Он не давал больших интервью около полугода – с тех самых пор, как уехал в Португалию выступать за лиссабонский «Спортинг». Марат Измайлов, словно оправдывая получение «семерки» (номера, под которым, к слову, играл Луиш Фигу), проводит сезон просто блистательно. Без этого невысокого русского с фантастической техникой владения мячом, как говорят местные журналисты, «Спортинг» представить уже невозможно. Впрочем, читать о нем отзывы коллег – это одно, встретиться и поговорить – совсем другое.
В ресторанчике, где мы решили встретиться, его, конечно, узнали сразу. По-другому быть не могло: Португалия слишком футбольная страна, чтобы видному игроку популярного клуба остаться неузнанным. Впрочем, приветственные крики «Ола, Измайлов!» мы услышали еще за короткий, в два десятка шагов, путь от автомобиля до дверей ресторана.
Не успели заглянуть в меню, как к нам уже спешил молодой папаша, державший за руку карапуза лет пяти-шести: «Марат, можно я сына сфотографирую с тобой?».
На «десерт» к нам подошел молодой человек и стал рассказывать, что и он, и вся его семья болеет за «Спортинг». Парень сыпал фамилиями футболистов, помнил даты матчей, результаты встреч, промахи судейства – фанат, одним словом.
А мне было интересно наблюдать за реакцией Марата: без налета «звездности», сдержанный, уважительный, уверенный в себе парень.
И на вопросы интервью он отвечал тоже сдержанно, немногословно, вдумчиво. С ним можно поговорить обо всем, но именно поговорить, а не поболтать. Такое в футбольном мире не часто встретишь...
«СЛОВА ОБ АДАПТАЦИИ – ОТГОВОРКИ»
— Как относитесь к тому, что вас иногда называют особенным, едва ли не исчезающим видом российского футболиста? Словно динозавр, право слово…— Это в каком же смысле?
— Помните мультик, где жирный кот в ответ на рассуждения попугая о Таити, ворчит: «Нас и здесь неплохо кормят».— Припоминаю. И все равно пока не вижу связи.
— Это «неплохо кормят» привело к тому, что российские футболисты не хотят ехать на Запад. Вас, получается, плохо кормили?— С оценкой кормежки не согласен – знаю, что многие наши ребята хотят играть в Европе, да не получается по разным причинам. А у меня всегда, сколько себя помню в футболе, была мечта, цель – сделать шаг вперед, сыграть в европейском чемпионате. Мечта осуществилась.
— Давайте начистоту – в России сейчас платят больше, чем в Европе…— Никто не спорит с тем, что деньги в карьере футболиста, да и любого человека важны. Но у меня есть время еще поиграть, поставив на первое место только любимое дело. Время заработать еще придет.
— Вы рассуждаете как студент. Первые пять семестров до «экватора» ты работаешь на зачетку, потом она работает на тебя.— Ну, примерно так. В Европе, поверьте, тоже можно хорошо зарабатывать, но сначала надо проявить себя с самой лучшей стороны.
– В то же время вам уже 25. Экватор, возможно, пройден?– Для футбола 25 лет – возраст немалый. Вместе с тем у меня еще есть время на то, чтобы не только закрепить успех, но и добиться большего.
– Что нового вы для себя открыли, переехав играть в Португалию?– Раньше думал, что заиграть в Европе проще... В остальном же – ко всему был готов.
– Вы уже считаете себя своим в «Спортинге»?– Я считаю себя частью команды. Своим я могу считать себя в России, где я родился, где провел много сезонов в «Локо». А здесь, я думаю, пока рано об этом говорить. Хотя отношение ко мне со стороны руководства, тренерского штаба и партнеров по команде просто замечательное. Нет никаких проблем.
– Как у вас проходила адаптация в Португалии, как привыкали к «Спортингу»?– О чем вы? Какая адаптация? Когда я ехал сюда, то понимал, что у меня нет времени на какую бы то ни было адаптацию! Слова о перемене чемпионата и климата или о том, что у меня не было отпуска, я считаю отговорками.
— Как вам португальская кухня?— Мне нравится. Особенно мясные блюда.
— Где вы живете – купили дом, снимаете квартиру, обитаете в гостинице?— Снимаю квартиру в Лиссабоне, в очень удобном месте, недалеко от базы и в то же время от центра города.
— Центр? А как же пробки?— Пробки, если сравнивать с российскими, — ерунда. Они в Лиссабоне только утром и вечером – когда люди едут на работу и домой. Я, к слову, хотел снимать жилье у океана, но ребята в команде отговорили – далеко до базы добираться. Спасибо им, уберегли от проблем.
— Как будете отмечать Новый год?— Да никак особо… Сейчас у нас рождественские каникулы на шесть дней, а 30-го начинаются тренировки, сразу после Нового года – тур. Футбол продолжается!
— Собираетесь под бой курантов загадать желание – к примеру, сыграть на Евро в будущем году?— Ох, не верю я во все это… Расскажу вам случай. Вечером перед какой-то игрой вышел на улицу, говорю по телефону с Русланом Пименовым, вдруг вижу – звезда падает. И я ради прикола загадал – вот бы забить завтра! И получилось, представляете? Потом частенько смотрел на небо – не падает ли там звезда? И как-то перед матчем с киевским «Динамо» в Лиге чемпионов, смотрю, опять падает! Загадал, но не забил, — Марат смеется.
«РУССКОЙ КОЛОНИИ В «СПОРТИНГЕ» НЕТ»
— В «Спортинге» с тремя голами вы второй бомбардир команды после бразильца Лиедсона. Но предположу, что самый красивый, самый пока важный гол вы забили в финале Суперкубка, когда мяч, будто из катапульты, влетел в самый угол.— Вы правы. Это был мой первенец – очень важный, очень красивый мяч, который помог мне обрести уверенность в себе.
— Что меня поразило – читал португальские газеты на следующий день после победы и не видел на снимках шампанского. Нет такой традиции?— Если честно, я даже не помню, было ли шампанское… Я не попробовал, это могу точно сказать.
— Быть может, победу в Суперкубке просто не приняли всерьез – мол, просто прелюдия к сезону.— Нет, вы не правы. В среду у нас была вечеринка по случаю приближающегося Рождества. Так вот, в разгар праздника по видеоэкрану стали крутить нарезки прошлого сезона — смотрю: бурная радость команды, лица светятся, все просто счастливы! «Что такое?» — спрашиваю у ребят. Оказывается, это фрагменты победы в национальном Кубке. Любой турнир очень важен, и клуб старается его выиграть. Так что отношение к Суперкубку было самое серьезное.
— Писали, что Измайлов будет вожаком русской колонии в «Спортинге»…— Нет никакой колонии. Да, в команду пришли я, Дерлей, Хад, Вукчевич и Селсиньо, которые играли в России. Но общаюсь со всеми ровно, никого не выделяя. Единственное, может, чуть больше с Вукчевичем, поскольку ни я, ни он не говорим по-португальски.
— И все же, я смотрю, для вас не составляет труда перекинуться парой фраз с болельщиками, ответить на приветствие партнеров и журналистов…— Не преувеличивайте. Все это я знал еще до того, как прилетел в Лиссабон. Конечно, понимаю значимость для меня португальского языка, настраивался на то, чтобы его выучить…
— Но…— Футбол съел меня всего, без остатка. Начались двухразовые тренировки, мне надо было выбрать дом, машину, решить бытовые проблемы… Сил после всего этого не оставалось, я понял, что нельзя браться за все сразу. Футбол важнее всего, мне надо было с первых же дней проявить себя как можно лучше, попасть в состав. Так и пошло – чемпионат страны, Кубок, Лига чемпионов… Свободного времени просто нет, и как только оно появляется, я ложусь спать. Стыдно сказать, я даже ни разу не выезжал просто посмотреть город. Все подчинено футболу. Это моя цель, и стараюсь не разбрасываться. Для меня Европа – это шаг вперед в футбольном плане, возможность прогресса, выхода на иной уровень. Это мой шанс оставить след в футболе.
— Легионер в Португалии и России – разные вещи?— Думаю, да. Но могу говорить только о себе, не сравнивая ни с кем. Я предоставлен самому себе, никто за мной не носится, не бегает. Если я что-то не успел или не сделал, это мои проблемы. Чувствую, что на футбольном поле я не имею права на серьезную ошибку. Где-то не успел, потерял концентрацию – меня тут же заменят. Если буду плохо тренироваться, на поле просто не выйду. Если мы с местным игроком будем на одном уровне, то играть будет португалец. И мне кажется, это правильный, справедливый подход. На мой взгляд, российскому футболу такое отношение пошло бы только на пользу.
«НЕ ХВАТАЕТ РУССКОЙ БАНИ И ТВОРОЖКА СО СМЕТАНКОЙ»
– России вам, думаю, не хватает. Чего конкретно – домашней еды, общения, снега?– Первое время не хватало… творожка со сметанкой. Но потом мне подсказали, где находится большой русский магазин, поэтому сейчас проблема отпала. А еще не хватает русской бани. Но в принципе уровень жизни что в Москве, что в Лиссабоне одинаков. Я привык, мне нравится.
– Неужели совсем по Москве не скучаете?– Я знал, куда ехал и, главное, зачем. Поэтому обхожусь без особых сантиментов. Ностальгии не испытываю.
– Со своими московскими друзьями общаетесь?– Переписываюсь, перезваниваюсь. В общем, связь не прерывается.
– В гости к вам они еще не приезжали?– Пока нет. Да и некогда пока – сезон идет. Друзьям надо уделять время, а у меня его нет – я то на тренировке, то на выезде, то на игре. Неудобно бы получилось…
– А родители навещали?– Нет. Хотелось бы, конечно. Если бы приехал, к примеру, отец, обязательно бы показал ему футбол. И непременно – с моим участием!
«АРШАВИН НУЖЕН СБОРНОЙ»
– Что думаете по поводу увольнения из «Локомотива» Анатолия Бышовца?– На мой взгляд, нельзя во всех бедах винить одного человека! Да, у всех бывают ошибки, но мы, футболисты, играем в больших клубах, все – взрослые люди и должны оставаться профессионалами. Проще говоря, каждый сам должен уметь подготовить себя к матчу. И если я под его руководством не попадал в состав, потому что не был хорошо готов, это не проблема Бышовца, это моя проблема! А тренировки его мне нравились, я из них многое для себя почерпнул. Например, в части завершения атак, мы очень много над этим работали. Я не могу сказать ничего плохого о совместной работе с Анатолием Федоровичем.
– А как вы отнеслись к тому, что Юрий Сёмин принял киевское «Динамо»?– Спокойно отнесся, – на лице Измайлова появляется улыбка. – Могу только пожелать Юрию Павловичу достичь больших высот вместе с «Динамо». Уверен, что ему это под силу.
– О вашем грядущем переезде в Киев не объявил только ленивый. Вам на самом деле поступали какие-нибудь предложения? Был ли вообще разговор с Сёминым после того, как он возглавил «Динамо»?– Нет, с Сёминым я не говорил, и никаких предложений из киевского «Динамо» мне не поступало. Так что это не более чем слухи.
– Хорошо, оставим в покое киевлян. Но многие серьезные европейские клубы не скрывают интереса к вам…– Мне приятно такое внимание. Но я бы хотел доиграть до конца этот сезон в «Спортинге». Потом уже будет видно. В любом случае, ситуация с моим трансфером не такая уж простая, ведь у меня действующий контракт с «Локо» еще на несколько лет. Здесь я нахожусь на правах аренды. Поэтому сначала эти два клуба должны решить вопрос между собой.
– Журналист испанской газеты «Marca» Хуан Кастро, обсуждая дисквалификацию капитана сборной России Андрея Аршавина в разговоре с корреспондентом «Советского спорта», предложил заменить его Маратом Измайловым. Что вы на это скажете?– Это всего лишь разговоры, которые не имеют под собой никакой почвы. Мое мнение: Аршавин на сегодняшний день – ключевой игрок сборной! И, даже несмотря на дисквалификацию, должен ехать на Евро.
— Где вы смотрели матчи Англия – Хорватия и Россия – Андорра?— Смотрел Интернет, а еще друзья бросали SMS-сообщения. Я был очень удивлен и, когда все закончилось, не мог осознать, что мы прошли на Евро. Бурной радости не было – я просто не мог понять, как такое возможно!
– В одном из интервью тренер Игорь Колыванов назвал вас «раздутым талантом». Не обиделись?– Я лично не знаком с Игорем, но знаю, что в прошлом это был замечательный футболист, а сейчас – отличный тренер. У меня есть лишь один выход: попытаться своей игрой убедить Колыванова в обратном.
«ИГРАТЬ ЖЕСТКО ЗДЕСЬ ТОЖЕ УМЕЮТ»
— Поговорим о мифах португальского футбола… Он действительно техничнее российского.— Не могу так сказать, в России много игроков, которые отлично обращаются с мячом. Еще одно заблуждение – якобы португальский футбол очень мягкий. Поверьте, это не так. Играть жестко здесь тоже умеют.
— Миф номер два. Португальский футбол – это «Порту», «Спортинг», «Бенфика» и все остальные.— Лишь отчасти. Крепких команд много, и три гранда никогда не могут быть спокойны за результат. Это, кстати, похоже на Россию – у нас тоже, как ни крути, есть деление на топ-клубы и всех остальных.
— Миф третий. Португальская пресса, а газеты здесь выходят по семь раз в неделю, имеет огромное влияние на футбол.— Поскольку не знаю португальского, газет не читаю. Но вы правы, выходят спортивные издания по семь раз в неделю. В каждом номере полно футбола, разбирается любая мелочь… Единственное, что чувствую, – огромное внимание к игрокам «Спортинга». Надо постоянно соответствовать имиджу клуба.
— То есть давление газетчиков серьезнее, чем в России?— Да, ваши коллеги следят за каждым шагом, за любой мелочью. Знаю, многие ребята обращают внимание на статьи. Оценки смотрят. У меня был случай – как-то поймали полицейские за превышение скорости. Я заплатил штраф и уехал. Никого рядом не было, точно вам говорю! На следующий день меня начинают подкалывать в команде – все попало в газету! Я никак не мог понять – как такое возможно? Ведь целую страницу этому происшествию посвятили…
...Прощаемся – Марата ждут дела. Желаю ему удачи на дорогах, счастливого Рождества и Нового года. А еще, чем черт не шутит, встречи с вашим корреспондентом на Евро!