Для начала - разминочный вопрос: зачем сборным нужны товарищеские матчи? Хотите варианты ответа? Пожалуйста: а) наиграть основной состав; б) проверить новичков; в) сильнее сплотить футболистов за те лишние несколько дней, что они проведут вместе; г) сыграть в свое удовольствие без всяких там турнирных задач.
Интересно, что вы выбрали в контексте вчерашнего матча российской сборной? Судя по срокам, подходит вариант "а", но где тогда Кержаков и Малафеев (Игнашевич - история особая, под данный вопрос не попадающая)? Значит, вариант "б"? Ну, с натяжкой, может быть. А как насчет "в"? Самое оно, да и история с Игнашевичем тут как раз к месту. А я, если честно, готовясь к отчету предпочел бы вариант "г", но он, к сожалению, в нашем самом прагматичном из миров почти нереален.
На самом деле единственно верного ответа на поставленный вопрос не существует. Есть нечто среднее между первыми тремя вариантами.
В последние перед игрой дни журналисты и специалисты больше всего обсуждали выбор Хиддинка во вратарской линии. И некоторые горячие головы уже склонились к варианту, что в решающую битву на "Уэмбли" надо без всяких предисловий бросать Антона Шунина. Вот, мол, сдюжит он там - и будет так красиво, что хоть в учебник футбольной истории заноси.
А если не сдюжит? Если всегдашняя наша вера в чудо, в то, что ударится лягушка о землю (во вратарской площадке легендарного стадиона) и превратится в прекрасную царевну, будет современной, весьма циничной жизнью в очередной раз опровергнута?
И вот здесь вызов Шунина и Габулова в отсутствие Малафеева становится понятным. Хиддинк, наверное, тоже прокручивает в голове вариант с царевной, но он как человек голландский, а значит, в чудеса верящий куда меньше, хочет лично убедиться - а есть ли для неожиданного поворота сюжета предпосылки? Для чего и приглашает на трехдневный сбор Шунина, причем не в запасные, что было бы при Малафееве в соседнем номере отеля "Холидей Инн", а в качестве одного из двух равноправных кандидатов на пост № 1. А заодно и на более опытного, но такого же необстрелянного Габулова неплохо в той же ситуации посмотреть. И решить - есть ли повод для риска на "Уэмбли" или ставку надо делать только на проверенного Малафеева.
ТАКОЙ АТАКИ У НАС НЕ БЫЛО ДАЖЕ В МАКЕДОНИИС первых минут на поле появился Габулов. Но этот факт ушел в тень на фоне других строчек стартового протокола россиян. Такого атакующего состава не было даже в Македонии! На поле вышли сразу четверо номинальных нападающих. Павлюченко и Сычев заняли места в авангарде наступления, Аршавин расположился под ними, а Саенко отправился на позицию правого полузащитника. Если учесть, что и центрального хавбека Билялетдинова привычнее видеть у чужих ворот, нежели у своих, смесь получалась почти адской.
Но не авантюрной ли? Наши с первых же минут постарались доказать, что нет, прочно переведя мяч на чужую половину поля. Там, правда, довольно долго ничего особо опасного создавать не удавалось (кроме разве что удара Сычева из штрафной, пришедшегося прямо в Боруца), но и в свои тылы россияне пускали соперника так редко, что тройка защитников с примкнувшим к ним Семшовым никаких проблем не испытывала. Во всяком случае, оценить состояние Габулова возможным не представлялось.
К середине тайма начали появляться полумоменты. Павлюченко чуть-чуть не успел к опасному низовому прострелу Саенко. В следующей атаке наш человек в Нюрнберге попробовал верховую передачу на спартаковца - опять несколько сантиметров оказались лишними. И, наконец, третья попытка Саенко удалась. На этот раз он нашел средний вариант - пустил мяч в метре от земли. И оказавшийся на острие Сычев головой от души вогнал его в сетку.
Вскоре Саенко, безусловно, самый активный в рядах сборной России в первом тайме, мог отличиться и сам. Аршавин остроумным пасом пяткой вывел его на ударную позицию, но пробить Боруца у нашего правофлангового (во всех смыслах этого слова) не получилось.
А потом первый раз огрызнулись поляки. Кшинувек в стиле, которому позавидовал бы и Альберто Томба, совершил воистину гигантский слалом сквозь ряды наших оборонцев. Слава богу, что у финишных ворот он все-таки запутался "в лыжах" и четкой передачи партнеру на линии вратарской не отдал.
За что, собственно, и получил по полной программе. Рядовой угловой привел ко второму взятию ворот Боруца. Жирков подал, Алексей Березуцкий выиграл "воздух" и переправил мяч на дальнюю штангу, а там его уже караулил Павлюченко. 2:0 - вполне логичные цифры для отражения того, что происходило на поле до перерыва.
ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА ПОЛЯКИ ПОЧУВСТВОВАЛИ СЛАБИНУ НАШЕЙ ОБОРОНЫ Перед вторым таймом, как и предполагалось, составы команд претерпели изрядные изменения. У наших замен было сразу четыре - Шунин, Анюков и Погребняк заняли те же позиции, что Габулов, Василий Березуцкий и Павлюченко, а Зырянов вышел на место Билялетдинова, который, в свою очередь, сменил Жиркова на левом фланге.
Поначалу противоборство на поле приняло позиционный характер. Но преимущество, пусть и не столь концентрированное, какое-то время оставалось у россиян. Будь чуть расторопнее Погребняк, к которому на углу вратарской отскочил мяч, счет вполне мог возрасти и до крупного.
И вдруг у нас случилась неприятность - Алексею Березуцкому разбили бровь. Защитников в запасе не оставалось, и на поле был брошен Торбинский. Наша оборона по этой причине увеличилась количественно и приобрела просто фантастические очертания: Саенко - Анюков - Колодин - Билялетдинов. Мечта Валерия Лобановского о всеобщей универсализации воплощалась в жизнь на наших глазах.
Неудивительно, что полякам стало вольготнее впереди. Реальный шанс сократить разрыв в счете упустил Кшинувек, откликнувшийся на передачу справа раньше новоиспеченного оборонца Саенко. Но он пустил мяч выше перекладины с пяти метров.
Потом, правда, еще раз не забил Погребняк. Зенитовец выскочил один на один с появившимся в польских воротах Кущаком, но пробил и мимо голкипера, и мимо стойки. За что, как и Кшинувек в первом тайме, был наказан. Причем в роли палача выступила бывшая жертва. Если кто и заслуживал индивидуального успеха у гостей, то это именно Кшинувек. Ему и удался отличный удар в "девятку". Отразить этот выпад Шунин был бессилен.
Беда не приходит одна. Поляки почувствовали, что наша защита дает слабину, и быстренько воспользовались этим еще раз. Теперь угроза пришла с левого фланга: Блащиковски воспользовался оплошностью Колодина и завершил свой прорыв четким ударом в левый нижний угол. Легко завоеванное преимущество было столь же легко потеряно.
Более того, пятью минутами спустя польская сборная вполне могла выйти вперед. Кшинувек опять накрутил всю нашу защиту и выложил мяч под удар Дудке. И слава богу, что мощнейший выстрел последнего приняла на себя перекладина...
Такой поучительный получился матч. Пищи для размышлений он дал тренерскому штабу сборной России предостаточно - вот вам, кстати, и пятый вариант ответа на вопрос, зачем эта игра была нужна. Теперь эту пищу надо тщательно переварить.
ХИДДИНКУ КАТАСТРОФИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ ЗАЩИТНИКОВ Лео БЕНХАККЕР, главный тренер сборной Польши: - В перерыве я сказал своим подопечным, что они играют, как в плохой школе. Мы не были удовлетворены первым таймом. Если сначала мы с соперниками владели мячом в равных пропорциях, то потом преимущество перешло к российской сборной. Я понимаю, почему так случилось. У россиян - разгар сезона, а у игроков сборной Польши, выступающих в европейских чемпионатах, сезон только начался.
Но во втором тайме мои игроки, слава богу заиграли, и мы забили два прекрасных гола. Чуть не забили и третий...
- В вашей команде на замену вышел Мариуш Йоп. Между тем в своем клубе он сидит на скамейке запасных. Как думаете, почему? - На этот вопрос я вам ответить не могу. Я специально вызвал Йопа на этот матч и удовлетворен тем, как он сыграл.
- Во втором тайме Гус Хиддинк действовал с двумя номинальными защитниками. Не стало ли это для вас своеобразным вызовом? - Гус делал свою работу, и он всегда делает ее хорошо. Я же был занят своей командой и не обратил на это внимание.
- Рассчитываете ли вы на Войцеха Ковалевски? - Ковалевски проделал огромную работу. Он очень сильно помог нам в отборочных матчах. Он вратарь высокого класса. К сожалению, Ковалевски не играет в основном составе своего клуба, и это говорит против него.
Гус ХИДДИНК, главный тренер сборной России: - Очень хорошо, что вы начали пресс-конференцию с аплодисментов. Не всегда удается их услышать даже в сложные моменты. Могу сказать то же самое, что и мой коллега, только с точностью до наоборот. Не знаю, почему так получилось в первом тайме: может, потому, что мы хорошо играли, может, потому, что поляки дремали. В любом случае, первая половина получилась интересной.
Мы посмотрели в деле наших игроков в матче с сильной сборной Польши. Но когда выигрываешь 2:0 к перерыву у такого соперника, аналогичного ответа и следовало ожидать. В принципе я рад, что игра сложилась таким образом. Второй половиной игры я тоже удовлетворен. Польская сборная профессионально реагировала на наши атаки и продемонстрировала, что, несмотря на начало европейского сезона, ее футболисты находятся в отличной форме.
О своей же сборной могу сказать вот что: мы играем в футбол не один час. Большинство наших футболистов оказались неготовыми играть все 90 минут. Если в отборочных матчах игроки нашей команды не смогут действовать с полной самоотдачей все 90 минут, то это очень плохо для нас закончится. Но мы видим, над чем нам нужно работать. Если бы мы победили со счетом 2:0, то это означало бы, что мы на вершине. А мы сейчас только в начале пути по улучшению игры. Конечно, в первом тайме мы сыграли хорошо. Показали, что класс у нас есть. Но класс должен основываться на тактической дисциплине и на хорошей физической форме.
- Не считаете ли, что четыре защитника в заявке - мало даже на товарищеский матч? - Дело не в этом. У нас много полузащитников и форвардов, но катастрофически не хватает защитников. Мы должны просматривать новых игроков и смотреть в будущее. У нас впереди важные матчи, и мы должны знать, как будем играть в дальнейшем.
- Как оцените игру вратарей и кто будет защищать ворота в следующем матче? - Я очень рад, что сыграли оба вратаря. Габулов прекрасно действовал в первом тайме. Но я не назвал бы его молодым вратарем, ведь ему уже 23 года. И не стал бы обвинять Шунина в двух пропущенных мячах. Скорее в этом виноваты защитники.
Александр КУШНЕР