Ограничения – штука вечная. Без них мы не смогли бы жить, потому что свобода одного человека, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого.
Запреты в футболе – тема не менее известная, ибо появились они, пожалуй, едва ли не раньше, чем сам футбол. Изобретая эту игру, неандертальцы, ацтеки, англосаксы или кто там еще бегали в ту пору за квадратным каменным мячом и уже знали: пределы опушки леса покидать нельзя – сожрут саблезубые. Равно как и надкусывать сопернику портняжную мышцу в момент выполнения им подачи с фланга.
Нынешний футбол многое осовременил, упорядочил и умственно оздоровил. Правда, запретов стало настолько много, что втиснуть их все в эту краткую заметку у автора ни за что не получится. Поэтому поговорим сегодня лишь о некоторых российских футбольных знаках "стоп", выбивающихся чем-либо из общего ряда.
Запрет употребления и продажи пива на стадионах.
Совершенно очевидно, что именно это и есть самое главное, злободневное, несправедливое, гнусное, уму непостижимое для абсолютного большинства российских болельщиков. Где стыд и совесть людей, оставивших нас без отрады наших ртов, утехи наших пищеводов, релакса наших мозгов и тренинга наших мочевых пузырей?
Пиво - яд? Нет. Наркотик? В каком-то смысле. Но тогда почему он запрещен не повсеместно, а лишь в спортсооружениях? И почему именно в России, вставшей таким образом в шеренгу стран с зачаточной пивной культурой?
ФИФА и УЕФА пиво приветствуют. Немцы без него вообще футбол не смотрят. Хоккейно-баскетбольные канадцы в совмещенном дворце в Торонто установили полноценную пивоварню с огромными сверкающими кегами из нержавейки и продают перед матчами жидкую радость всем желающим по 4 доллара. А желающих, надо заметить, море - сам видел.
Да, скифы мы. Да, азиаты мы. Ни пить не умеем, ни вести себя после оного. Но ведь кроме запретов есть и другие методы воспитания населения, направленные не против всех, а только против скифов и азиатов, коих в нашем племени действительно немало.
Есть у запрета и еще один побочный эфффект. Он настолько широк, что отодвинутыми от футбола оказались помимо потребителей еще и производители пива – мощные денежные мешки, едва ли не самые активные спонсоры в мировом футболе.
Должно быть, содержать банду миллионеров - профессиональный российский клуб – за государственный счет проще, чем за частный, пивной. Кто-то наверху решил именно так. Нас, как водится, не спросили.
Мне вообще кажется, что в России слишком давно не было референдумов.
Запрет на быстрый выход с трибун.
В Англии существует закон: стадион должен быть оборудован так, чтобы после матча он пустел не более чем за 8 минут. В ходе одной из игр на переполненном ливерпульском "Энфилд Роуд" довелось засечь: зрителям, чтобы уйти, хватило семи минут с хвостиком.
У нас же почти нарицательной стала фраза: "Уважаемые зрители, объявляем порядок выхода с трибун…". Насколько зрители "уважаемые", тот же самый порядок и демонстрирует. Хоть "Мороз-мороз" пой, хоть в штаны напруди, никто тебя раньше безумно долгой паузы из сектора не выпустит. Потому как "возможны инциденты".
А ограничение свободы перемещения тысяч людей, вызванное неумением и нежеланием организовать порядок на футболе, разве не инцидент?
То же самое относится и к проходу на трибуны. Солдатские коридоры, лошадиные морды, дубинки, ощупывания… Спросишь, по какому закону это все делается, в лучшем случае услышишь в ответ насупленное молчание или ссылку на "спецоперацию". В худшем - получишь "по щщам". Или загремишь, словно деклассированный элемент и подрыватель нашего великого общественного порядка, в потный "пазик".
Запрет на ношение металлических украшений на поле.
Перед выдвижением на пост часовой, согласно уставу, обязан оставить в караульном помещении – о, великий и могучий русский язык! – "курительные и зажигательные принадлежности". Думаю, в футболе пора вводить нечто похожее. Пусть перед выходом на поле все футболисты представляют свои тела к осмотру и оставляют в раздевалке элементы собственного декора, а также выпирающего наружу пирсинга. А обыскивают их пускай четвертый и пятый арбитр, у которых за воротами по большому счету работы не густо.
На самом деле запрет этот верный и полезный. Серьгой в пылу борьбы можно надорвать не только собственное ухо, но и пяток чужих. А цепочки "голдовые" бывают на наших игроках таких размеров, что это заметно сказывается на скорости их бега и, соответственно, выносливости.
Поражает другое. Ну почему ж они все-таки выходят играть время от времени то в кольце, а то в серьге? Знают, что получат желтую карточку, но цацки не снимают. Сентиментальность? Плохая память? Неверие в надежность замков на дверях раздевалки? Протестный дух?
Чужая душа – потемки.
Запрет на выход за пределы технической зоны.
Обозначенный для обитателей скамейки белый пунктир должен по идее играть во время матча роль волчатника. То есть барьер этот сугубо психологический. И потому с легкостью преодолеваемый.
Ясно, что ограничение было введено не для тех тренеров, кто желает заиметь два-три лишних метра близости к игрокам. Этих буйных никакими запретами не остановишь: им кажется, что ор у бровки – лучший способ помочь своей команде, и они орут, попирая и нарушая.
Есть, однако, специалисты, желающие помочь команде действием. Свежий пример – вице-президент "Терека" Хайдар Алханов и тренер "Рубина" Курбан Бердыев. Полагаю, границы технической зоны – последнее, о чем думали эти двое, жарко устремляясь друг к другу во время недавней игры в Грозном. Их, как водится, разняли, а на следующий день представитель хозяев дал интервью, в котором назвал представителя гостей "не истинным мусульманином". Получилось ноу-хау: степенью веры, тем более исламской, в российском футболе еще не мерились.
КДК оштрафовал обоих на 10 тысяч рублей, комитет по этике, как ему и положено, промолчал в тряпочку. Наказание жутчайшее, спору нет, и в следующий раз страшно обедневшие Алханов с Бердыевым священный пунктир ни за что не пересекут. Хотя куда более эффективным мне кажется другой способ: использовать вместо нарисованных линий широкую полосу железных шипов острием вверх. Раз уж слоны в индийских зоопарках научились не пересекать эту жуть – больно ведь, е-мое! – то и наши тренеры, даст аллах, научатся.
С другой стороны, за границы техзоны выходят не только тренеры. В Махачкале, помню, на поле как-то обнаружился депутат с автоматчиками. И ничего, игра продолжилась.
Вот этих точно никакими шипами не остановить.
Запрет на курение.
Один из первых моих репортажей в "СЭ" назывался "Романцев выкурил за матч 14 сигарет". Дело было летом 1999 года на стадионе "Динамо", стоял я тогда, помню, за футбольными воротами и скрупулезно подсчитывал удары Олега Ивановича по собственному здоровью во время отборочного матча Euro-2000 Россия – Исландия. А подсчитав, поразился: мне казалось, что выкуривает Романцев за полтора часа гораздо больше – такой вот у него сложился имидж.
В 2003 году тренерам на скамейке запасных курить запретили. Как ни странно, инициатором запрета стала не наша добрая Госдума, плодящая ограничительные законы с куда большим творческим подъемом, чем разрешительные, а УЕФА.
Нужный запрет – ни прибавить, ни убавить. А раз так, вот вам еще одна история на ту же тему.
Лет девять назад выходившее тогда в свет воскресное приложение "СЭ" подготовило материал о вреде курения. Назвали статью "Все на борьбу с паразитом". Крупно набрали заголовок, внизу расположили текст, стали искать фотографию. А поскольку занимались этим не те люди, что придумывали заголовок, наиболее подходящим им показался снимок Валерия Газзаева с зажженной сигаретой, торчащей из рощи его усов.
Подвох заметили в последний момент: заголовок и фото не имели права на совместное существование. Полосу успели переделать. В противном случае, уверен, разразился бы страшный скандал.
Запрет на все.
Открыв утвержденные прошлым летом "Правила поведения зрителей на стадионах", вы без труда узнаете, что этой категории граждан запрещаются, в числе прочего, и такие деяния:
- находиться на стадионе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- употреблять указанные вещества;
- приносить на стадион дымовые шашки, файеры и иную пиротехнику, радиоактивные материалы, шлемы;
- использовать нецензурные слова, выражения фашистского и расистского характера, а также разжигающие межнациональную рознь;
- приходить на стадион с животными и птицами, за исключением собак-поводырей.
Что-то забавно, что-то глубоко справедливо. Правда, справедливость запретов вовсе не является поводом для неукоснительного их выполнения. Хотя за нарушение полагаются адские санкции:
- привлечение к ответственности в соответствии с уголовным законодательством или законодательством об административном правонарушении Российской Федерации;
Лет девять назад выходившее тогда в свет воскресное приложение "СЭ" подготовило материал о вреде курения. Назвали статью "Все на борьбу с паразитом". Крупно набрали заголовок, внизу расположили текст, стали искать фотографию. А поскольку занимались этим не те люди, что придумывали заголовок, наиболее подходящим им показался снимок Валерия Газзаева с зажженной сигаретой, торчащей из рощи его усов.
Вместо того, чтобы просто ёрничать, предложили бы альтернативы, или хотя бы аргументы. Как я понимаю, в вопросе про курение аргумент один - Романцев, наверное, именно из-за запрета в большой футбол не возвращается.