Глава РФС Сергей Фурсенко выдвинулся на роль князя Мышкина от футбола
13 февраля новый президент Российского футбольного союза Сергей Фурсенко после заседания исполкома РФС первым подписал «Кодекс чести российского футбола», который был разработан под его руководством. Я по наивности думал, что прозвучавшее два месяца назад заявление Фурсенко о победе сборной России на чемпионате мира-2018 ничто не переплюнет, но эта штука будет посильнее.
Обнародованный в конце прошлой недели документ перед первым подписанием предполагалось обсуждать. Четырех дней хватило, и вот теперь кодекс запущен в мир без всяких изменений. Мы с подачи Сергея Александровича «вступили в новую фазу», начав с «самого главного». Далее по авторскому тексту, который предпослан уникальному творению: «Если мы хотим быть лучшими, все участники нашего футбольного пространства должны принять кодекс и воплотить его в жизнь. Россия — чемпион!».
Все — это Игрок, Судья, Фанат, Тренер, Инспектор, Агент, Губернатор, Собственник, Президент (Работник команды, Болельщик, Руководитель СМИ и Журналист в рифму детской считалочки «на золотом крыльце сидели» не уложились, но они тоже есть, и все — с заглавной буквы, пусть и через запятую, только Легионера не хватает). То есть мне тоже надлежит подписывать эту бумагу и в качестве любителя футбола, и в качестве журналиста. Но я, пожалуй, не буду. Не потому что не разделяю 12 уставных положений, а потому что не соответствую им в полной мере. Не потяну, пожалуй.
Да вот хотя бы два пункта, шестой и седьмой: «Любит свою семью, город, команду, помнит первого наставника, учителя, школу… Соблюдает традиционные российские законы общности: взаимовыручка, поддержка, сострадание, чистота помыслов и поступков…». Люблю, помню, стремлюсь, но грешен. Один лишь пункт никаких сомнений не вызывает — десятый («Сотрудничает со СМИ, проявляет чувство такта и уважения к труду журналиста»), но он написан, судя по всему, не для меня. Как и последние два пункта, где речь идет об использовании запрещенных препаратов и демонстрации высокого патриотизма в матчах сборной России.
От ценностей общечеловеческих, то есть теоретических, кодекс легко переходит к функциональным, то есть практическим, с воплощением которых те же проблемы. Дочитав до конца, понимаешь, что подобного документа в истории футбола еще не было, да и в истории человечества, пожалуй, тоже. Плод воспаленного ума или томление духа, наивность или глупость, «чистота помыслов» или элементарный цинизм — с ходу и не разберешь. Но мне, как герою замечательного фильма — маленькому мальчику, получившему от большого взрослого человека «в подарок» фантик в виде конфеты, иногда тоже хочется спросить: «Дядя Петя, ты дурак?».
Но грешно смеяться над князем Мышкиным российского футбола, в облике которого (даром что он не из-за границы, а из «Газпрома») в данном случае предстал Сергей Александрович Фурсенко. Князь, правда, кодексов не писал, он так жил, но с чего-то надо же начинать, как сказал президент РФС? А вышедший из стен Футбольного союза документ прямо об изначальном и вопиет — о чести, достоинстве, благородстве, любви, наконец. Надо бы проникнуться, да не получается.
Моральный кодекс строителя коммунизма, который в чем-то исходил из книги Завета, соблюдали в основном те, кто его в глаза не видел, и тем более не подписывал (до этого даже коммунисты не додумались). Кодексы нравы не исправляют — ни абстрактные, ни конкретные в виде Уголовного. Хотя УК к некоторым проявлениям нашего футбола давно бы следовало применить, но это сделать гораздо труднее, чем призвать любить футбол и ближнего своего без всяких обязательств.
На месте Сергея Фурсенко я бы не размахивался на аудиторию в десяток-другой миллионов человек (как, интересно, он собирается их «подписать» чисто технически?), а скромно бы начал со своей новой конторы и с обыкновенного рабочего документа. А мы бы уж как-нибудь разобрались, водит ли нас за нос господин Фурсенко в той части, которая касается его переговоров с бывшим и будущим наставником сборной, и насколько новый Комитет по этике во главе с Алу Алхановым способен повлиять на чистоту нашего футбола. Отставку главы Палаты по разрешению споров, принципиального Николая Толстых, тоже ведь можно уже трактовать как не соответствующую кодексу.
Тут вообще всякое лыко в строку, любое безобразие, из которых «самая красивая и умная игра» (так в документе) в нашем российском варианте во многом и состоит. Но про 12 заповедей Фурсенко, скорее всего, забудут еще до того как их подпишут непосредственные участники процесса — по причине полной бесполезности и отчетливого фарисейского душка.
А про пункт третий я бы забывать не советовал. «Осознает ответственность перед страной…» — это ведь и к разработчику относится, а не только ко «всем нам»?
Этот кодекс туфта.Выдумали фигню какую то (как с новой трактовкой легионер) и рады,дабы есть чем отчитаться,есть чем зад прикрыть.А то наедет правительство:вот,мол,нихрена не делаете и всё такое.Лучше б футбол бесплатно показывали,а не фигней страдали
зто он делает вид,что что-то делает!а реальные проблемы не решаются (судейство, поля, да еще и адвокат)!!!это будит второй колосков,и так просто он не уйдет!
ничего плохого в кодексе не вижу. не скажу, что это супер-идея, панацея от всех бед и так далее, но вот обсуждать этот кодекс, высмеивать и осуждать его авторов, тем более в такой бездарной форме, как недожурналист мозговой, я считаю поистине дурным тоном. обсуждать кодекс нынче модно, ругать его - тем более. чё бы и не написать по этому поводу банальнейшую статейку, авось и за умного прокатит не шибко умный журналист.
Не знаю, умный этот журналист или нет, но написал, что думал. Умнее, конечно поступить как подавляющее большинство знающих содержание "кодекса" (или примерно его представляющих), т.е. согласиться в принципе (не спорить же о том надо любить Родину или нет)... и продолжать жить дальше как и жили. И вся делов та... ;)