Вчера утром наша сборная попрощалась с Леогангом - местечком, которое стало для нее счастливым. А накануне вечером мы в течение двух часов беседовали с Гусом Хиддинком. Беседа в баре отеля "Der Krallerhof" началась после финального свистка в матче Португалия - Германия, а завершилась за полночь по местному времени.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ ОТ ВАН БАСТЕНА
- Верите ли вы, что российская команда способна обыграть Голландию? Всего неделю назад все говорили, что мы и "Оранжевые" - это разные планеты... - Нет, это не разные планеты. Мне довелось работать с рядом игроков сборной Голландии, и я знаю, что они такие же живые люди, как и мы. И мы должны играть с той же степенью уверенности в себе, как в двух предыдущих матчах. Конечно, эту команду трудно обыграть, но я хочу увидеть на поле мужественную и смелую сборную России. Это главное.
- А верите ли вы, что Россия способна выиграть Euro? - До разговора на эту тему осталось еще два шага. Каждый раз мы концентрируемся только на одном, следующем, матче. Так же и сейчас. На повестке дня - Голландия, и только она.
- В газете L'Equipe написали, что матч Голландия - Россия состоится слишком рано, поскольку встречаются две самые яркие атакующие команды чемпионата. - Да, знаю, что обе команды произвели на людей по всему миру сильное впечатление именно с точки зрения концепции игры. Могу судить об этом, потому что общаюсь с серьезными футбольными людьми. Я получил, может, сотню sms-сообщений из Аргентины, Бразилии, из стран Океании, Азии, Европы, и в каждом говорится о том удовольствии, которое доставляет игра России. Это были частные сообщения, но среди тех, кто их прислал, были очень влиятельные люди.
- Нужно ли вам что-нибудь доказывать Голландии? - Нет. Но мне хочется преподнести Голландии сюрприз.
- Что скажете о Марко ван Бастене как тренере? После ЧМ-2006 к нему было много вопросов. Сейчас же у него совершенно другая команда. - Во-первых, ван Бастен набрался опыта. Во-вторых, не так давно был момент, когда, по-моему, семь игроков подошли к нему и сказали: "Коуч, мы хотим с вами поговорить. На наш взгляд, нужно немного изменить модель нашей игры". Если тренер упрям, он скажет: "Ничего не хочу слушать. Я тренер и лучше знаю, как нам играть". Но ван Бастен выслушал футболистов и действительно кое-что изменил. Проявить такую гибкость тренеру совсем не легко. Но это привело к тому что, во-первых, команда усовершенствовала игру, а во-вторых, стала более единой.
- С кем именно из игроков сборной Голландии вам довелось работать? - Дебют ван дер Сара в сборной состоялся при мне - в 95-м или 96-м против Белоруссии. Ван Бронкхорста я взял на чемпионат мира-98 во Франции. Оэйер был у меня в ПСВ и в национальной команде. Также в ПСВ - Баума, Роббен. Хорошо знаком и с ван дер Вартом, и со Слайдером, и с другими.
- С кем-то из футболистов "Оранжевых" регулярно общаетесь? - Иногда беседую по мобильному телефону с Оэйером. Афеллай звонит и присылает сообщения. Ван Бастен поздравил с обеими победами сборной России. Равно как и менеджер сборной Голландии, который уже 10 лет обеспечивает команде прекрасную организацию всей ее жизни. Ей не нужно заботиться о билетах, гостиницах и прочем - все на высшем уровне. Остается думать только о футболе. Нам в этом отношении еще нужно прибавлять.
- Говорят, вы были недовольны отелем Hilton в Инсбруке, в котором наша сборная жила перед поединком со Швецией. - Все наши базовые отели - будь то в Германии или в Леоганге - были великолепными, все ответственные за это люди сделали свою работу на "отлично". Прекрасным было и тренировочное поле.
Что же касается отеля в Инсбруке... Гостиницы перед матчами рекомендованы УЕФА, поэтому тут никаких претензий к российской стороне быть не может. Да и вообще дело не в недовольстве. Не собираюсь жаловаться, тем более что игроки восприняли всю ситуацию очень профессионально - просто расскажу, как это было.
Честно говоря, не понимаю, чем руководствовался УЕФА, выбирая гостиницу с таким расположением. Мы приехали в отель, расположенный в центре Инсбрука, около полудня. А с часа дня и до часа ночи рядом на площади проводился поп- и рок-марафон! Шум и грохот было прекрасно слышно в отеле. Была ли в таких условиях у игроков возможность хорошо отдохнуть? А когда в час ночи концерт закончился, прямо перед входом в отель началась "тусовка" болельщиков: шведы и русские принялись брататься и хорошо проводили время. Проблема заключалась в том, что все это было слишком громко. И продолжалось до четырех-пяти утра в день игры. Лично я не мог нормально спать, и игроки тоже.
Но и этим дело не закончилось. В день игры, ровно в 13.00, начался очередной поп-концерт, который продолжался вплоть до нашего отъезда на матч. Получается, подготовку нашей команды к игре какие-то службы попросту проигнорировали.
- Получается, матч показал, что для русских чем хуже, тем лучше. - Спасибо игрокам за то, что так отреагировали на эту ситуацию. Но нормой это все равно считаться не может.
ОТЪЕЗД ДОМОЙ ЗАПЛАНИРОВАН НЕ БЫЛ
- Были ли у вас перед матчем со Швецией хорошие предчувствия? - Были. В день игры смотришь в глаза игроков, наблюдаешь за поведением - и многое понимаешь. Когда футболисты ведут себя слишком расслабленно, балагурят - приходится приводить их в чувство, как я сделал перед игрой с Грецией. А перед Швецией в этом необходимости не было - концентрация была видна сразу: они начисто отключились от всего постороннего. Это был хороший знак.
Теперь можно рассказать об одной вещи. Я заранее вывесил в отеле расписание жизни команды на неделю. На следующий день после матча со Швецией в 16.00 там значилась восстановительная тренировка, а на утро 20 июня - отъезд в Базель. Они были запланированы! Мы были уверены, что игра со Швецией будет нашей.
- Победа над шведами принесла вам большое творческое удовлетворение? - Безусловно. Тактически игроки выполнили все то, о чем мы говорили не только на тренировках, но и на занятиях по теории. Мы тщательно разобрали их сильные и слабые места. Вот один пример. Было известно, что оба центральных защитника шведов - Ханссон и Мельберг - любят играть против двух физически мощных форвардов, которых они могли бы обезвредить с помощью единоборств.
Они любят битвы "один в один", лоб в лоб. Что мы сделали? Павлюченко все время располагался не прямо по центру, а между левым защитником Нильссоном и левым центральным - Ханссоном. Последний начинал теряться, потому что не мог понять: где этот парень, куда он девается, откуда берется? Роман выполнил все "от" и "до", и это не раз сбивало защиту шведов с толку.
Далее. Между двумя центральными защитниками сборной Швеции и двумя центральными хавбеками - Андерссоном и Свенссоном - всегда существует достаточно большой зазор, этакий квадрат. Так вот Аршавин не должен был играть на передней линии, против Мельберга. Я хотел, чтобы он маневрировал посередине между полузащитой и защитой соперника. Там они с Семаком, Зыряновым, Семшовым, Билялетдиновым могли играть в короткий пас. Что и было сделано.
- Как вам удалось обезвредить Ибрагимовича? - Он мощный парень, который любит вступать в физический контакт: именно так Ибрагимович продавил Серхио Рамоса. Чем ближе к воротам он находится, тем в более выигрышном положении оказывается. Нашей целью было заставить его отходить от наших ворот как можно дальше - метров на 30 - 40. Игнашевич с Колодиным сработали отлично - они начинали бороться с ним не у штрафной, а у центрального круга.
ПРОГРЕСС СБОРНОЙ НЕВЕРОЯТЕН!
- Можно ли говорить о том, что главная задача сборной России на Еurо-2008 выполнена? - С одной стороны, да. Но далее следует не точка, а запятая. Утверждая, что одно дело сделано, я продолжаю фразу и говорю: "А теперь надо перейти на новый уровень". Не хочу, чтобы наша команда, добившись первой цели, затормозила и расслабилась. Команда должна биться за каждый свой шанс в игре с Голландией. Хотя, безусловно, если бы до того, как мы начали отборочный турнир в группе с Хорватией, Англией, Израилем, Македонией и другими, кто-то сказал: "Парни, я могу видеть будущее. Вы будете в четвертьфинале Euro-2008!" - я бы согласился на это в ту же секунду.
Мы этого добились. Нельзя забывать о трудностях, которые были у нас в отборочном турнире, а также об удаче, которая нам там сопутствовала. Я реалист и понимаю это. Но потом был тяжелый подготовительный период в Москве, Германии, Австрии. И если сравнить команду до этой подготовки с нынешней, то ее прогресс невероятен! Когда весь процесс идет такими темпами, ты понимаешь, что следующий шаг - возможен. Еще и потому, что мы довольны профессиональной атмосферой среди всех 23 игроков команды, которая позволила добиться этого результата.
- Никогда не мог подумать, что российская сборная способна действовать в такой атакующей, зрелищной манере, играть в футбол с позиции силы. Мне кажется, что и сами игроки раньше в это не верили. - У многих людей уверенность в себе не дотягивает до реального уровня их возможностей. Виной тому - пессимистические черты характера, от которых нужно избавляться. Не хочу произносить словосочетание "пессимистическая натура", потому что так не бывает, человек таким не рождается! Но, возможно, обстоятельства, о которых вы, россияне, можете судить в десять раз лучше меня, заставляют людей воспринимать себя хуже, чем они есть на самом деле. Возможности человека всегда как минимум на 10, а то и на 20 процентов больше, чем он об этом думает. Над их реализацией мы и работаем.
- В 2000 году сборная Югославии вышла из группы, но потом была сокрушена хозяевами-голландцами - 1:6. Не опасаетесь чего-то подобного? - В футболе ничего нельзя предсказать. Если Голландия станет играть, как в предыдущих матчах, будет очень тяжело. Но мы будем искать свой шанс. Не случайно игра сборной России получила огромный резонанс во всем мире. Мы выйдем побеждать. Конечно, не исключено, что проиграем. Но я хочу быть на сто процентов горд тем, как команда проявит себя в этом матче.
- Не кажется ли вам, что психологическая ситуация перед игрой с Голландией та же, что у "Зенита" - перед полуфиналом Кубка УЕФА с "Баварией"? Нам терять нечего, в то время как фавориту сложнее - от него непременно ждут победы. - Тяжело сравнивать клуб и сборную. С огромным уважением отношусь к тому, чего достиг "Зенит". Это хорошо не только для него, но и для имиджа российского футбола в Европе. Но первенство континента - это другой уровень. Он даже выше, чем Лига чемпионов. И надо понимать, что в сравнении с Голландией мы по-прежнему аутсайдеры.
- Весь чемпионат вы называете свою команду аутсайдером, а соперников фаворитами. Что это - психологическая игра, рассчитанная на то, чтобы разозлить футболистов? - Если игроки реагируют на это именно так - великолепно! Но я не ставлю себе такую задачу специально. У нас с футболистами прямые отношения. На самом деле мои слова о фаворитах и аутсайдерах в каждом конкретном случае реалистичны. Если же они служат дополнительной мотивацией - тем лучше.
Посмотрите на игроков других сборных. Они каждый год играют в Лиге чемпионов, в больших чемпионатах. Мы всем этим похвастать можем далеко не в такой степени. Поэтому я и называю нас аутсайдерами. Но это не значит, что у аутсайдеров нет шансов.
МЫ САМИ ОТДАЛИ СВОЙ "КОШЕЛЕК"
- В какой момент у вас появилась настоящая вера в то, что эта команда может достигнуть четвертьфинала? - По ходу чемпионата - в игре с Грецией, когда команда начала биться не на жизнь, а на смерть. Степень желания победить и пройти дальше была такой, что мы поверили: эта команда способна на гораздо большее.
А до начала чемпионата на оптимистический лад настроили некоторые отрезки матча с Сербией. Это была наиболее серьезная подготовительная игра, и, увидев определенные фрагменты, мы сказали себе: если сможем эти намечающиеся достоинства развить, команда заиграет.
- Это был поворотный момент? - Да. Я могу спокойно пережить поражение, когда команда сделала все, что от нее зависело. Но никогда не восприму как должное, если моя команда отбывает на поле номер. Тогда говорю: "Миссия невыполнима".
Российская сборная необходимую самоотдачу показывает. Так, кстати, было и в стартовом матче Euro-2008. Проблемы были связаны с тактической незрелостью, недостатком опыта, который привел к отсутствию инстинкта самосохранения. Мы не чувствовали, откуда ждать опасности, и расплачивались за это. Но никаких претензий к команде по части ее желания играть не возникло.
- Йохан Кройф после того матча наговорил в адрес сборной России комплиментов. - Он сделал это, потому что мы играли в хороший футбол. А проиграли потому что сами вручили свой "кошелек" оппоненту. Испанцы даже не ограбили нас - мы сами вытащили его из кармана и подарили им. И это, конечно, мне не понравилось.
- После матча со шведами Хенрик Ларссон сказал, что Россия играет в типично голландский футбол. Согласны? - Да. Ларссон в свое время, выступая за "Фейеноорд", был одним из лучших игроков чемпионата Голландии. Он знает, о чем говорит. Ему известно, что такое голландский подход к футболу. Суть его в том, что болельщикам должно нравиться смотреть на происходящее. Безусловно, футболисты играют для самих себя и своей команды. Но не менее важно то, что они играют для публики. А публика может принять поражение, но только в том случае, если футболисты вложили в игру свои сердца и души.
- Кстати, об отношениях между командой и болельщиками. После матча с Испанией прошла открытая тренировка, по завершении которой лишь Сергей Семак остановился, чтобы дать автографы. В дальнейшем это не повторилось, но как вы вообще относитесь к подобному поведению игроков? - Игроки были расстроены поражением, а с трибуны трое или четверо фанатов выкрикивали в их адрес грубости. Мне это не нравится. Нельзя адресовать оскорбительные слова конкретным игрокам. Мы всегда рады гостям, они имеют право быть недовольны игрой, но у них должно быть чувство меры. Все это повлияло на реакцию футболистов после той тренировки. Что же касается Семака, то он - капитан команды, ее лицо.
Чему наши игроки пока только учатся - это осознанию своей ответственности перед очень многими людьми. Они должны понимать, что являются образцами для подражания в своей стране. Игра в сборной - это не только сам футбол, это многочисленные обязанности, в том числе уважение к болельщикам, а также к прессе. Думаю, всем заметно, что сборная в последние три недели развивалась и в этом направлении.
ЖИРКОВ БЫЛ БЫ ХОРОШ И В СУПЕРКЛУБЕ
- Вернемся к Голландии. Удивило ли вас, как она стартовала? Общий счет 7:1 в матчах с Италией и Францией потряс, по-моему, всех. - А голландцы и сами не ожидали таких результатов! Стиль своей игры их, конечно, не удивил, но сам счет стал сюрпризом. И дал серьезный прилив уверенности в себе.
- Не думаете, что они могут быть напуганы последней игрой россиян? - О нашей команде в Голландии много пишут и говорят - пресса, тренеры, сама команда. Но она прекрасно осведомлена и о собственных достоинствах.
- Вам не кажется, что Марко ван Бастен подводил команду к пику физической формы к первым матчам в "группе смерти"? - К таким турнирам без оптимального уровня физической готовности подходить нельзя. Российская команда, к примеру, готова именно так. Только когда ты находишься в идеальном физическом состоянии, можно проявить свой футбольный талант. Иногда игроки думают, что способны показать свои навыки в любом состоянии, но на уровне чемпионата Европы это не проходит. Ты опаздываешь с принятием решений, замедляешь темп - и ничего не получается.
Но причина успехов голландской сборной - далеко не только "физика". С 15-летнего возраста там игроки идеально образованы тактически. Им не нужно разжевывать, скажем, простые вещи о зонной и персональной опеке при игре в обороне, они уже твердо знают все это, еще будучи тинейджерами. И в этом их преимущество.
- В России приходилось объяснять игрокам элементарные постулаты? - Поначалу. И далеко не всем, а лишь некоторым. Но для того мы и тренируемся, и беседуем за пределами поля, чтобы ситуация менялась. Российские игроки оказались обучаемыми. Если этого нет, то "потолок" футболиста можно легко увидеть. А вот если есть - и они доказали это в последние недели, - то где этот самый "потолок", не знаю и я сам. Подход россиян был позитивным и открытым с самого начала, они хотели учиться тому, как надо играть в соответствии с международными стандартами. Не моим личным, а объективными международными.
- Насчет отсутствия какого-либо "потолка" - это, по-моему, особенно применимо к Жиркову. Согласны, что, если исходить из трех прошедших матчей, армеец способен играть в основном составе любого мирового суперклуба? - Безусловно. Никаких сомнений.
- Поразительно, как у него хватает энергии 90 минут сновать по всей бровке. - Замечу, что нынешняя система игры позволяет ему пробегать меньшее расстояние, чем это было бы при прежней схеме, когда Жирков был вынужден закрывать всю бровку в одиночку. Но в любом случае он прибавляет огромными темпами.
- На пресс-конференции после матча со Швецией вы сказали, что у голландцев на пять дней отдыха больше, чем у россиян. Но не может ли 8-дневный простой стартового состава "Оранжевых" привести к потере ими игрового тонуса? - Не думаю. Если вы вспомните "Зенит", то руководство российского футбола отменило ему четыре или пять игр, чтобы он мог спокойно подготовиться к финалу Кубка УЕФА. Был только контрольный матч против A3. И с "Рейнджерс" команда сыграла отлично. То есть отсутствие игровой практики на протяжении такого периода совершенно необязательно приводит к тому, что команда становится хуже.
- Но вот португальцы, также давшие стартовому составу отдохнуть в игре со Швейцарией, в четвертьфинале с Германией выглядели совсем не так, как в первых двух турах. - В подобных играх многое решают небольшие детали. Португалия проигрывала 0:2, один мяч отыграла, владела преимуществом, и тут немцы забили третий гол с очевидным для всех фолом, когда Баллак толкнул соперника. Рефери допустил грубую ошибку, и она повлияла на ход матча.