Если прежде характер
железнодорожников можно было заключить в понятие «прочность», то теперь им больше к лицу «бесшабашность». Оборона эту команду совершенно не интересует – только атака.
Помните этот девиз сёминского «Локомотива»: «Мяч должен долетать до нашего вратаря только рваным»? Всё, он окончательно списан в утиль. В сегодняшнем «Локомотиве» рваным, похоже, предписано быть самому вратарю.
Благополучие черкизовской команды всегда, сколько хватает памяти, стояло на прочности обороны. Именно Юрий Палыч сумел добиться от своих питомцев уникальной для чемпионата России надёжности: в 31 матче сезона 2002 года они пропустили всего 14 раз, в среднем меньше одного мяча за две игры. И лучшие из сменщиков Сёмина клубной традиции не изменяли: Леонид Кучук, Игорь Черевченко или Марко Николич тоже первым делом старались не пропустить. Но теперь всё иначе.
Как именно должен выглядеть футбол по Рангнику (давайте называть курс по имени автора проекта: пусть сам он из наших краёв отбыл, соратники его остались), осенью понять было сложно: перестраивать игру по ходу сезона — занятие неблагодарное. Но вот теперь, после зимних сборов, где для постановочного творчества были недели, если не месяцы, картина уже прорисовывается вполне отчетливо. И даже бегство главного тренера в этом смысле повлияло мало, поскольку команду передали членам прежнего штаба, что выглядит шагом вполне разумным, ибо приход специалиста со стороны неизбежно привёл бы к очередной ломке.
Новый «Локо» оказался действительно новым, и не по набору имён — по игровой сути. Если характер прежнего можно было заключить в понятие «прочность», то теперешнему больше к лицу «бесшабашность». Сегодня это самая веселая команда лиги — такое язык не повернулся бы сказать о железнодорожниках даже в самые благополучные времена.
Весёлая — значит такая, которая об обороне не заботится совершенно — только об атаке. В четырёх матчах нынешнего марта «Локомотив» лишь однажды превзошел соперника по количеству ударов, а трижды такой перевес остался за соперником. «Енисею» было дозволено пробить 13 раз, ЦСКА — 17 раз, «Ахмату» — 22 раза.
Для понимания. Когда в прошлом мае железнодорожники получили 1:6 в Петербурге, золотой «Зенит» нанёс 18 ударов. А сейчас восьмой «Ахмат» — 22. Вот в этих цифрах весь путь черкизовской обороны менее чем за год.
Или такое ещё сравнение. Армейцу Игорю Акинфееву этой весной ни разу не приходилось за игру отражать более трёх ударов, а чаще всего дело вообще ограничивалось одним-единственным. А вот железнодорожник Даниил Худяков против того же ЦСКА отразил шесть ударов. Столько же — против «Енисея». Против «Ахмата» — семь. Хороша разница? Своего 18-летнего кипера партнёры совершенно не жалеют, и не удивит, если откроется, что дыры на его локтях зияют после игр буквально, а не только образно.
Что до причин катастрофического снижения надёжности, то хочется назвать две. Во-первых, сменились люди. Во-вторых, сменился стиль.
Теперешние нормы предписывают красно-зелёным обороняться высоко и агрессивно. То есть, если совсем просто, защитник не должен ждать, когда нападающий в него уткнётся, как утыкался в Чорлуку, а должен играть в опережение, выскакивать из-за спины, чтобы вернуть мяч как можно быстрее. Возможно, по скоростным качествам пара 26-летнего Тина Едвая и 19-летнего Марка Мампасси для такого футбола и подходит, но вот по опыту, чтению игры, слаженности — пока что нет. Оттого-то и проверяется каждый раз на прочность вратарский свитер.
Вот для наглядности эпизод из последнего матча в Грозном. Мампасси выдёргивается далеко вперёд, но опередить соперника не успевает — и мяч тут же доставляется в оставленную им зону. Результат — пропущенный мяч.
Или взять гол из предыдущего матча против ЦСКА. Сообщалось, будто в той игре Едвай совершил 10 перехватов, что стало рекордом сезона. Но сколь ни хорош защитник, крайне высокую долю риска несёт в себе сам стиль. И стоило Едваю не успеть в перехват всего лишь раз, как его рекордный десяток обрёл признаки пирровой победы.
Безусловно, новый «Локомотив» есть за что и похвалить. За атакующий азарт, например: 7 забитых в трёх матчах чемпионата — показатель вполне приличный. За волевую упругость: каждый раз команда пропускает первой — и каждый отыгрывается. За селекционные попадания: Вильсон Изидор с Яном Кухтой забивают и отдают с завидной регулярностью.
Но только всего этого пока недостаточно, чтобы уловить, как новый «Локомотив» намерен брать титулы. У старого турнирная стратегия была понятна, у нового — пока нет. А за звание самой весёлой команды трофеев ещё не придумали.
Андрей Колесников