Глава из книги Н.Яременко "Футбол в 3D-скандалах", посвященная президенту ФК "Локомотив" Москва Ольге Смородской.
Не растет смородина около депо...
Когда чемпионат-«полторашка» (единственное в истории полуторагодичное соревнование) прошел свою первую четверть, грянул громкий скандал. Пересказывать обстоятельства увольнения Юрия Красножана из стана железнодорожников не буду. Да и не знает никто всех подробностей. Кроме разве что самого тренера (хотя и он утверждает, что не до конца в курсе), президента клуба Ольги Смородской да членов совета директоров «Локомотива».
Можно сколь угодно долго говорить, что Смородская — человек вспыльчивый, что просто рубанула сплеча. Можно даже прислушиваться к конспирологическим теориям, что она «замутила» эту историю против Красножана, чтобы отвести угрозу от себя самой. Можно — как сторонники разнообразных теорий заговора — считать ее агентом влияния Британии, которая не может успокоиться после поражения в борьбе за право принять чемпионат мира — 2018. Но это уже будет сродни идее, что у Ольги Юрьевны внутреннее органическое неприятие, просто идиосинкразия на имя Юрий. Ведь она за недолгое время уволила уже Юрия Семина, Юрия Белоуса, Юрия Красножана... Но те, кто знает госпожу Смородскую, утверждают: она пусть и вспыльчива, но решения принимает только хорошо подумав. В конце концов, она не случайный человек в менеджменте. Достаточно не полениться и изучить ее биографию.
Она многого добивалась. Причем и в тех видах деятельности, где добиваются успеха своим трудом, а не связями. В двенадцать лет она стала чемпионкой Москвы по лыжным гонкам. Школу окончила с золотой медалью, два вуза (экономический факультет в Плехановском университете, а потом и в МГУ) — с красными дипломами. В 90-е она была заместителем главы Департамента строительства в московском правительстве, а позже — уже главой одного из департаментов. В 2000-е работала заместителем генерального директора в «Интерросе», вице- президентом ОНЭКСИМ-банка, Внешторгбанка. О ее работе в «большом ЦСКА» с 2002 по 2006 год уже слагают легенды. Курируя сразу 30(!) видов спорта, Смородская снискала славу человека чрезвычайно деятельного. Реконструировала Дворец спортивных единоборств, спортивный интернат, сменила покрытие в легкоатлетическом манеже... Перечислять список всего сделанного — не хватит и целой главы. Ее обвиняют в том, что на все ключевые посты ставит своих ближайших родственников? Но в наших экономических условиях, когда разворовывается все и вся, человек, который приходит навести порядок, должен кому-то доверять, на кого-то опираться. Мужа, который на тот момент трудился в крупной нефтяной компании, Ольга Юрьевна просто уговорила бросить работу и стать у нее директором... плавательного бассейна! Кстати, мужа тоже зовут Юрий, так что не правы будут те, кто обвиняет президента «Локо» в ненависти к этому имени. Кстати, и нового тренера, которого Ольга Смородская пригласила на смену Красножану, зовут Жозе. А Жозе — это и есть Юрий.
Поэтому когда по личному приглашению главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина она оказалась в 2010 году в руководстве «Локомотива», вопросов в ее компетентности ни у кого не возникло. Ну, может быть, кроме болельщиков, которые чуть ли не с первого дня приняли Ольгу Юрьевну «в штыки»: вывешивали баннеры типа «Баба на корабле — к несчастью», освистывали во время предсезонных встреч с представителями фан-клубов и т. п. Но Ольга Юрьевна — леди железная. Железнодорожная.
Когда случилась история с Красножаном, один из слушателей даже прислал весьма креативное творение:
Вроде не уродина, Но футбол ей по... Не растет смородина Около депо. Красножан ей вроде бы Не по нраву. Что ж, Вырубим смородину И засеем рожь. Эх, гудки печальные, Траурный мотив... Сгинул окончательно Наш «Локомотив». Семина творение, Вы ж стальной народ! Сварите варенье И опять — вперед!
Все это выглядит забавно, но над всеми подобными виршами, коих немало родилось в ту пору, довлеет одна и та же убежденность авторов: Смородская — человек чуждый, рано или поздно сварят в компоте и ее. Но жизнь показала: подобного специалиста просто так не вырубишь, не сваришь. Стальные рельсы железных дорог пройдут через любые буераки.
Поговаривают, что за два дня до матча «Локомотив» — «Анжи» Баковку посетил тренер сборной Александр Бородюк. Он сообщил Юрию Красножану, что в этой игре наставник национальной сборной Дик Адвокат намерен обратить особое внимание на действия Владислава Игнатьева и Тараса Бурлака — двух потенциальных кандидатов в сборную. Можно только догадываться, каково было удивление голландца, когда он не обнаружил их фамилий в стартовом протоколе. И ладно бы это был выбор тренера, обусловленный какими-то объективными обстоятельствами. Но Игнатьев начинал в основе все (!) предыдущие матчи, а Бурлак с начала сезона не вышел в основе только в двух.
Имеет ли эта история какое-то отношение к увольнению Красножана,, неизвестно. Да и как Адвокат отнесся к этой ситуации, мне, честно говоря, не важно. В конце концов, у любого тренера есть вышестоящее начальство. И не важно, компетентно оно или нет (Юрий Семин любил рассказывать про советы, которые Смородская давала игрокам: «Играйте в нападении пошире, а в обороне поуже», впрочем, не секрет, что Юрий Павлович в своем отношении к президенту «Локо» пристрастен). Важно, что именно начальство принимает решение о будущем тренера. В любом случае, президенту клуба виднее, чем кому бы то ни было, оставить такого наставника у руля команды или указать ему на дверь.
В поддержку Красножана выступили футбольные фанаты. Они, в конце концов, имеют право поддаваться эмоциям. Но в один голос в поддержку тренера выступили и разнообразные футбольные специалисты. Я не о Фурсенко, который заявил, что «самого талантливого мастера в России надо обязательно пристроить в хорошую команду». В конце концов, компетентность самого господина Фурсенко вызывает вопросы. Я о тех многочисленных «экспертах», которые набросились на Смородскую так, что перешли все грани приличия. Слово «неадекватная» было преобладающим. Но в чем заключается ее неадекватность? Она уволила Семина за нарушение субординации — а за это нельзя не увольнять, игр в демократию в бизнес-процессах быть не должно. Она, как рассказывают обиженные, разгрузила в клубе изрядно раздутую зарплатную ведомость. В досмородские времена там работало чуть ли не триста администраторов. В конце концов Красножан ей не по наследству достался — это она сама, она лично наняла на работу одного из самых многообещающих тренеров. Скажем больше — не просто наняла, а настояла на его кандидатуре. Не знаю, как ситуация развивалась на самом деле, но думаю, что во многом именно поэтому Смородская не смогла простить тренеру закулисных игр. Признаем за Ольгой Смородской главное: президент «Локомотива» сделала то, что на протяжении многих лет боялись сделать руководители клубов — мужчины. Ведь про пресловутые «договорняки» говорили все. Причем доходило до анекдотических ситуаций: время от времени тренеры и руководители клубов заполняли опросные листы с двумя вопросами: «Есть ли в нашем чемпионате договорные матчи?» (представители всех шестнадцати команд отвечают «да») и «Участвовала ли ваша команда в подобных матчах?» (все шестнадцать ответов — «нет»). Ну не смешно ли?
Сколько раз громкие заявления делал Леонид Федун? И многое ли доводил до конца? Сколько раз замахивался динамовец Сергей Степашин, но в последний момент, замахнувшись, бить передумывал? А Смородская если и не довела дело до финала, то бить уж точно не раздумала. Причем жесткую и последовательную позицию она занимает не только когда речь идет о работе на отечественных просторах. Надо было видеть ход переговоров по покупке нападающего «Леванте» Фелиппе Кайседо. Игрока купили, но что это была за пьеса! Ольга Юрьевна очень быстро обвинила испанский клуб в «непрофессионализме и неадекватности»: — Руководство клуба оказалось очень плохо знакомо с регламентирующими документами ФИФА, поскольку настаивало на тех вещах, которые по регламенту делать запрещено. В итоге нам пришлось все им разъяснять, предоставлять по каждому нашему факту юридические подтверждения, чтобы подписать соответствующий закону контракт. Многих ли вы назовете переговорщиков с российской стороны, кто так последовательно отстаивал бы свою позицию, свои интересы, не «прогибаясь» перед зарубежными коллегами?
Пойдет ли она дальше, в целом против системы — большой вопрос. Воспринимать ее как возможную альтернативу Сергею Фурсенко сложно. Это представители разных олигархических кланов: Фурсенко — братьев Ковальчуков, Смородская — Якунина. Если она дойдет до конца, то возможно многое. Но не от нее одной все зависит. Она ведь тоже не Дон-Кихот, а менеджер, ориентированный на результат. Но теперь другие кланы будут делать всё, чтобы «Локомотив» затрясло, чтобы как раз желаемого результата не случилось. А может, намотают на ус, что с железнодорожной леди связываться не стоит. Прошли те времена, когда на поле против «Локо» можно было выпускать лишнего легионера, лишая команду, как выяснится по итогам сезона, бронзовой медали. Или еще каким-либо образом жертвовать регламентными нормами ради специфическим образом понимаемой целесообразности.
Автор: Яременко Н.Н. Издательство: ООО "Издательство Астрель", 2011г.
Ай хорошо...Ай прям нравится мне. Наконец адекватная позиция.
А самое приятное, что это не какая нибудь статейка в газете, а глава из книги. Сразу виден трезвый взгляд на происходящее. Ну или прессслужба поработала, хотя я сомневаюсь. Для книги это не нужно.
23. Полуночница Смородская Если Виталий Мутко меряет все промежутки времени темой приема пищи (фразы вроде: «Мы работали с завтрака и до самого ужина» стали уже классическими, если речь идет о Виталии Леонтьевиче), то есть действующие лица в нашем футболе, которые выбирают иные меры времени. Ольгу Смородскую мы в эфире величаем не иначе как «полуночница Смородская». У нее своя мера длины: если верить ее интервью, она всегда работает почему-то до полуночи. Самая экстравагантная женщина в российском футболе вышла на авансцену в августе 2010 года, когда руководство РЖД решило обновить менеджмент в подконтрольном ФК «Локомотив». Про болельщиц «Локо» говорят, что именно у этого клуба наибольшая доля среди фанов – это фанатки в юбках. Словечко «локогерлз» даже закрепилось в околофутбольной мысли. Фразы наподобие: «Под локомотив нужно ложиться красиво. Так считала не только Анна Каренина, но и локогерлз» стали расхожими уже довольно давно. Теперь во главе «Локо» с его «локогерлз» встала локовумэн. Опыт спортивного менеджмента она имела немалый. Ее знают, и ей дают хорошие рекомендации по работе, в частности в баскетбольном ЦСКА. Но болельщики отчего-то приняли ее в штыки. Так, встреча с поклонниками «Локомотива» сопровождалась изрядной долей негатива и постоянным освистыванием. Ольга Юрьевна – женщина железная. Эдакая Маргарет Тэтчер. Точнее все-таки теперь – железнодорожная. Она стерпела все и отвечала на любые вопросы. Слава Богу, в отличие от Виктора Онопко, не заставляли ее шарф с клубными цветами целовать. Хотя и тут бы не растерялась, думаю. Сделала бы это не с таким затравленно-испуганным видом, какой случился у «дяди Вити». Взялась за рычаг, за руль – или что там у локомотива имеется? – довольно решительно. Отправила восвояси, обратно в Киев Юрия Семина, который за полтора года до этого уехал из Киева в Черкизово именно «обратно», к себе домой. Но вернулся в «Локомотив», как выяснилось, не прежним Палычем, который всему в команде вождь и всегда сам себе голова, а нанятым менеджером, о чем при каждом удобном случае прежний президент Николай Наумов ему напоминал. Когда я узнал все обстоятельства сделки по продаже Билялетдинова в английский клуб «Эвертон», удивился страшно. – Юрий Павлович на меня обиделся даже, – рассказывал Николай Алексеевич. – Я ведь ему про то, что ведутся переговоры, ни слова не сказал. И когда мы продали Динияра, он пришел ко мне с претензиями: как так? Но я ему честно ответил: «Юрий Павлович! Мы же договорились с руководством “Эвертона”, что информация до завершения сделки никуда просочиться не должна. Вот я обещание и сдержал!» Будет ли толк от Красножана, который пришел на смену Семину, сказать сложно. Все-таки Юрий Красножан пока не работал с командами столь высокого уровня. Не знаю, советуется ли с Красножаном Смородская по кандидатурам футболистов, но иногда складывается впечатление, что некоторые решения она принимает строго самостоятельно. Кроме как желанием зачистить команду от остатков всего, что ассоциируется с Семиным, нельзя объяснить ее настойчивое желание расстаться с Александром Алиевым, тем самым футболистом, который своими мастерски исполненными «стандартами» в первом круге чемпионата-2010 не позволил команде скатиться на нижние строчки. И сколь картинным, сценарным, драматургичным было это расставание! Количество взаимных обвинений просто зашкаливало! Алиев обвинял Смородскую во всех смертных грехах, главным из которых, по его мнению, был грех не продать его в киевское «Динамо». Смородская выдержала паузу, Алиева все-таки не без выгоды «реализовала», а «на дорожку» дала ему напутствие: – Я бы посоветовала ему больше читать. Не так давно с сожалением узнала, что за свою жизнь он не прочитал ни одной книги. Это прискорбно. Книги учат, расширяют кругозор. – А с какой книги посоветуете Алиеву начать? – Пожалуй, я бы посоветовала «Трех мушкетеров» Александра Дюма. Эта книга точно понравится Александру, – сказала Ольга Юрьевна и лукаво улыбнулась. Что именно она имела в виду, осталось для всех загадкой. Алиев ответил моментально. Уже наутро газеты цитировали: – Она явно чего-то недопонимает. Что ж… Женщина в футболе. Мне это трудно понять. Что касается ее совета прочитать «Трех мушкетеров», то сперва надо понять, почему она посоветовала именно эту книгу. Это неспроста, – чеканил Алиев. И тут же добавил, что читать книгу Дюма он все равно не собирается: – Содержание хорошо знаю, потому что смотрел фильм. И на всякий случай сделал свою, так сказать, ответную рекомендацию Смородской – пересмотреть «Мэри Поппинс, до свидания!» и «Здравствуйте, я ваша тетя!».
ну адекватная статья. ну молодец смородская. многое сделала, много чего добилась..., но ключевое в этой статье - менеджер, ориентированный на результат, после чего становится,на мой взгляд, все понятно, кто смородская и к чему привели ее действия. необходим еще шанс-скажите вы. не строится клуб за 2 сезона. и тут я соглашусь со всеми, но(!) строится ли вообще что-то? или возвели ограждение вокруг ямы,на месте которой стояло здание старого локо, которое мы так все любили, а за оградой ничего не происходит. не идет работа. только обещания о светлом будушем, о 30 млн на трансферы...только кайседо с сапатером (6 из 10) и победа над зенитом. больше у нас ничего и нет. за 2 сезона нужно было сделать большее. блекпул за 2 сезона вышел в премьер лигу. а руководит им банкир,набравший свою команду, которая интегрировалась в существующие реалии клуба, чтя былые заслуги...