Сегодня в Черкизове встретятся команды двух знаменитых голландских тренеров и давних друзей - Гуса Хиддинка и Лео Бенхаккера. Если у кого-то из игроков сборной России в канун нынешнего сбора и присутствовало благодушие - матч-то с Польшей предстоит товарищеский, - то история с отчислением Сергея Игнашевича дала понять каждому: время беспечности истекло. Слишком многое будет стоять на кону в ближайшие месяцы, чтобы тренер не обращал внимания даже на несущественные, казалось бы, детали. И касается это, убежден, не только вопросов дисциплины, но и собственно игры, которую сегодня покажут россияне.
Мог ли Гус Хиддинк закрыть глаза на опоздание Игнашевича? Да запросто! Особенно с учетом той стержневой роли, которую играет защитник ЦСКА в организации не только обороны, но и игры сборной вообще. Но правила у голландца оказались одни для всех, и нет разницы, официальный предстоит матч или товарищеский. Пожалуй, впервые за время пребывания в России и команда, и публика увидели в руках Хиддинка кнут. А заодно убедились в его неравнодушии: тренер, который плывет по воле волн и работает ради зарплаты, никогда не пойдет на столкновение с одним из лидеров сборной.
Тем самым главный тренер ясно дал понять всем: мелочей в футболе нет, и он потерпит все, что угодно, но только не пренебрежение законами жизни команды. Было у него нечто подобное и в сборной Голландии - в августе 1996 года перед товарищеским же матчем с Бразилией. До того у "Оранжевых" хромала дисциплина, и тут Хиддинк четко изложил им двенадцать правил, по которым команда будет существовать в дальнейшем. Игрокам предлагалось либо их принять, либо покинуть сборную. Тогда-то футболисты и поняли, кто в сборной хозяин. И со временем даже самые строптивые вроде Давидса и Зеедорфа "хартию Хиддинка" приняли. Результат - четвертое место на ЧМ-98.
Кто-то возразит: так ведь можно всеми звездами сборной разбросаться! Однако, во-первых, стоит согласиться с Диком Адвокатом, утверждающим, что в России нет звезд, а есть хорошие футболисты. Во-вторых, крест-то на Игнашевиче никто не ставит. Трезвомыслящий Хиддинк прекрасно помнит, какую роль сыграл капитан ЦСКА в Загребе на "Максимире". Но знает он и другой футбольный закон: ты не имеешь права ждать, что за вчерашние успехи тебя сегодня ждут поблажки.
Интересно получается: перед матчем с Польшей мы больше говорим о человеке, который в нем участвовать не будет. И это не только и не столько от понимания роли Игнашевича в сборной, сколько из-за важности воздействия этой истории на команду в целом. Если же говорить о тех, кто выйдет на поле, то есть еще немало тем для обсуждения.
К примеру, сборной сейчас очень нужно, чтобы в ней уютно почувствовал себя Роман Павлюченко. Форвард "Спартака" уже пятый сезон подряд забивает в чемпионатах России по десять и более мячей - то есть по стабильности показателей равных в стране ему нет. Не раз он уже отличался и в еврокубках, а значит, его не назовешь игроком "для внутреннего пользования". Сейчас, когда нападающий в блестящей форме, ему самое время начать стабильно забивать и на уровне сборной. Почин с Польшей необходим Павлюченко, чтобы почувствовать уверенность перед Македонией и Англией.
А разве не важно, как проявит себя вратарская молодежь - Шунин и Габулов? По логике вещей в официальных матчах место в "рамке" все равно займет Малафеев - однако Хиддинк, как мы уже знаем, склонен к неожиданным шагам. И молодежи доверяет порой так, как не доверяет себе она сама. Возьмем, допустим, Торбинского: он вышел на матч в Таллине в стартовом составе, еще не будучи игроком основного состава "Спартака"! И не на краю вышел, а в центре, где в клубе играл только "по юношам"! Зато доверие так вдохновило спартаковца, что впоследствии он стал одним из заводил красно-белых. И, кстати, выдержал невольную проверку на интерес к сборной: несмотря на травму в матче с "Кубанью", заявил о полной готовности сыграть с Польшей. Хиддинк такое поведение без внимания не оставляет.
Как и игру тех, кого сегодня на сбор не вызвал. Не сомневаюсь: если, к примеру, сатурновцы Каряка и Алексей Иванов продолжат показывать такой же футбол, как в последних матчах, их вызов в сборную не за горами. Да и возвращение Измайлова - если супергол в ворота "Порту" не окажется разовой вспышкой.
Напоследок все же вернусь к ситуации с Игнашевичем. Отчего-то применительно к ней мне вспоминается факт, о котором недавно сообщал "СЭ": Виталий Мутко предложил Хиддинку продлить контракт на два года, причем вне зависимости от результатов отборочного цикла Euro-2008. Я бы не стал исключать, что действовать более жестко голландец решил еще и потому, что почувствовал высокую степень доверия со стороны РФС. Когда с людьми предстоит работать еще три года, в них хочется быть уверенным до конца.
Игорь РАБИНЕР