24 марта родился один из лучших легионеров в истории
«Локомотива» Джейкоб Лекхето.
Лекхето появился на свет в Йоханнесбурге 24 марта 1974 года. До 18 лет Джейкоб не занимался футболом профессионально, выступая за любительскую команду «Юные разрушители».
Вскоре Лекхето заметил известный тренер Виктор Бондаренко. Многое в жизни Джейкоба изменилось как раз после знакомства с Бондаренко, который оказался с Бобо в одном клубе — «Морока Свэллоуз» — в конце ХХ века. Именно он и посоветовал Юрию Палычу обратить внимание на левого защитника. Просмотреть Лекхето удалось в Португалии, где «Локомотив» в 2001 году тренировался рядом со второй сборной ЮАР. Руководство «Локо» высоко оценило игру потенциального новичка.
«Что понравилось в первую очередь? Его потрясающая работоспособность как крайнего защитника. Джейкоб выполнял огромный объём работы на фланге. Причём как в обороне, так и в атаке», — вспоминал позже Сёмин.
В марте 2001-го Лекхето дебютировал в официальном матче за «Локомотив». А буквально через пару месяцев уже не побоялся отправиться бить послематчевый пенальти в том совершенно инфарктном финале Кубка России против «Анжи», когда Нарвик Сирхаев, через некоторое время сам перебравшийся в «Локо», открыл счёт почти перед финальным свистком, но Заза Джанашия успел его сравнять. Бобо тогда не промахнулся, а трофей достался нашей команде.
Забил парень с дредами и важнейший — первый — мяч австрийскому «Тиролю» в легендарной квалификации Лиги чемпионов-2001/02, когда «Локомотив» впервые в истории пробился в групповой этап главного турнира Европы.
Всего на счету Джейкоба 116 матчей за «Локо» и 5 голов. И безграничная любовь болельщиков, которые очень быстро признали его своим, зачастую называя Яшей. В команде Лекхето тоже моментально прижился. О чём говорить, если он после тренировок предлагал администратору: давай, мол, я сам понесу сетку с мячами. Нечасто такое услышишь от легионера.
Рассказывает его партнёр по «Локомотиву» Юрий Дроздов:
— Обрусевший — это очень точно подходящее к нему слово. У нас ведь в той команде играли, как многие должны помнить, и нигериец Обиора, и его партнёр по сборной ЮАР Мнгуни, и югославы, но Бобо был особенным. Быстро влился в коллектив, держался просто. Например, если мы начинали смеяться, то просил перевести — и потом вместе со всеми хохотал. У других легионеров как бывает? Заболело что-то — он не тренируется… А Лекхето, такое ощущение, всю карьеру в России без травм провёл. Причём ведь в единоборства вступал отчаянно, не берёг себя — как на тренировках, так и в играх. А помните, как он на крышу в Баковке залез с чемпионским кубком, отмечая наши золотые медали в 2002-м? Мы ведь не знали этого, увидели только на фотографиях. А Бобо мужиком оказался: пообещал, если выиграем чемпионство, залезть на крышу базы — и сдержал слово!
При этом сам Джейкоб был не прочь пофилософствовать в интервью. Позже он вспоминал:
«В «Локомотиве», как и в других серьёзных клубах, мы не играли в футбол. Все мы были солдатами, которые зарабатывали очень большие деньги. За 90 минут, которые отведены тебе на поле, ты должен был умирать».
Он честно отрабатывал эти деньги. И за это Бобо любили и ценили все: и игроки, и журналисты, и фанаты.
Хоть Лекхето и стал чемпионом России во второй раз, в 2004-м, до конца того чемпионата он не доиграл. Неожиданно покинул «Локомотив» ещё в середине года и вернулся в ЮАР. Официальной версии отъезда не существует. Кто-то говорил, что у него нашли неизлечимую болезнь, кто-то писал, что заболела его жена. Впрочем, лучше вспомним, как замечательно сказал сам Джейкоб:
«Я уезжал в Москву, ничего не зная о России, и сделал там такую карьеру, о которой и не мечтал. Но потом я пришёл к выводу, что с меня хватит».
Последний матч за «Локо» южноафриканский защитник с легендарными косичками провёл в мае 2004-го в Самаре. Потом сыграл ещё за сборную ЮАР и закончил с футболом.
9 сентября 2008 года Джейкоба Лекхето не стало.
Пресс-служба ФК «Локомотив»