Подобно тому, как в середине XVI века столица Казанского хан ства долго отбивала походы русских войск, так и в начале второго тысячелетия Казань браво сопротивлялась московским гостям на футбольном поле.
Ивану Грозному понадобились три полугодичных похода, чтобы завоевать непокорную землю. Столичным клубам удалось победить хозяев у белокаменных стен Казанского кремля лишь с 23-й (!) попытки. Без малого четыре года войско Курбана Бердыева не просто успешно сопротивлялось наскокам присылаемых из Москвы дружин, но и частенько оправляло их домой на щите: до октября 2006-го баланс встреч казанцев с московскими командами был такой: 17 побед и 5 ничьих при разнице мячей 42:13.
Взять Казань во второй раз удалось человеку, который в отличие от первопроходца не имел ни малейшего шанса получить от современников прозвище Грозный — Славолюбу Муслину. Причем для сербского наставника «Локомотива» успех в матче с «Рубином» был жизненно необходим. Всего за четыре дня до этого «железнодорожники» были биты в Генте полулюбительским «Зюлте-Варегемом», позорно завершив еврокубковую кампанию. Однако и «Рубин» также обидно выбыл из Кубка УЕФА, уступив итальянской «Парме», выступавшей полурезервным составом. Так что и хозяева срочно нуждались в сатисфакции. А получили — холодный душ. Причем не только с хмурого октябрьского неба.
Хотя начиналось все для них как нельзя лучше. Уже на 5-й минуте Байрамов опередил Ивановича и первым успел к прострелу Байано — 1:0. Однако менее чем через полчаса «железнодорожники» отыгрались и тут же, не дав хозяевам опомниться, забили еще. Сначала Сычев точно пробил из центра штрафной после замысловатой комбинации с участием Траоре и Лоськова. А затем уже и сам капитан «Локо» едва не порвал сетку в «девятке» казанских ворот — первый удар со штрафного пришелся в «стенку», зато после отскока и повторной попытки мяч на всех парах полетел точно в угол. Настырный тандем Байано — Байрамов мириться с изменившейся диспозицией не пожелал и соорудил второй гол. Однако одна из контр атак «Локо» завершилась пенальти, который казанцы еще долго оспаривали и припомнили арбитру в том числе и в итоговом протоколе. Ну а на последних минутах, когда «Рубин» в своем стремлении добыть хотя бы ничью перешел на навал, забил будущий капитан столичной команды Билялетдинов. Еще одна контр атака гостей завершилась штрафным, который полузащитник исполнил на «пять с плюсом».
Полузащитник «Локомотива» Динияр Билялетдинов: «Тот штрафной должен был бить Лоськов»
— Тот штрафной вообще-то должен был бить Лоськов, — вспоминает Билялетдинов. — Однако бывает иногда такое чувство: «Вот сейчас ударю и точно забью». Когда поймал себя на такой мысли, взял и пробил. Хотя должен был вообще-то пробежать мимо мяча, оставив его Лоськову — он тогда практически все «стандарты» исполнял. В итоге все получилось, так что потом мне никто и слова не сказал по этому поводу.
— О том, что вы первыми из московских клубов «взяли Казань», знали?
— Знали. Но ни до матча, ни после на этом не зацикливались. Это ведь больше для любителей статистики фишка, а для большинства футболистов не так интересно. Да и Муслин вряд ли об этой серии знал, так что ничего на эту тему перед матчем не говорил.
— За несколько дней до этого вы обидно проиграли в Кубке УЕФА «Зюлте-Варегему». В Казань летели по хорошему разозленными или, напротив, опустошенными?
— Не думали о той игре. Куда важнее был тот факт, что победа в Казани выводила нас на первое место. И вывела на какое-то время.
— Стал бы «Локомотив» чемпионом, останься Славолюб Муслин во главе команды?
— Не очень люблю говорить о том, что было бы, если бы. Сейчас этого никто наверняка не знает.