подойдёт всем нам в нынешнем психологическом состоянии, когда нужно что-то тонизирующее, успокаивающее?
— Сложно сказать, потому что каждому подходит свой сорт, в зависимости от целей. Но конечно, учитывая обстоятельства, нужно что-то мощное, вроде пуэра. Я сам только такими и балуюсь. С ним можно подзабыть об окружающей реальности хотя бы на несколько часов. В то же время он придаёт энергии, поэтому перебарщивать не стоит, а то некуда её потом будет девать. Разве что перемыть всю посуду, переставить вещи, перестирать, перегладить, навести порядок в квартире.
— Во время самоизоляции многие задумываются о жизни, переосмысливают свои ценности. Происходит ли с вами нечто подобное?
— Нет, кардинально ничего не поменялось, мир не рухнул. Да, после завершения пандемии произойдёт корректировка жизни в целом. Но я стараюсь сохранить позитивный настрой и мышление. Нужно быть готовым к любым изменениям, подстраиваться под реалии, иначе ты не будешь двигаться в интересном для тебя направлении. Для этого нужны силы, это непросто, особенно если сидишь на диване. Но ты сам себе хозяин. У меня есть желание постигать новое, и я точно не хочу стоять на месте. Есть много планов, которые буду стараться реализовывать.
«С удовольствием пригласим Сёмина принять участие в подкасте»
— Вы с журналистом Денисом Казанским являетесь ведущими достаточно успешного подкаста на YouTube. Удалось что-то записать впрок перед карантином?
— Нет. Обычно мы так не делаем, стараемся выкладывать видео по горячим следам, со свежими эмоциями.
— Ожидали ли вы, что подкаст станет настолько популярным?
— Конечно, нет, потому что для меня это был новый опыт. Тогда я даже не знал, как работает YouTube, не представлял, будет ли такой формат интересен. Но потом начали поступать положительные отзывы, и я понял, что мы находимся на правильном пути, что попали в точку. Всё проанализировали и подошли к делу с душой. Ведь в жизни, как и на просторах интернета, слишком мало доброго и душевного. А в подкасте показана кухня, которая обычно остаётся за пределами стандартных интервью, футболисты предстают перед аудиторией обычными людьми, со своими жизненными путями, приколами и промахами.
— Как относитесь к негативным отзывам?
— Мы тщательно изучаем конструктивную критику, она заставляет нас работать над собой. Ведь интервьюером быть очень непросто. Получается, что сейчас я оказался по другую сторону, поэтому иногда чувствую себя немного не в своей тарелке. Конечно, Денис меня постоянно выручает. Но прогресс пусть и медленно, но идёт.
— Как вы пришли к тому, чтобы делать подкаст на YouTube?
— Это произошло спонтанно — можно сказать, так сошлись звёзды. Идею мне подали мои хорошие друзья из «Локомотива», потом всё само завертелось.
— Какой выпуск был самым ярким?
— Мне трудно выделять, логичнее спросить у зрителей. Каждый из наших гостей — многогранная личность. Мы стараемся приглашать лидеров мнений, которые оставили след как в футболе, так и в жизни. Поэтому каждый выпуск был по-своему хорош. И с Дмитрием Тарасовым, и с Романом Широковым, и с Александром Кержаковым, и с Сергеем Овчинниковым. С некоторыми мы много лет не виделись, появился повод встретиться. Мне понравился выпуск с хоккеистом Дарюсом Каспарайтисом. Я многое узнал о нём.
— Не было мысли позвать Юрия Сёмина?
— Мы бы с удовольствием, но всё упирается во время. С такими мэтрами тренерского цеха было бы очень интересно поговорить, и Юрий Павлович — один из первых кандидатов. Он активно ведёт Instagram, идёт в ногу со временем. Поэтому обязательно его пригласим.
— Если бы можно было выбрать любого спортсмена, кого бы вы пригласили?
— Честно говоря, пока не думал. Список длинный. Идей много, стараемся работать в разных направлениях, приглашать гостей не только из мира футбола. Возможно, позвал бы кого-то из зарубежных звёзд, легионеров, которые провели в российском чемпионате много времени. Хочется послушать их истории.
— А как насчёт бывшего партнёра по «Олимпику» Дидье Дрогба?
— Почему бы и нет? Кстати, он мне недавно передавал привет через Андрея Аршавина и Алексея Смертина. Видимо, до сих пор помнит, как на мой день рождения ел блинчики с икрой.
— Что это была за история?
— В России на день рождения принято проставляться. А во Франции, к сожалению, такой традиции нет. Но я подумал, что ребятам будет приятно, поэтому перед тренировкой принёс целую тарелку блинов, которые испекла мама. Объяснил, что у нас так положено. Всем настолько понравилось, что через 30 минут уже ничего не осталось. После занятия Дидье подходит ко мне и говорит: «Можешь мне отдельно такую тарелочку сделать?» Потом каждые две недели просил.
— Каким вы запомнили ивуарийца?
— Очень требовательный. Прежде всего к самому себе, но и к партнёрам тоже. Конечно, это не всегда приятно, но в то же время подстёгивает. Понимая, что в команде есть такой человек, ты не останавливаешься на достигнутом, стремишься к большему. Именно такую роль он играл в «Олимпике».
— Было ли ощущение, что он звезда?
— Нет. Он пахал наравне со всеми. Просто получалось у него лучше. Конечно, Дидье был лидером команды, болельщики его боготворили. Но никакого налёта звёздности, он оставался требовательным в каждом матче.
— Не показалось ли вам, что африканские футболисты отличаются от остальных?
— У меня сложилось впечатление, что они очень целеустремлённые. Для многих единственный шанс вырваться, обеспечить лучшую жизнь своим семьям — это пахать и закрепиться в европейском футболе. Тяжёлое детство и жизнь в Африке играют свою роль. Кроме того, они очень рано выходят из зоны комфорта.
— Хватает ли у вас времени, чтобы следить за российским футболом?
— Конечно, стараюсь быть в курсе событий, но, честно говоря, больше смотрю английский. Стараюсь не упускать ни единого обзора. Конечно, в первую очередь интересны первые пять-шесть команд, особенно «Ливерпуль». Но битвы внизу турнирной таблицы не менее захватывающие.
— Чем вам импонируют мерсисайдцы?
— У команды всегда был характер. Собственно, именно он и привлёк меня. Слежу ещё со времён Стивена Джеррарда. Вообще, мне больше интересна идея, чем результат.
— В РПЛ с идеями в наши дни похуже даже по сравнению с теми временами, когда играли вы?
— Да. Мне кажется, что в 2000-х сам футбол и игроки были поярче. Сейчас уровень мастерства упал из-за оттока больших мастеров, а сильных россиян слишком мало.
— Получается, отечественная школа выпускает мало талантливых игроков?
— Всё познаётся в сравнении. Не хочу никого обидеть, но раньше было больше ярких, молодых, заметных футболистов. Сейчас всё усреднено. Мало тех, кто творит на поле что-то действительно интересное. Есть борьба, но нет удовольствия от игры, только мучение. И это не может нравиться зрителям. Но мы работаем над зрелищностью, надеюсь, что скоро можно будет ожидать качественный скачок.
— Что может помочь нашему футболу?
— Работа в этом направлении ведётся, у нас уже есть система по развитию молодых игроков, скоро она начнёт приносить свои плоды. Надо наладить ситуацию в детском футболе, потому что всё идёт от фундамента. Конечно, ничего не получится без финансовых вливаний. И речь идёт не только о самом спорте, но и о менеджменте. Грамотное управление на всех уровнях играет важную роль. Это большой путь, где всё взаимосвязано. Этого тоже не хватает.
— Значит, необходимо воспитывать и спортивных менеджеров?
— Да, и делать это в реалиях нового мира, где правят деньги и зрительский интерес. Болельщика очень трудно заманить на стадион. Он хочет видеть красивую картинку. Чтобы её обеспечить, нужны мозги.
— Планирую. Именно для этого я недавно окончил школу менеджмента ФИФА. Хочется сделать что-то полезное. Очень много планов и идей на данную тему. Конечно, это делается не на коленке и не за пять минут. Но обучение прошло эффективно, получил большой объём знаний.
— «Локомотив» и «Зенит» неудачно выступили на групповом этапе Лиги чемпионов. Чего им не хватило?
— Трудно сказать. Существует совокупность факторов, которая не первый год тормозит наши команды и не даёт им продолжить путь весной. Для этого нужен опыт участия в по-настоящему конкурентных и напряжённых матчах, в которых мастерство футболистов будет расти как на дрожжах. Пока мы не можем соперничать с представителями большой пятёрки европейских чемпионатов.
— Но у «Зенита» есть опыт выступления в еврокубках. Да и группа у него была слабее. Почему же у него не получилось?
— Конечно, нужно находиться внутри команды, быть в курсе того, что думают официальные лица, тренеры, сами футболисты. Некорректно рассуждать о том, чего не знаешь. Наверное, не хватало глубины состава, ярких исполнителей, которые могли бы сделать результат.
— При этом в Российской премьер-лиге (РПЛ) «Зенит» уверенно лидирует. На ваш взгляд, в нынешнем сезоне интрига умерла окончательно?
— Да, уже все всё понимают.
— Из-за пандемии коронавируса футбола нет. Чем вы восполняете этот пробел? Может быть, пересматриваете старые матчи или следите за чемпионатом Белоруссии?
— Нет, матчи не пересматриваю, потому что не хочется грустить. Просто стараюсь держаться, ведь ситуацию не исправишь. Классно, что есть чемпионат Белоруссии, главное, чтобы всё было безопасно. Конечно, футбол без зрителей — печальное зрелище, но выбора у нас нет. Ребята неплохо играют, стараются. По сравнению с моим временем у соседей уровень игры подрос, появились легионеры.