Героями матча, проходившего в дикую жару, стали Билялетдинов и Сычев, которым накануне игры «Советский спорт» вручил комсомольские значки.
САБО, БИБА, БЫШОВЕЦИнтриг у таких матчей обычно даже не вагон и маленькая тележка, а несколько железнодорожных составов. Неизбежен ли развод Билялетдинова и Лоськова в средней линии команды Анатолия Бышовца (версия Юрия Севидова, знаю, очень не понравилась обоим «супругам»), какой «Локо» настоящий (вариант Юрия Цыбанева) – старта сезона в паре-другой внятных первых матчей или тот, что судорожно искал варианты в атаке позднее?
Вышел из тумана и Гус Хиддинк со своим списком вызванных на матчи против Андорры и Хорватии – а ну-ка парни, я вам доверил – что вы можете? Впрочем, сказав «а», на «б» наш Гус не решился, оставшись в Голландии – племянница пригласила на свадьбу.
И еще одна загадка, ответ на которую должен был дать матч, – в чем секрет Бышовца, почему тренер «Локо» в этом сезоне раз за разом обыгрывает «Спартак»?
Как вариант, кстати, версия, связанная с игроцким прошлым Анатолия Федоровича. В 60-е прошлого века болели по-другому – говорят, матерок проскакивал на трибунах только меж своими, заморского слова «баннер» не знали, посему народный фольклор был покультурнее.
Так вот, в 60-х во время матчей «Спартака» и Киева в ходу была кричалка. «Сабо, Биба, Бышовец – «Спартаку» настал конец!» В качестве рифмы фамилии нынешнего тренера «Локо» использовалось именно это существительное. Потому что…
«Потому что народ был покультурнее да поскромнее, – продолжает мысль Юрий Севидов. – На лавках стадиона сидели женщины и дети, было много фронтовиков, от которых по холке можно ведь схлопотать и затрещину… Да и боялись люди. Как кого? Стукачей! Не скажу, что через одного сидели эти «волчата», но было, чего уж греха таить… Поэтому – конец и только конец. Тем более что Бышовца любили – хорошо играл Анатолий Федорович…»
– Действительно, хорошо, – продолжает мысль Севидова Йожеф Сабо, один из той самой кошмарной триады для «Спартака», а ныне – вице-президент киевского «Динамо». – Дриблинг, скорость, удар. Но паса, бывало, не дождешься...
– Болеете сейчас за «Локо»?– За Семина скорее. Юр Палыч – профессионал и хороший человек. Вот очень за Родольфо нас благодарил.
В «ЛУЖНИКАХ» УСЛЫШАЛИ ПРИВЕТ УЕФАК Родольфо, пусть за него и благодарят, вопросы все же есть. Парень он отличный да к тому же русскоговорящий (на минуточку – бразилец и русскоговорящий!), но несколько травм за десять игр, слухи о проблемах с паховыми кольцами не сулили на синтетике «Лужников» ничего хорошего.
Не вовремя из Германии подоспела весточка от доктора Фройлиха, который оперировал Сычева. Немецкий хирург в интервью «Совспорту» обронил фразу – в Германии после операции на крестообразной связке колена игрокам не рекомендуют играть на синтетике. То же самое в принципе говорил по весне и Бышовец. Но Сычев встревожился. Одно дело – тренер, и совсем другое – медицинское светило!
Но – честь и хвала врачам Савелию Мышалову и Александру Ярдошвили – они смогли объяснить форварду нюансы. А быть может, просто вспомнили то, что Фройлих не знает – что русскому хорошо, то немцу – смерть.
О загробном мире, к слову. По информации «Совспорта», забег дворняги по поляне «Лужников» в матче предыдущего тура дорого ей обошелся. Нет, безвестного Барбоса не заставили по суду КДК платить пятитысячный штраф. В середине недели этого пса и его сородичей изловили сетками и увезли в неизвестном направлении. Кто увез, узнать не удалось. Живы ли псы?
Служители лужниковской арены в разговоре со мной о собаках говорить отказались, но были любезны и даже пошли разбираться, действительно ли так фатальны для журналистских рубах пыльные и грязные столы ложи прессы. Плюнули на палец, потерли и, не обнаружив слоя черноты, пошли докладывать.
Но это все, конечно, мелочи жизни. Главное, чтобы УЕФА больше не передавал приветов «Лужникам» и не передумал провести финал Лиги чемпионов следующего года именно здесь.
Тем более что похвалить этот стадион тоже есть за что. На послематчевые пресс-конференции теперь не пускают накативших стопку болельщиков – проверяют у входа не только аккредитации, но и удостоверения.
ИГРАТЬ ВЕЧЕРОМ СТОИТ $300 ТЫСЯЧПлавно подходим к кульминации. Она в этот раз была далеко не на поле. Над полем! Как вы догадываетесь, речь идет о жаре – когда матч начинался, специально позвонил приятелю, который живет в двух остановках метро от «Воробьевых гор». На градуснике было +29!
– В самой жаре нет ничего страшного – играли и при более высоких температурах. Но здесь-то – синтетика! Вариант гипоксии (недостаток кислорода. – Прим. ред.) учащенное дыхание. Девяносто минут отработать невозможно. Но есть желание Первого канала, и тренеры команд ничего сделать не могут. Мы – заложники.
Последний абзац – слова патриарха медицинского цеха российского футбола, врача «Локо» Савелия Мышалова. Но с фразой о заложниках можно и поспорить. Об этой истории с Первым каналом писали мало, поэтому позволю себе остановиться на ней поподробнее.
Когда премьер-лига подписывала договор с Первым каналом, то не получила от него живых денег. Канал в каждой трансляции предоставлял рекламное время для спонсоров лиги. Требуя взамен лучшего, по мнению канала, матча тура и права назначать время игры. Оно на этот сезон, как, впрочем, и на прошлогодний, обжалованию не подлежит – 14.00 по Москве.
Когда заключали контракт, ни тренеров, ни врачей не спрашивали. А едва те начали протестовать, клубы внимательно прочитали то, что подписали. И задумались: 300 тысяч долларов заплатит клуб в случае, если перенесет время своей игры с адских двух часов дня на более позднее. Ни один клуб не взбрыкнул...
Все запасаются водой, соревнуются в минералкометании (лучше всех в субботу получалось у локомотивцев) и, как ни странно, подсчитывают выгоду. За трансляцию матча на Первом клуб получает от спонсоров дополнительно около ста тысяч долларов. Разница, согласитесь, есть – или сто тысяч премии, или триста тысяч штрафа.
Первый, выражаясь языком интернет-пользователей, жжет. И будет это делать до конца сезона.
ПЕРВАЯ ОШИБКА ПЛЕТИКОСЫДавайте признаемся: наблюдать за игрой было тяжеловато. И это при том, что на первой минуте едва не случился гол. Лоськов передачей буквально заставляет Самедова рвануть в штрафную, но тот ласкает мячом сетку с внешней стороны – мимо.
А дальше – тягучая позиционная борьба, в которой все же предпочтительнее выглядит команда Бышовца. Его «Сабо» и «Биба» – Билялетдинов и Сычев – явно выделяются на общем фоне. Динияр на своем левом фланге чувствует дискомфорт, смещается в центр и в паре с Лоськовым задвигает другой тандем – Калиниченко – Титов.
Дмитрий же просто удивляет – рывками постоянно дергает кого-то из пары центральных защитников Жедер – Иранек, но до поры до времени делает это неэффективно.
А Самедов исправляется. Его угловой заканчивается тем, что Билялетдинов после серии едва уловимых рикошетов принимает мяч в районе «точки» и точно бьет. Счет открыт – и появляются надежды на более веселый футбол в исполнении самой веселой команды чемпионата.
Но «Спартак» будто впал в ступор. Если раньше казалось, что тормозом развития быстрых атак является несчастный Моцарт, то кого обвинить сейчас, когда бразилец просидел 90 минут на скамейке? Ведь ни Титов, ни особенно Калиниченко (вот уж для кого жарища не должна служить оправданием – сам видел на ЧМ, как парень летал над полем в немецкое пекло прошлым летом!), мягко сказать, не преуспели. Много брака и попусту растраченных на поучение и своих, и чужих нервов.
Все, чем запомнился в атаке «Спартак», – набеги Быстрова, один из которых закончился довольно хамской выходкой Родольфо, но рефери Яра не рискнул показать бразильцу второе предупреждение за удар локтем в нос, и Квинси. Голландец мне напомнил в этой игре клона Сергея Сыроежкина из «Приключений Электроника». Тогда в одном из эпизодов Электроник во время хоккейного матча раз за разом опережал соперников по дистанции, наматывая круги по хоккейной коробке, но воротам угрожать и не думал. Его просто забыли предупредить о смысле игры. Так и Квинси – рванет со старта, добежит до углового флага, пока поле не кончится, и все продолжается по новой.
Это, хочется думать, заслуга защитников «Локо», которые выжимали быстроного парня в углы. Не хочется думать о том, что Квинси не понимает, чего от него хотят.
В перерыве, обращаю внимание, из ложи прессы уходит Вадим Евсеев. Недавний железнодорожник, а ныне торпедовец предпочел тихому часу (команда готовилась к игре с брянским «Динамо») просмотр дерби.
Набираю номер Вадима.
– Нету сил это смотреть, – говорит Евсеев. – Нечего мне комментировать. Не-че-го. Тому бы, кто все это придумал, дать поиграть в два часа дня.
Второй тайм. Ход слоном совершает Федотов, меняя Калиниченко на Прудникова, из-за травмы покидает поле Кочиш.
«Спартак» отыгрывается, что называется, на зубах, а Павлюченко забивает первый гол после травмы.
А в конце матча, уже когда вышел фартовый Бояринцев и даже пальнул метров с тридцати, нас в преддверии матча с Андоррой и Хорватией ждет двойная радость. Забудем на время о клубных пристрастиях. Во-первых, ошибается Плетикоса – его очевидный ляп (и первый, по-моему, в этом году) приводит к победному голу Сычева.
Значит, в атаке, когда хандрит Аршавин, можно положиться не только на Кержакова, а хорваты тоже человеки. Значит, и нам не стоит так уж трепетать перед соперником, все время оглядываясь на травму Акинфеева.
94-я минута матча. По трибуне локомотивских болельщиков ползет язвительный баннер – «Кошмар на улице мяса». Что ж, действительно неприятность. «Спартак» терпит первое поражение в этом чемпионате. А если помнить о двух проигрышах Бышовцу в Кубке, то и правда кошмар.
Если перефразировать «Билл, Сычев и Бышовец…».
А дальше вы уже знаете.
P.S. И О ПОГОДЕВ воскресенье, 27 мая, в «Лужниках», когда состоится матч Кубка России по футболу между «Локо» и «Москвой», по сообщению синоптиков, ожидается жаркая погода, ясно, днем от 26 до 28 градусов. В субботу, когда там же встретятся ЦСКА и «Зенит», от 22 до 24, ясно. Обе трансляции на Первом канале запланированы на 14.00 московского времени.