«Локомотив», четвертый раз в сезоне обыграв «Спартак», затмил все прежние победы в части драматизма. Щедро отвалив поначалу сопернику фору в два мяча, команда Анатолия Бышовца разворачивала ход матча в свою пользу дважды. Вторично — на четвертой добавленной к основному времени минуте, когда сделала счет мало похожим на правду — 4:3.
«Спартак» никак не может вырваться из-под мистического гнета серийных неудач в дерби со знатными клубами-земляками. Годами ожидавшуюся победу над ЦСКА в предыдущем туре красно-белые упустили на той самой 94-й. Теперь она же утвердила продление восьмилетней непобедимости «Локо» во встречах со спартаковцами на своем поле.
Фатальные события матча сложно оценивать мерками здравого смысла. Впрочем, и отдаваться половодью чувств, как бы того ни хотелось, значило бы пойти по пути упрощения при рецензировании этого триллера.
Стартовый провал «Локо», к примеру, показался дорогой и логичной платой за его авантюризм. Как еще назвать выбор на матч с лидером пусть и смелого, но не проверенного на соперниках рангом ниже варианта игровой схемы? Первая четверть матча вообще смахивала на гуманитарную акцию тактической солидарности Бышовца с Гусом Хиддинком и Валерием Газаевым, больно обжигавшимися в этом сентябре на построении с тремя защитниками на международных фронтах.
Бышовец, надо полагать, намеревался застать врасплох Станислава Черчесова. На деле же эффект внезапности селем обрушился на его собственную команду. Если расписанный на роль правого латераля Иванович освоился в ней вполне уверенно, то вот Янбаев, двинутый по левому флангу выше привычного, выпал из обоймы сразу и до замены при счете 0:2.
Стык зоны его оборонительных действий с участком ответственности Сенникова оказался скреплен крахмальным клеем и разошелся при первом же серьезном испытании. И пенальти на Титове, с которого Павлюченко открыл счет, и его второй гол, забитый ударом с лету, заварил Быстров. В обоих случаях Янбаев, обязанный остужать креатив спартаковского правофлангового, наблюдал его подвиги в версии «вид сзади».
Беда хозяев близко соседствовала с технической зоной у их скамейки. Бледность Бышовца и заходившие на его лице желваки выдавали раскаяние. Но капитуляции, какую подсознательно предвкусили неисчислимые «доброжелатели» Анатолия Федоровича, не случилось. Оперативное вмешательство скамейки «Локо» в ход событий выглядело хирургически точным. Фишки были передвинуты неожиданно, но потрясающе удачно. Растерянного Янбаева отправили под прохладный душ. Маминова отрядили в центр — на «раздачу». Уступивший ему это место Билялетдинов стал присматривать за левой бровкой, к которой стал ближе и Сенников. Одновременно чуть «сели» справа и образовали там отменную фланговую связку Самедов и Иванович. Как и в четверговом еврокубковом поединке команды в Дании, схема стала напоминать классическую 4-4-2. Раздолбанный асфальт под колесами «Локомотива» заменили знакомые родные рельсы — он полетел!
Верный путь подсвечивал зеленый свет спартаковских проблем. Главная — дисквалификация Моцарта. Еще летом в подобном пассаже спартаковские почитатели усмотрели бы саркастический вызов. Но сегодня это вполне сочувственное наблюдение — бразильский опорник стал в черчесовской обойме реально незаменим. С потерями травмированных Йиранека и Шранцля Моцарт был цементным сгустком, относительно прочно скреплявшим рискованные по именам оборонительные кирпичи. Цемент марки «Сабитов» не подошел. Защита «Спартака», еще и изрядно размягченная обманной легкостью стартового перевеса, изменения в настроении и игре соперников проморгала напрочь. Оба первотаймовых гола Плетикоса пропускал, будучи оставленным на растерзание одиноким Одемвинги и Сычеву — те били с границ вратарской. Показательно, что в эпизоде второго мяча ближайшим к удару полевым игроком «Спартака» оказался Титов — в радиусе десятка метров не оказалось ни одного номинального защитника, и это при том, что «Локо» атаковал не с ходу, а вполне позиционно!
Антракт между таймами не стал временем вразумления. При относительно сносной контригре, заточенной под пребывающего в отменной форме Павлюченко, в обороне «Спартак» являл собой образчик негожего для лидера легкомыслия. Особенно сильно сквозило слева, где Иванович и Самедов на пару терзали неразворотливого Шоавэ, а Торбинский был для него при этом помощником никаким.
Впрочем, и лихая атака с выстрелом Одемвинги в перекладину, и третий гол пришли из других зон, где прорех тоже хватало. Пропуская на 68-й минуте, к примеру, спартаковцы прошляпили дальний выброс мяча из аута Билялетдиновым, а заодно словно забыли правило, что при этом не фиксируется офсайд. Ивановичу, пасовавшему пяткой под удар все тому же нигерийцу, символически препятствовал в штрафной только Ковач.
Когда счет обнадеживающе для гостей сравнялся (хет-трику Павлюченко посодействовал подачей штрафного Шишкин), Черчесов понадеялся, что хуже уже не будет, и решил посражаться-таки за коварно манившую победу. Все спартаковские замены отражали «ва-банковую» решимость тренера. Первая, выход Дзюбы, даже чуть опередила третий гол. А пяток минут спустя она вообще могла стать вещей. Однако штанга выручила «Локо», а заодно и рефери Колобаева, который оставил без внимания явно опасную игру спартаковского форварда прямой ногой против летевшего на перехват Пелиццоли.
Выходивший на замену Бояринцев пальцами показывал партнерам: три! С тремя защитниками матч заканчивал уже «Спартак». Вы скажете, что со штрафным Маминова от правой бровки, после которого Асатиани, снова без помех, вогнал в мяч за спину Плетикосе, это связано мало? Пусть так. Это и впрямь имеет значение куда меньшее, чем счет на табло…
Сергей НОВИКОВ