Удивительный парень, у которого получалось всё и сразу, в 18 лет. Но вместо титулов и мировой славы его карьера ознаменовалась бесконечными травмами и странными историями.
Отец заиграл поздно, а сын рано
Сейчас мы привыкли считать молодыми и перспективными футболистов 22-23 лет, а 18-летний паренёк (в сентябре ему исполнится 19) творил в сезоне-2001 такое, что чуть не доигрался до звания лучшего футболиста страны, лишь немного уступив Руслану Нигматуллину.
Отец Марата очень любил футбол, но заниматься им начал слишком поздно, потому решил ни в коем случае не допустить, чтобы его ошибку повторил сын. Наиль Рашидович гонял мяч с Маратом, когда тот ещё не знал, что этот мячик нужно загонять в ворота. С шести лет Измайлов занимался во входящем в структуру «Торпедо» ФШМ у Николая Растегаева. Но этого неугомонному фанатику футбола было мало, и он всё свободное от тренировок время занимал игрой с пацанами во дворе.
«С самого детства занимался футболом и ни о чем другом не думал. Даже об учебе. Футбол - это вся моя жизнь», – рассказывал Марат в конце первого своего года в большом футболе «Советскому Спорту».
По словам Наиля Измайлова (не того самого, а отца Марата), только к 14-15 годам сын понял, что надо и восстанавливаться. Вообще, было бы логично провести связь между громадными нагрузками на детский организм, игрой на плохой синтетике в школе и на асфальте во дворе c последующими травмами. Но в детстве здоровье Марата не беспокоило и не оставляло без любимого занятия. Впрочем, бомба могла оказаться и замедленного действия.
В 18 лет у Измайлова закончился юношеский контракт с «Торпедо», и он получил предложение от «Локомотива». Не пришлось играть даже за дубль: Марат выходил на замену, а потом и с первых минут. И смотрите, что он делал на первых минутах своего первого лигочемпионского матча. Дриблинг, игра в пас, удар с обеих ног – Марат сразу стал убийственным и в то же время изящным атакующим оружием.
Разве что навешивать на него не было смысла, в остальном умел всё. И физически благодаря плаванию, каратэ и лёгкой атлетике развился всесторонне.
Но ладно «Тироль», «Андерлехт»… Изматывать Макелеле в победном матче с «Реалом» было куда интереснее!
Марат играл так, что у болельщиков не было других вариантов ответа на вопрос «Кого из игроков выделите?» В этом Измайлов убедился сам, поработав корреспондентом в гениальном сюжете Первого канала. Тогда на улицах можно было встретить людей, знающих игроков «Локомотива» (попробуйте найдите сейчас), но не в лицо.
Сокровище нации
Болельщики признавались Марату, что благодаря нему впервые за 20 лет достали мяч и пошли играть в футбол. А парень, которому недавно исполнилось 19, даже не проведя полноценного сезона занял второе место во всех опросах на лучшего игрока страны.
Очевидно, что на такое способен был только суперталант, пусть Измайлов и считал, что главная составляющая его успеха – прежде всего трудолюбие.
А когда мы говорим о выстрелившем суперталанте, то прежде всего начинаем переживать, что он пустится во все тяжкие и будет поглощён мегаполисом и деньгами. В 2001 году, приехав в редакцию «Советского Спорта» на машине редакции (своей у него не было) Марат всячески отвергал такое развитие событий.
Здесь и правильная максималистская самооценка, несвойственная нашему человеку.
«В ближайшие годы я точно не изменюсь. Да, я себя проявил. Но пока это еще не то, чего я хотел бы достичь. Я проявил себя во внутреннем чемпионате. А в Европе, в мире меня совсем не знают. Это очень плохо».
И учёт опыта прошлого поколения игроков, не проявивших себя в Европе.
«Я примерно представляю, о чем думали наши футболисты, когда уезжали за границу, как они себя там вели. В себе я уверен. Буду делать все, как надо».
И прохладное отношение к различным банкетам, тем более алкогольным (Марат ещё и верующий мусульманин).
«После победы над «Спартаком» я поехал к родителям. Отдохнул дома. А команда, по-моему, отправилась на банкет, может быть, даже на базу. Но я не знаю, как там все было. Мне хотелось отдохнуть в кругу семьи».
Даже девушки-гимнастки были неспособны отвлечь его от игры.
«Даже не пытался завязать какие-то отношения. Я же говорю: сейчас у меня на уме в первую очередь футбол. Я познакомился с художницами на сборе, потом наши пути часто пересекались. Они так же относятся к своему спорту - столь же серьезно. Так же не хотят распыляться. Поэтому мы друг друга понимаем».
Потрясающе одарённый игрок, помешанный на самосовершенствовании – это уже микс консистенции Роналду, из которого только сравнениями с Месси сделали бездарную машину прогресса, что, конечно, катастрофическая глупость.
В 2002 году Арсен Венгер едет на чемпионат мира не только комментировать футбол, но и решать, нужен ли ему 19-летний пацан из России. Марат, как и вся сборная, не впечатлил. Но и ладно, впереди вся карьера! Что могло пойти не так?
Надлом
23 июля 2002 года игрок «Анжи» Хошич прилетает в ноги Марату. Сперва лечат сильный ушиб правого голеностопа, но после возобновления тренировок игрок травмирует стопу – перелом пятой плюсневой кости. После 30 минут в матче дублёров Измайлов вновь чувствует боль в правом голеностопе, через месяц в Германии ему наконец диагностируют повреждение хрящевых тканей и начинают лечить. Тем временем «Локомотив» становится чемпионом без Измайлова, который даже не хочет забирать свою золотую медаль из-за недостаточного вклада в её завоевание, и пропускает начало сборов.
Тем не менее, в 2003-м всё складывается хорошо, пусть и не так ярко, как в дебюте. Марат проводит аж 40 матчей за сезон – и этой планки он достиг в предпоследний раз в карьере. А в феврале 2004-го забивает великий гол в ворота «Монако», просто уничтожив Зикоса и Патриса Эвра, которые сыграют в финале.
Сдвиг
Но в 2004-2006 годах Измайлов едва переваливает за 15 игр в чемпионате и 20 во всех турнирах. Уходит тренер его жизни Сёмин, подводят колени. Правда, по словам тогдашнего врача «Локо» Савелия Мышалова (а вернее по словам его немецкого коллеги), главной проблемой Марата стала другая часть тела.
«Говорил ему: «Марат, ты чудовище. Я своей смертью не умру – ты меня убьешь». Приезжаем в Германию на сбор. У Марата что-то со спиной, говорит: «Не могу играть». Я позвонил доктору «Мюнхена-1860», он ответил: «Привози». И он там проходил курс лечения. Потом звоню: «Ну чего?» Врач мне отвечает: «У твоего парня проблема. Серьезная – с головой». Ну спасибо, говорю, ты попал в десятку», – рассказал Мышалов сайту «Матч ТВ».
Легендарный врач сборной СССР и «Локо» вспомнил и другие истории. Про то, как Измайлов, ложась в кровать, говорил, что всё нормально, а встав с неё наутро, заявлял, что играть не может. Или как вместо отлёта в Австрию на игру Марат ночью попал в больницу и без обследования сбежал из неё в неизвестном направлении с рассветом.
«Как он играл в 2001-м – просто бриллиант в огранке. А потом стал разбрасываться: интервью, газеты… Везде лез! Журналисты к нему как к эксперту обращались, он другие команды оценивал. Ушел в это – и началось: то задняя, то передняя, то голеностоп», – говорит Мышалов.
Не вписывается в концепцию Измайлова как образцового профессионала и история, рассказанная бывшим сотрудником клуба Александром Удальцовым. Якобы в 6 часов утра футболист чуть не сбил Сёмина на базе, возвращаясь за рулём машины из ночного клуба.
Пропав с радаров
Видимо, вместе с травмами и в голове Марата произошёл какой-то сдвиг. Мышалов говорит о многочисленных интервью в молодости, но сейчас всё опять совсем по-другому: после того, как летом 2017 года он после четырёх матчей за «Арарат» разорвал контракт с командой (ранее в марте, напомню, был ещё и разрыв с «Краснодаром»), об Измайлове никто ничего не знает, а от любых интервью он отказывается.
Причём и от самых безобидных – даже на просьбу о комментарии по матчу Россия – Испания он отвечал, что игру не смотрел. Неужели человек, для которого футбол был всей жизнью, начал новую, где футболу совсем нет места?
В предыдущий раз в прессе Измайлов мелькнул два года назад: то интервью «Лайфу» в большинстве посвящено сфабрикованному по мнению Измайлова уголовному делу на его друга.
«Когда футболист заканчивает продолжительную карьеру, которой посвятил всю жизнь, происходит переломный момент, человек буквально попадает в другой мир. Приходится искать для себя новые пути. За время активной карьеры было накоплено очень много забот и хлопот, потому что полностью посвящал себя футболу. Поэтому сейчас у меня множество дел, которыми занимаюсь каждый день с утра до вечера. Среди них и хорошие, и проблемные», – сказал Измайлов и замолчал.
«СЭ» писал, что сделанные игроком инвестиции позволяют его семье с четырьмя детьми счастливо жить между Дубаем и Лиссабоном, но это не очень вяжется со слухами про неграмотные инвестиции Марата, в результате которых он был обманут и из-за бандитов отказывался приезжать в сборную, опасаясь возвращаться в Россию.
В историю с бандитами мало кто верит, но Хиддинк дважды вызывал Марата в сборную и второго отказа не понял. В Португалии тоже гладко сложился только первый сезон, предопределивший полноценный отъезд Измайлова из России: травмы и операции, обвинения в фантомных болях, выдуманных болячках, отказ выйти на замену из-за неготовности, в которую тренер не верил, – на Западе Европы всё это с ним происходило.
В Португалии он формально отыграл восемь сезонов (три пропустив почти полностью), а ещё жил там во время сезона 15/16. Просто жил без контракта целый год. Тем удивительнее, что после года простоя он в 34 года вернулся, временами сверкал и был намерен сверкать дальше, пока не понял, что организм этого сделать уже не позволит.
Возможно, Марат и сам до конца не понимает, какие боли были фантомными, какие – реальными, но, если он когда-то честно и откровенно расскажет о своём пути, я немедленно брошу все дела и открою интервью. А потом продолжу ждать, когда у нас в России появится ещё один такой же уникум, который добьётся того, чего в своё время так хотел Измайлов. И ведь добиться мог.