В субботу за сборную Хиддинка держали кулаки не только болельщики по всей России, но и на родине футбола. Вообще-то русская диаспора в Лондоне считается разобщенной. По крайней мере молодежная ее часть. Та, которой по возрасту положено собираться в пабах и болеть за любимую команду. Однако, спасибо Интернету, компанию, которая намеревалась организованно посмотреть матч Голландия — Россия, мне найти все же удалось.
ВСТРЕЧА НА НЭШЕМ-СТРИТ
И вот я уже выхожу в теплый лондонский субботний вечер при полном параде: футболка российской сборной, шарф с триколором. Гостиничный портье глядит с изумлением, разве что пальцем у виска не крутит. Его поза означает: «Неужели вы, ребята, и впрямь думаете, что у вас есть против голландцев хоть какие-то шансы?»
Однако я под обстрелом косых английских взглядов продолжаю прорываться к своим. Путь затейлив. Сначала чертова дюжина подземных станций до «Тауэр Хилл». Затем квартал по Ист Смитфилд до поворота на Томас Мор-стрит. Ну а там уж, за доком Святой Екатерины, где веет прохладой от Темзы, рукой подать до заведения «Кейп», расположенного на Нэшем-стрит.
Уже у входа замечаю разношерстную группу, разговаривающую по-русски. Кто-то, как и я, в футболке сборной (попадались даже образца 2002 года, такие, где слово «Россия» изображено иероглифами! – Прим. ред.), кто-то с нашим флагом. Большинство вообще без атрибутики, зато с горячим сердцем.
— И часто вы так здесь собираетесь? – обращаюсь к Артуру, к которому примкнул в очереди к барной стойке.
— Лично я тут в первый раз, хотя ни одной трансляции с Евро на пропускаю, — рассказывает он. – Сам из Эстонии, уже три года в Лондоне работаю. Сейчас ко мне брат приехал ненадолго погостить. А у него друг еще здесь живет. Вот он-то нас сюда и пригласил. Люди, как понимаю, собрались здесь самые разные. Студенты, менеджеры, туристы… Все, кто увидел в Сети призыв поболеть вместе. Я – так вообще плотник. А ты кем будешь?
— Журналистом.— Вау! Траву куришь?
Услышав отрицательный ответ, Артур утрачивает ко мне всякий интерес.
КУДА ПРОПАЛ ЕВСЕЕВ?
«Кейп» разрушал мои представления о лондонских пабах. Либо он и впрямь какой-то необычный, либо просто представления были слишком уж традиционными. Скажем, поразило, что администрация зала относилась к шуму, который производила наша импровизированная фан-группа, крайне настороженно. Будто бы футбольные фанаты ей встречались только на страницах газет. Удивило и отсутствие большого экрана. По заведению развешано лишь несколько жидкокристаллических телевизоров диагональю не более 32 дюймов. Не самый лучший размер для попытки разобрать, какой футболист владеет мячом, при показе дальним планом.
Впрочем, большинство из соотечественников, оккупировавших два столика и несколько рядов стульев в углу бара, в такие детали и не вдавались. Можно было заметить, что многие интересуются футболом от случая к случаю.
— Слушай, а где этот… Ну, который крикнул немцам «… вам!»? Какой номер у него? – кричит, перебивая комментаторов канала «ITV Sport», менеджер по продажам Макс.
— Во-первых, не немцам, а Уэльсу. А во-вторых, Евсеев в сборной уже не играет, — укоризненно реагирует Сергей, брат того самого Артура-плотника. Информационно подкован — даром что недавно из России.
Однако нетвердая футбольно-историческая память не мешает нашим выражать футболистам России персональное уважение. Дважды скандирования фамилии удостаивается Павлюченко: в первый раз, когда забивает, во второй — когда проверяет на прочность перекладину. После одного из важных сейвов по залу гремит клич «А-кин-фе-ев!». Выкриками дирижирует финансист Женя – тот, который привел сюда уже известных вам братьев. Заводим мы и «Оле, Россия, вперед!», и «Нужен гол!». Но наибольшей популярностью у лондонских русских пользуется кричалка «От Москвы до британских морей сборная России всех сильней!»
Фамилия Аршавина скандированию не подвергается. Она и так на устах у всех без исключения. И у женской части нашей группы, и даже у заполонивших добрые три четверти заведения англичан, которые, вспоминая Андрея, уважительно цокают языком. Невооруженным глазом видно, что изначально они собрались здесь, дабы спокойно насладиться тем, как недавний супербомбардир английской премьер-лиги Руд ван Нистелрой и его оранжевая бригада разгромят по недоразумению вышедших на Евро россиян.
— Накануне хорватам уже показали их место, — не без злорадства усмехается посетитель Крис, живущий в одном из соседних домов. – Уверен, что сегодня закончатся и европейские мучения россиян.
Аргументы в том духе, что выход из группы – тоже вполне достойный результат, им не принимаются. Видимо, для англичан это и впрямь не достижение. Да и прошлогодняя хорватская рана у них, как выясняется, совсем не зажила.
Однако ближе к первому перерыву видно, что первоначальные пристрастия уже отодвинуты у местных на второй план – так их захватила обоюдоострая игра. Во втором же тайме, после гола Павлюченко, несколько англичан даже подсаживаются к нашей группировке и несмело присоединяются к крикам «Россия!» Видно, что им приятно ощущать себя побеждающей стороной. Но ответный гол Нистелроя выдает их с головой, как рожающую радистку Кэт: они вскакивают с мест, не в силах сдержать радостный вопль. Поняв неловкость ситуации, они ретируются в самый дальний угол бара под наше испепеляюще-укоризненное бурчание.
ЗАЛ АПЛОДИРУЕТ СТОЯ
И все же в четвертом тайме дирижер Аршавин со своим оркестром, выражаясь концертным языком, берет зал. Целиком и без остатка. Весь паб на ногах. Англичане чинно, но проникновенно и уважительно аплодируют команде Хиддинка. Нашей же радости нет предела: после финального свистка люди вскакивают на столы, обнимают друг друга и заходятся в неистовом победном танце.
— Эй, приятель, — подзывает меня Крис уже без тени злорадства. –
Передай там своим, что после этого матча в Англии гордятся тем, что дали рождение этому русскому чуду. Мне и подумать теперь стыдно, что, не проиграй мы хорватам, футбольный мир мог лишиться такого зрелища.…Тринадцать станций в обратную сторону пролетели как одна. Я ощущаю себя воином-победителем. В метро, различив атрибутику российской сборной, со мной братаются румыны, вспоминая, как недавно обыграли нас в товарищеском матче. Парни, облаченные в турецкие майки, заявляют, что теперь наши сборные должны встретиться в финале. Англичане же просто демонстрируют мне большие пальцы: дескать, круто вы, ребята, молодцы! А соседка по вагону – ей-богу, не придумываю! – мирно читала «Доктора Живаго». Впрочем, что тут удивительного: с этой субботы на родине футбола не зазорно почитать все русское.
Зильберт А.