Прибыв в 1996 году в Эстонию на отборочный матч Чемпионата мира, сборная Шотландии не совершила ни одного неверного шага. Точнее, вообще почти ни одного шага. Хозяева, обиженные возникшими претензиями к освещению поля, попросту бойкотировали игру. После трех секунд и одного паса гости были признаны победившими со счетом 3-0. "В Таллинне одна команда!" скандировали шотландцы. Позднее ФИФА пересмотрела первоначальное решение, и Эстония все же сыграла с Шотландией в Монако, но позиций не сдала. Матч завершился со счетом 0-0.
На европейских футбольных первенствах за их долгую историю тоже произошло множество удивительных случаев. Приводим пять примеров, начиная с более или менее объяснимых и заканчивая почти невероятными.
"Подъезжаем, наконец?"
1988 год. Кельн. Чемпионат Европы. Легендарный голландский тренер Ринус Михелс озадачен. Его подопечным вот-вот предстоит играть со сборной СССР, но переезд из гостиницы на стадион почему-то занял не полчаса, а полтора. Позднее Михелс узнал: водителя попросили проехать мимо отеля, где разместились члены нидерландской делегации (включая спонсоров), чтобы те помахали команде. Помахали. А потом, наверное, удивлялись: как же так, почему поражение 0-1?
Железная рука
Возможность исполнения советского гимна в фашистском Мадриде так ужасала генералиссимуса Франко, что он попытался склонить СССР провести четвертьфинал ЧЕ-1960 на нейтральном поле. Но Советский Союз настаивал на схеме "дома – в гостях", и Франко предпочел, чтобы матч вообще не состоялся. В Испании подробности не афишировались. Было просто объявлено, что СССР вышел в полуфинал. Сгустившаяся после этого атмосфера насмешек заставила Франко выступить хозяином европейского первенства 1964 года, которое Испания выиграла, победив в финале… советскую сборную.
Счастливый жребий
Тем, кто сетует, что послематчевые пенальти – чистая лотерея, напомним: в 1968 году исход Чемпионата Европы решила монетка. При счете 0-0 полуфинал "Италия-СССР" после 120 минут игры становился безысходным во всех смыслах слова. У советской сборной, правда, имелось оправдание – два ее лучших форварда были выведены из строя. В конце концов, финалиста определили подбрасыванием монеты. Удачливее оказались "лазурные", которые затем победили в финале сборную Югославии, отчасти благодаря голу, забитому со штрафного, пока судья отодвигал стенку югославов.
Мальтийский феномен
17 декабря 1983 года голландская сборная, в состав которой в то время входили Рууд Гуллит, Рональд Куман и Франк Райкаард, разгромила команду Мальты со счетом 5-0. Это означало, что ближайшему сопернику "оранжевых" – испанцам – для победы в отборочной группе 7 и выхода в финальный турнир требовалось завершить матч с той же Мальтой в Севилье с перевесом в 11 голов. Мальтийцы начали матч действительно не в духе (их перед этим не пустили на стадион тренироваться), но испанцы тоже почти сразу пропустили пенальти, и к концу первого тайма вели 3-1, а после 57 минут – "лишь" 5-1. После голов, последовавших на 62-й, 63-й и 64-й минутах, у следивших за матчем голландцев, должно быть, стали зарождаться недобрые предчувствия. Правда, играть оставалось четверть часа, а Испании все еще не хватало четырех голов. Но вот с поля за затягивание времени удален талисман мальтийцев Майкл Деджорджо, и между 76-й и 86-й минутами испанцы забивают все четыре! Итог встречи – 12-1.
Фарерское чудо
В 1990 году знаменитый австрийский бомбардир Тони Польстер предсказывал, что в отборочном матче европейского первенства его сборная разгромит команду Фарерских островов со счетом 10-0. В конце концов, для фарерцев это был первый международный турнир. "Домашний" матч пришлось проводить в Швеции, поскольку ни на одном из 18 островов не было подходящего поля. Фарерская сборная состояла из почтальона, пекаря, нескольких механиков, банковского служащего, вратаря в забавной шапке с помпоном, исполнителя народных песен, а также торговца древесиной по имени Торкиль Нильсен. Именно Нильсену суждено было забить единственный в матче гол. Тренер австрийской сборной Йозеф Хикерсбергер немедленно подал в отставку. "Мы стали свидетелями мировой сенсации… Я не могу объяснить, что случилось," только и смог он сказать.