После целительных рук Александра Бардеева можно опять лезть на рожон
Классной команде – классный хирургГоворить о роли главного врача команды в таком контактном виде спорта, как регби, думается, излишне. Так вот, десятикратному чемпиону страны по регби-13 – московскому «Локомотиву» с врачом несомненно повезло. Его целитель – кандидат медицинских наук, один из ведущих специалистов больницы № 79, которая является базовой клиникой столичного ЦИТО, Александр Бардеев. На днях главный врач «Локомотива» и сборной России стал заведующим травматологического отделения больницы.
– Александр Юрьевич, прежде всего от лица всех поклонников «Локомотива» примите поздравления с повышением. Получается, регби даже способствует росту профессиональной карьеры.– Абсолютно верно – способствует. На матчах овального мяча я и профессиональный кругозор расширяю, и личностные контакты, да и руководству клиники приятно, что её сотрудник – врач и лучшей команды отечественного регби, и сборной страны.
– А когда и как зародилась ваша дружба с «Локомотивом»?– В конце 90-х по просьбе общих знакомых я проконсультировал одного из ведущих игроков «Локомотива» тех лет Сергея Гриднева. От него потянулась ниточка к другим игрокам команды, кто нуждался в квалифицированных медицинских советах. Они стали приглашать меня на свои домашние матчи, которые тогда проходили на уютном стадиончике «Красный балтиец». Там я и познакомился с главным наставником «Локомотива» и сборной России Евгением Клебановым. Вот он-то под занавес сезона 2000 года предложил мне стать врачом регбистов-железнодорожников.
– А в каком году состоялся ваш дебют в сборной России?– В том же, 2000-м, на чемпионате мира в английском городе Халле. Наша сборная угодила в группу «смерти»: Англия, Австралия и Фиджи. Эти команды по своим физическим кондициям нас здорово превосходили. Поэтому после каждого матча приходилось «штопать» не менее десятка мелких ран. В регби это в принципе обычное явление. Но вот Роберта Ильясова англичане приложили так, что он получил сильнейшее сотрясение мозга и около десяти минут лежал на поле без сознания. В чувство я его приводил уже в Королевском госпитале Халле, где в помощь мне выделили бригаду местных медиков.
– С профессиональной точки зрения контакты с английскими коллегами вас чем-то обогатили?– Профессионализм английской бригады оказался очень высоким. Только помощью Ильясову моё знакомство с Королевским госпиталем не ограничилось. Год спустя я провёл в Халле двухнедельную стажировку. После которой стал членом Международной ассоциации спортивных хирургов (ESSK) и получил возможность присутствовать на её конгрессах. Последний, кстати, в октябре прошлого года, принимала Барселона. В столице Каталонии я, между прочим, познакомился с главными врачами мадридского «Реала», «Барселоны» и «Манчестер Юнайтед». Медицинский штаб последнего, чему я очень удивился, возглавляет грациозная, хрупкая женщина – физиотерапевт Карла Бенедетта.
– Давайте вернёмся в Россию. В «Локомотиве» вы работаете в тандеме с молодым коллегой Андреем Удовыдченковым. Как распределяются роли?– Цель у нас одна: чтобы все ребята «Локомотива» были здоровы и крепко стояли на ногах. Андрей ведёт восстановительный процесс травмированных игроков, курирует регулярную диспансеризацию «Локомотива». Я осуществляю функциональную диагностику сложных случаев и оперирую регбистов-железнодорожников в своей клинике, которая за эти годы стала им родной.
– И часто бывают сложные случаи?– Так ведь это регби! Хотя, знаете, самый тяжёлый случай в моей практике с ним, к счастью, не связан. К нам в больницу поступил мотоциклист с переломами обеих верхних и нижних конечностей и переломом основания черепа. Парню в итоге сделали 23 операции. Но здоровье всё-таки вернули. Он не только оклемался, но и окончил два института – юридический и МВТУ.
– К таким сложным операциям вы специально готовитесь или, как обычно, пришли в операционную – и за скальпель?– Вечером, накануне операции, люблю полистать приключенческую литературу. Книги, любимые ещё с детства: Стивенсон, Жюль Верн, Майн Рид. Утром, по дороге в клинику, завожу какую-нибудь забойную хард-роковую группу: «Раммштайн» или «Дип Пёпл». А непосредственно перед операцией с головой окунаюсь в справочники по анатомии.
– Вы сами случайно в регби не играли? Уж больно габариты регбийные.– Габариты действительно немаленькие. Рост – 196, вес – 115. Я – мастер спорта по плаванию, многократный победитель первенств вузов Минздрава на дистанциях 100 и 200 м брассом. А в 1983 году в составе сборной «Буревестника» участвовал даже в чемпионате СССР. Призёром не стал, но в финал на стометровке брассом сумел пробиться. А в составе команды медиков-горнолыжников ЦИТО объездил все склоны австрийских и французских Альп, побывал в Андорре. Последний отпуск мы проводили во французском Эльдезере, где попали в жуткий снежный завал. Спасатели пробивались к нам на специальной технике около семи часов. И, знаете, если бы не они, наша беседа могла бы и не состояться.
Беседовал Владимир Суетин
© «Гудок», 09.06.2009