Наиру Тикнизяну всего 23 года, но под пристальным вниманием защитник
«Локомотива» живёт уже очень давно. В начале карьеры он успешно заявил о себе в
ЦСКА, а затем
«железнодорожники» приобрели его за 5 млн евро.
Когда уроженец Санкт-Петербурга ещё играл за «армейцев», ему поступило предложение от молодёжной сборной России, за которую он провёл все матчи команды на Евро-2021.
Следующие два года года Наир ждал вызова в национальную сборную России, но в итоге решил выступать за Армению – родину его отца. Уже 25 марта он сможет впервые сыграть за Армению в отборочном турнире к чемпионату Европы – 2024, причём сразу в принципиальнейшем матче с Турцией.
Перед дебютом за сборную Тикнизян в интервью Metaratings.ru впервые раскрыл все подробности важнейшего шага в своей карьере, а также рассказал о преображении «Локомотива» в весенней части сезона. Из нашего разговора с новичком армянской сборной вы узнаете:
— когда Наир окончательно решил сменить футбольное гражданство;
— почему он долго отказывался от предложения сборной Армении;
— как повлиял на его решение Нобель Арустамян;
— из-за чего футболиста игнорировали в сборной России;
— как на выбор Тикнизяна повлиял масштабный бан российского футбола;
— сможет ли Армения отобраться на большой турнир;
— что случилось с «Локомотивом» в первой части сезона;
— как команда смогла прийти в форму в начале года;
— как Дзюба уже стал лидером «Локо» и чем больше всего впечатляет Артём.
«У любого футболиста есть мечта — попасть в сборную страны, где он родился, но шанса проявить себя в сборной России мне не выпало»
— Ты ранее заявлял, что хочешь попасть в сборную России. Что стало ключевым в твоём выборе в пользу Армении?— Да, действительно, я такое неоднократно говорил. После того, как сыграл на молодёжном чемпионате Европы в 2021 году, я отмечал, что работаю на футбольном поле и стараюсь попасть в сборную России.
У любого футболиста есть мечта — попасть в сборную страны, где он родился; проявлять себя и своё мастерство в стране, которая ему дала очень многое. Но шанса проявить себя в сборной России мне так и не выпало, поскольку меня ни разу не вызывали и даже не включали в расширенный список. Не испытываю никаких обид, потому что это футбол, так бывает, у каждого тренера своё видение.
В какой-то момент я понял, что пора принимать это решение и делать шаг вперёд в текущих реалиях. В ФФА (Федерация футбола Армении — прим. Metaratings.ru) могли сказать «нет». Могли сказать, что не желают меня видеть в сборной в связи с моими интервью двух-трехлетней давности. ФФА взвешено оценила мою позицию и приняла её, прекрасно понимая с футбольной точки зрения мое желание ждать шанса быть вызванным в сборную России, но его я не дождался. Поэтому я переворачиваю эту страницу и иду дальше. Очень благодарен Армении, армянскому народу и ФФА за гостеприимство.
— Долго думал над сменой спортивного гражданства?— Если раньше я долго раздумывал над этим, то в этот раз всё решил очень быстро. Мы находились на сборах в Эмиратах, когда поступило предложение от ФФА. Я взвешивал все «за» и «против», и в один день проснулся и понял, что пора делать шаг вперёд. Грандиозных мыслей не возникло, потому что очень быстро в моей голове сформировалось решение.
— Твой отец армянин, мать русская. Родители поддержали твоё решение?— На протяжении всей моей карьеры родители меня поддерживают, вне зависимости от моего решения. Когда я играл за молодёжную сборную России, тогда отец меня тоже поддерживал.
Он мне сказал: «Сын, ты вправе принимать решения, тебя в любом случае поймут. Если выберешь сборную России, я тебя пойму. Ты родился в Санкт-Петербурге, учился в российской школе, зарплату получаешь в этой стране и сын твой родился здесь, поэтому никаких вопросов. Если выберешь сборную Армении, то я буду все равно очень счастлив, потому что это твоя вторая родина и моя родина тоже. Я там родился, оттуда мои корни».
То же самое говорила моя мать. Только она в меньшей степени разбирается в футболе. Она всегда говорила мне: «Ты умный мальчик и вправе сам принимать решения. Делай так, как считаешь нужным. Это твоя карьера и только тебе решать».
— С кем-то из игроков сборной Армении советовался?— Нет, ни с кем.
— Как восприняли новость одноклубники и тренеры?— Все меня поздравили, у всех были только положительные эмоции. Безусловно, я тоже очень рад вызову в сборную Армении.
«В 2021-м встречался с Нобелем и Джеваном Челоянцем по сборной Армении, но я хотел посмотреть, как будет развиваться моя история со сборной России»
— Не секрет, что Нобель Арустамян общается с молодыми армянскими футболистами и помогает им. С выбором сборной он тебе помогал?— Безусловно, Нобель — один из тех, кто был очень сильно заинтересован в этом. Он стал одним из инициаторов моей встречи с представителями федерации. Я ему отдельно благодарен. Это человек, который всячески меня поддерживает, мы с ним нередко на связи. Большая заслуга Нобеля, что он помог в данном вопросе максимально быстро.
В сентябре 2021 года после моего перехода в «Локомотив» мы встречались с Нобелем и Джеваном Челоянцем (бывший член совета директоров «Спартака», владелец армянского «Урарту» — прим. Metaratings.ru) и пообщались по вопросу сборной. Они высказали свою позицию, я высказал свою. Тогда они очень хотели, чтобы я принял конкретное решение и приехал в сборную Армении, но я хотел посмотреть, как будет развиваться моя история со сборной России. Я верил, работал и думал, что, возможно, дождусь шанса. Разговор в принципе был недолгим, но я им очень благодарен, что они меня тогда поддержали в выборе, поняли меня. Джеван Крикорович тоже немало сделал, чтобы я играл за сборную Армении. Я очень благодарен ему и Нобелю за это.
— Когда ты последний раз бывал в Армении? Что знаешь про страну, культуру, историю?— В Армении я был, когда мне было четыре года. Мы тогда прилетели в Ереван и оттуда уехали в село Покр Манташ. Оттуда родом мой отец, мы там прожили три месяца. Про культуру я мало что знаю, но из блюд люблю бастурму и толму.
— Как дела с армянским языком?— Знаю несколько фраз, но этого недостаточно, чтобы в сборной общаться с кем-то на армянском языке. Буду подтягивать свои знания, прекрасно понимаю, что теперь просто обязан учить армянский, ведь игра за сборную страны — не только привилегия, но и большая ответственность, в том числе и в этом плане.
— В «Локомотиве» работал бывший игрок сборной Армении Саркис Оганесян. Разговаривал с ним?— Мы общались на тему сборной. Он сказал, что был бы рад, если я решу выступать за сборную Армении. Не разговаривал с ним после решения, но, думаю, позже он сможет поделиться своим опытом, он ведь тоже играл в сборной Армении.
«Я понимаю степень ответственности в матче с Турцией. В случае победы будет огромный праздник для всей Армении»
— Следил до этого за матчами сборной Армении? Кого можешь выделить?— Конечно, следил за результатами сборной Армении. В прошлом отборе к ЧМ, когда команду тренировал испанский специалист Хоакин Капаррос и после первых трёх туров Армения шла на первом месте, я действительно был в восторге от результатов. Попадание на чемпионат мира было бы настоящей сенсацией. Для всей Армении это было бы праздником, конечно.
Я не смотрел полностью матчи, но видел обзоры игр. Из того, что я видел, выделю Эдика Сперцяна. Я с ним неоднократно встречался на молодёжном уровне в России и позже на взрослом. Прекрасно знаю этого футболиста. Он в сборной сильно выделяется. Очень надеюсь, что ближайшем будущем он сможет уехать в топ-лигу Европы.
— Готов дебютировать в матче с Турцией?— У меня нет другого выбора, я понимаю степень ответственности. В случае победы будет огромный праздник для всей Армении, поэтому тут один вариант — «да». Если удастся дебютировать, то, безусловно, буду рад и счастлив, а если ещё и выиграем, то вдвойне. Я думаю, лучшей игры для дебюта и не придумать. Действительно, будет проверка на прочность. Дай бог, чтобы удача нам улыбнулась в тот день.
— Уже изучал соперников по отбору?— Да, я знаком с нашими конкурентами в отборе к Евро. Я даже посмотрел, что может нас ждать в игре с Турцией. У них справа выходит Ундер. Мне уже доводилось с ним играть за «Локомотив» против «Марселя» в Лиге Европы. Скоростной футболист с хорошим дриблингом, качественный игрок. Но, конечно, я не могу сказать, что досконально разобрал соперника. У нас для этого есть тренер, который всё расскажет и покажет.
— Это исторически очень важный матч для всей Армении. Молодым игрокам, возможно, тяжело будет справляться с давлением. Ты, как уже опытный игрок, поможешь им какими-то советами?— Да, я не молодой игрок, скоро мне будет 24 года. У меня есть определённый опыт в футболе и в жизни. Но в сборной я не тот человек, кто будет давать советы молодым игрокам. В раздевалке сборной Армении есть ребята, к которым надо прислушиваться, и это точно не я. Мое дело — приезжать и доказывать своей работой, что я здесь не просто так.
«Я даже не сомневаюсь, что у Армении будет шанс когда-то отобраться на большой турнир»
— Генрих Мхитарян является идолом для всей Армении, ты тоже в детстве болел за него. Не обидно, что не сможешь с ним сыграть в сборной?— Конечно, обидно. Мхитарян — большая фигура не только в Армении, но и в мировом футболе. Во многих топ-чемпионатах поиграл, знает много языков, видно по нему, что это очень воспитанный и добрый человек. Мне бы очень хотелось сыграть с Генрихом на одном футбольном поле, а ещё лучше в одной команде. Но, к сожалению, этого, наверное, не будет. Жаль, что он завершил карьеру в сборной, мне не удалось с ним встретиться, но будем двигаться дальше.
— По твоему мнению, нынешний состав сборной Армении после ухода Генриха сильно ослаб? Сумеет ли Сперцян полноценно заменить его?— После ухода лидера любая команда испытывает какие-то проблемы. Рано ещё говорить, что Мхитаряна кто-то полноценно сумеет заменить. Но если мы говорим об Эдике, то у него всё для этого есть. Я уверен, если он так будет продолжать, он приблизится к уровню Мхитаряна. Генрих сам говорил про это и выделял Эдика, только работа поможет ему сделать шаг вперёд.
— Недавно на больших турнирах мы видели Исландию, Финляндию, Северную Македонию. Ты веришь, что Армения в ближайшие годы дебютирует на Евро или чемпионате мира?— Действительно, футбол в последние годы показывает, что дисциплина бьёт класс. Неважно, какая сборная будет противостоять. Если полностью отдаваться игре, можно обыграть любую команду. Я даже не сомневаюсь, что у нас будет шанс когда-то отобраться на большой турнир.
«На мой выбор повлияла ситуация с отстранением сборной России. Благодарен Армении за шанс сыграть против топовых сборных на международном турнире»
— В нынешней ситуации, когда в сборную России Валерий Карпин вызывает много разных футболистов, тебя постоянно игнорировали. Как думаешь, почему так?— Наверное, главный тренер сборной России не рассчитывает на меня, но это абсолютно нормально. Я никогда в футбольной карьере не обвинял ни одного из тренеров в том, что не играю. У каждого своё видение. Тренер может считать футболиста просто неподходящим под свою модель игры. Я не знаю конкретной причины, но, вполне возможно, так и есть. Как я уже сказал, у меня нет никакой обиды и злости.
— Ты давно играешь в лиге и можешь представлять, какого уровня игроки вызываются в сборную России. Как думаешь, достиг этого уровня?— Да, я вижу наш чемпионат, но сложно себя оценивать. Я могу только рассуждать так: если меня не вызвали в сборную России, значит, я не достиг уровня национальной команды, но я и не говорю, что уровень Армении в разы ниже, чем у России. Просто сборная Армении верит в меня, поэтому я получил вызов.
— Ещё один петербуржец и защитник «Динамо» Саба Сазонов вместо России выбрал Грузию. Свой выбор теперь сделал ты. Насколько текущая ситуация с отстранением сборной России влияет на выбор молодых парней, у которых есть альтернатива?— На мой выбор это точно повлияло. Я всегда стараюсь говорить правду, здесь я тоже хочу быть честен. Насколько это влияет на других ребят, мне сложно ответить. Но я не мог не воспользоваться шансом и не сыграть против топовых сборных на международном уровне. У меня он, слава богу, есть. Мне его дала Армения, я благодарен за это. Очень надеюсь, что мы сможем вместе добиться больших результатов. Сделаю всё, чтобы армянский народ когда-нибудь отпраздновал выход национальной команды на Евро или на чемпионат мира.
— Бывший футболист «Анжи» Шамиль Лахиялов предполагал, что твой выбор связан с желанием показать себя в Европе. Какой у тебя главный мотив связать жизнь со сборной Армении?— Для меня это не просто сборная страны, но и большая страна, в которую ты обязан приезжать с огромной страстью и желанием добиться победы. Нельзя приезжать туда с мыслями, что тебя заметят и заберут в большой чемпионат. Такими размышлениями ты никогда не добьёшься результата. В первую очередь, я еду в сборную, чтобы проверить свои силы и помочь стране, которая в меня верит. Одна из причин моего решения — увидеть улыбки на лицах армянских людей после наших хороших результатов. Безусловно, все понимают, что после успешных матчей за сборную можно уехать в европейские чемпионаты, но это не должно быть первостепенной задачей.
«Мы одержали три победы в чемпионате, но этого очень мало, чтобы рассуждать о полном возвращении «Локомотива»
— Давай немного обсудим дела «Локомотива». Вы провели очень тяжёлый матч с «Акроном». Не думал пойти бить пенальти в серии послематчевых ударов?— Я как раз должен был бить следующим после Вани Кузьмичёва, настраивался. Жаль, что так вышло.
— Во втором тайме у вас были хорошие моменты. Не повезло?— Не могу так сказать. Когда команда Премьер-лиги приезжает играть с клубом Первой лиги, не должно быть в лексиконе слова «повезло». Мы должны были побеждать, но стоит с уважением отнестись к «Акрону». Ребята бились и достигли успеха. Поздравляю «Акрон» с победой.
— В целом «Локо» хорошо вошёл в весеннюю часть РПЛ. Влияние сборов с Галактионовым?— Мы провели колоссальную работу на сборах благодаря тренерскому штабу во главе с Михаилом Михайловичем, это дало свои плоды. Да, мы одержали три победы в чемпионате, но этого очень мало, чтобы рассуждать о полном возвращении «Локомотива». Для нас каждая игра весной — это финал, у нас нет права на ошибку. Ещё не время говорить, что мы начали хорошо. Все итоги будем подводить в июне, когда завершим сезон.
— Чем отличается «Локомотив» первой части сезона от нынешней команды?— Мы готовы лучше функционально и лучше подготовлены тактически. У нас есть понимание, как надо действовать на поле. Это, в первую очередь, заслуга тренерского штаба и Михаила Галактионова.
— Если попробовать совсем коротко найти ответ: что было не так с командой в первой части сезона?— Ни в коем случае не ищу крайних. Виноваты были все в сложившейся ситуации. Где-то нам не хватило функциональной готовности и тактического оснащения. Каждый из нас работал не должным образом.
— Нет сомнений, что «Локомотив» сохранит место в РПЛ?— Этот вопрос даже не обсуждается, мы об этом даже не говорим в команде.
«Дзюба — очень сильная личность, он не обращает внимание на критику. Нужно быть таким же толстокожим, чтобы не позволять людям извне залезать в голову»
— Дзюба и Смольников помогли прибавить команде?— Это два футболиста, у которых за спиной огромный жизненный и игровой багаж. С их приходом мы стали ещё лучше во многих компонентах.
— За такой короткий срок Дзюба успел стать одним из лидеров внутри команды? Уже и с капитанской повязкой выходил.— Конечно, он уже один из лидеров нашей команды как на поле, так и за его пределами.
– В чем главная сила Артёма?— Это очень сильная личность, которая не обращает внимание на критику. Он убирает всё лишнее из своей жизни и не даёт себе подвергаться каким-то сомнениям. Полностью фокусируется на том, что умеет делать лучше всего. Из раза в раз доказывает свой уровень. Я, сталкиваясь с критикой, понимаю, глядя на него, что любому спортсмену нужно стремиться к такому поведению. Нужно быть таким же толстокожим, чтобы не позволять людям извне залезать в голову. Это очень сильное качество у Дзюбы.
— Недавно агент Антона Миранчука заявил в интервью Metaratings.ru, что его клиент намерен уехать в Европу вслед за братом. Для себя ставишь такую задачу?— Сначала скажу, что Антон — топовый футболист с космическим набором хороших качеств. Я буду очень рад, если у него появится возможность уехать в Европу. Для меня братья Миранчуки всегда были игроками высокого уровня. Один очень неплохо играет в Серии А, другой, несмотря на травмы и сложные периоды, стал лидером «Локомотива».
В целом, любой футболист, который выступает уровнем ниже, чем главные европейские лиги, ставит себе задачу в них попасть. Для меня естественно хотеть попробовать свои силы за рубежом. Поэтому я тоже ставлю себе цель когда-нибудь оказаться в одном из ведущих чемпионатов, но на сегодняшний день первая задача — сфокусироваться на игре «Локомотива» и добиваться нужного результата в каждом матче.
Норик Серобян