Подробности покупки Осазе Одемвингие и Рената Янбаева.
ОДЕМВИНГИЕЕсли бы в российском футболе вручался приз за лучший PR-ход, то его обладателем по итогам уходящего года, безусловно, стал бы русско-нигерийский форвард «Локомотива» Осазе Питер Одемвингие, который в августе блестяще устроил свои контрактные и финансовые дела. Впрочем, обо всем по порядку.
К простому российскому парню Пете Одемвингие, мало кому известному на родине, «Спартак» начал присматриваться еще во времена незабвенного Андрея Червиченко, когда воспитанник школы ЦСКА играл за скромный бельгийский «Ла Лувьер».
В феврале 2004 года Одемвингие в составе сборной Нигерии завоевал 3-е место на Кубке Африки. Играя на позиции правого полузащитника, россиянин забил в пяти матчах три гола. Его заметили, и в августе 2004-го Одемвингие перешел в «Лилль».
Селекционная служба «Спартака» продолжала наблюдать за форвардом, клуб находился в контакте с агентом футболиста и руководством «Лилля». Реальные очертания переход обрел зи-мой-2005/06, однако французы не спешили расстаться с Одемвингие, да и сам игрок мечтал уехать в Англию или Италию. Вопрос перенесли на лето, но Одемвингие, на спартаковское горе, начал штамповать голы, став в итоге с 14 мячами вторым бомбардиром чемпионата Франции. Летом 2006 года «Спартак» сделал «Лиллю» великолепное финансовое предложение, однако французская команда, стартующая в Лиге чемпионов, отказалась продавать своего лидера. Кстати, Одемвингие с выгодой использовал ситуацию, неоднократно - под хорошее российское предложение - поднимавший себе в «Лилле» зарплату.
Сезон-2006/07 у футболиста получился скомканным. Англо-итальянские варианты ушли в небытие, транс-ферная цена упала. Боссы «Лилля» осознали: пока за игрока можно получить хорошие деньги, пора с ним расставаться. Очевидно, что в отсутствие у Одемвингие паспорта гражданина ЕС выгодно продать его можно было только на Восток. Главным кандидатом в покупатели по старой памяти выступал «Спартак», за ним маячили «Локомотив» и донецкий «Шахтер».
Если «Спартак» Федотова образца весны-2007 играл в одного нападающего, то с приходом Черчесова красно-белые стали действовать по классической схеме 4-4-2, и команде понадобился второй форвард в пару к Павлюченко. В числе прочих кандидатов на эту роль значился Одемвингие.
Русско-нигерийский футболист, взвесив предложение «Спартака», понял, что здесь банк не сорвешь и есть лишь три клуба, которые денег не считают, - «Зенит», «Локомотив» и «Шахтер». Питерцам нападающий был не нужен, украинцы купили Лукарелли, а вот контракт с «Локо» представлялся форварду весьма лакомым куском. И Одемвингие начал агрессивную PR-кампанию.
Только ленивый не написал о его переходе в «Спартак» как о решенном деле, сведения о финансовых условиях кочевали из газеты в газету. Сам форвард чуть ли не ежедневно клялся в любви к «Спартаку» на страницах российских изданий. Парадоксально, но факт: в то время как спартаковские руководители сутками не могли дозвониться футболисту, у журналистов это получалось с первой попытки. Даже мама Одемвингие, проживающая в Москве, дала пару интервью. Венцом истории стала австрийская встреча Одемвингие со Станиславом Черчесовым, который желал побеседовать с игроком, перед тем как принять окончательное решение. Информация о встрече, которой владели буквально три-четыре человека, просочилась в Интернет. Сообщение о беседе тренера и футболиста как о свершившемся факте появилось за несколько часов до того, как она состоялась. Вывод напрашивается один: информацию «слил» сам Одемвингие, чуть-чуть не рассчитав время ее появления.
Работая на себя, Одемвингие лил воду и на мельницу девятикратных чемпионов России. Красно-белым была выгодна эта дымовая завеса: не секрет, что российские клубы и примкнувшие к ним украинские гранды «ходят» примерно вокруг одних и тех же игроков. Косвенно подтверждая переход Одемвингие, «Спартак» активно занимался Веллитоном, в то время как боссы «Локомотива» были уверены, что это уже их игрок.
«Спартак» сработал быстро и профессионально, не только купив Веллитона, но и до поры до времени сохранив это в секрете. А что же Одемвингие? Во-первых, он рассматривался «Спартаком» как запасной вариант - на случай, если сделка с Веллитоном сорвется. Во-вторых, совет директоров клуба мог принять решение о двух дорогостоящих покупках. При таком развитии событий Одемвингие, умеющий играть на нескольких позициях и имеющий российский паспорт, был бы идеальным приобретением. Первый вариант не понадобился, до второго дело не дошло.
Когда в «Локомотиве» узнали, что Веллитон от них «уплыл» (попытка перебить «Спартак» по деньгам не удалась), руководство железнодорожников поняло: нужно что-то делать - и делать быстро. Распиаренный Одем-вингие сам просился в руки. С одной стороны, не было времени заниматься кем-то новым, с другой - требовалось «отомстить» за Веллитона «Спартаку». Сергей Липатов лично вылетел во Францию, где в считанные часы, практически не торгуясь, решил все финансовые вопросы и с «Лиллем», и с Одемвингие.
«Локомотив» приобрел игрока, Осазе Питер получил контракт, о котором еще недавно не мог и мечтать. Не будем спекулировать на гуляющих в СМИ цифрах и повторять их, но очевидно, что по уровню доходов среди футболистов российского чемпионата он уступает лишь питерской тройке Аршавин - Домингес - Тимощук.
ЯНБАЕВЕсть версия, что из-за новичка «Локомотива» лишился работы Леонид Назаренко, являвшийся главным тренером «Кубани» с апреля по август нынешнего года. Назаренко упорно не ставил Рената Янбаева в основной состав, считая, что парень не соответствует уровню премьер-лиги. И когда защитником, способным также закрыть всю бровку, заинтересовался «Локо», с ним расстались без сожаления, получив взамен примерно 1,5 миллиона евро. В новой команде Янбаев сразу отвоевал себе место на левом фланге обороны. Руководители кубанской команды задались резонным вопросом: «Почему он у нас сидел в запасе?» Добрались до фигуры наставника как первопричины, и специалист был снят со своего поста, оставшись, правда, в тренерском штабе. Возможно, на участь Назаренко повлияла не только потеря защитника, но председатель совета директоров «Кубани» Максим Ремчуков открыто выразил несогласие с «политикой клуба в отношении молодых российских игроков - в частности, Янбаева». Со стороны «Локомотива» потенциального новичка просматривал начальник селекционной службы клуба Виктор Тищенко. Он же убедил совет директоров в том, что Янбаев нужен. Говорят, селекция в «Локо» ведется своеобразно. Российским рынком вроде бы занимается Тищенко и несколько находящихся в его подчинении тренеров-селекционеров из числа бывших игроков «Локо». Например, Евгений Харлачев и Хаким Фузайлов. А международные трансферы - вотчина Дмитрия Баранника и Руслана Нигматуллина. Причем экс-вратарь по неизвестным причинам свою принадлежность к «Локо» не афиширует. От людей, близких к клубу, доводилось слышать, что, находясь в прекрасных отношениях с Липатовым, Тищенко все же не смог убедить последнего в ненужности покупки хавбека сборной Мали Драмана, которого лоббировал Нигматуллин. Отсюда вывод: бывший голкипер превратился в «серого кардинала», активно влияющего на селекционную политику клуба. Кстати, бразильский вратарь Гильерме оказался в распоряжении Бышовца тоже по «наводке» Нигматуллина.