Главный тренер «Локомотива» рассказывает турецкую историю и объясняет, в каких условиях команда готовится к раннему старту сезона.
«Вижу, как горят глаза у Ниассе»
За пару минут до встречи Игоря Черевченко с журналистами в лобби отеля поднимается Бай Умар Ниассе. Сенегалец привычно быстро скрывается в другом коридоре, но мы успеваем зацепить деталь – на руку лучшего бомбардира «Локомотива» надета лангетка. Днем ранее Ниассе объяснял официальному сайту, что именно травма запястья не позволит ему тренироваться какое-то время.
— Ниассе не будет работать на первом сборе в общей группе, — поясняет Черевченко. — Он перенёс операцию на руке. Через несколько дней установленную пластину будут вынимать, так что нам нет смысла рисковать.
— Ниассе заканчивал первую часть чемпионата с травмой?— Да, но надо отдать должное: Умар сам изъявил желание сыграть все матчи до отпуска. Он приносил пользу команде, забивал важные мячи.
— Польза, мотивация, важные мячи – всё это удивляло с самого старта сезона. В чём причина прогресса Ниассе?— Смотрите, сейчас я вижу, что у него глаза горят. Не считая семьи, на первом месте у парня футбол. Он думает об игре, живёт ею. Естественно, после переезда из Турции ему нужно было какое-то время для адаптации, но летом случился разговор, после которого мы поняли друг друга.
— В чём была суть беседы?— Я сказал, что буду ему доверять. Через какое-то время Умар начал чувствовать отношение, почувствовал, что на него рассчитывают, в хорошем смысле успокоился – и стал показывать футбол, который от него ждали.
— Ходят слухи, что он может уйти. Что вы об этом знаете?— Во-первых, не могу дать гарантий, что Ниассе останется в «Локомотиве». Хотя бы потому что такова футбольная жизнь. Если будет серьёзное предложение от большого клуба, то… вы сами понимаете. Он в расположении команды — выполняет всё, что требуется.
— Вы пытаетесь страховаться: наигрывать схемы без Ниассе?— Повторю: Ниассе и так не тренируется. Это во-первых. Во-вторых, подготовка команды форсируется, потому что нам нужно стартовать в Лиге Европы. Времени на закладку фундамента на вторую часть сезона у нас не так много. По сути, тренировки у ребят начались ещё в отпуске: они выполняли специальные задания штаба.
— Мы говорим о Ниассе, который интересен европейским клубам. Будут ли приобретения у «Локо»?— Селекционная служба ищет потенциальных новичков, но, сами понимаете, существует финансовый фэйр-плей. «Локомотиву» обязательно нужно кого-то продать, чтобы кого-то купить.
«Игнатьев хорошо мне знаком, он прибавил в «Кубани»
— Судя по последним событиям в российском футболе, можно взять Игнатьева бесплатно. Как вы относитесь к этому футболисту?— Как могу относиться? Влад хорошо мне знаком. Единственное, что скажу: он прибавил в «Кубани», где получал достаточно игрового времени.
— Есть у «Локомотива» и другие резервы. Например, в клубе до сих пор числится Мбарк Буссуфа.— Его нет на сборах. И главный тренер не занимается его будущим. Каждый сам выбирает свой путь.
— Ну, был бы он Криштиану или Месси – может, и стоило бы уговаривать остаться, работать.— Вы зря. У нас с ним очень хорошие отношения, я уважаю его как спортсмена и как человека. Мбарк – сильный игрок. Но, опять же, судьба Буссуфа – не проблема главного тренера.
— В «Локомотиве» растёт новый лидер. Алексея Миранчука называют лучшим молодым игроком России, Месси поздравляет его с призом в соцсетях. На ваш взгляд, такое внимание опасно?— По складу характера Лёша Миранчук не такой человек, которого может погубить излишнее внимание прессы и болельщиков. Он прекрасно понимает, что ему нужно ещё расти и расти. А так – да, часто молодые игроки думают, что все умеют, всего достигли… А потом — раз и здравствуй, вторая лига!
— Антон может достичь уровня брата?— Они же близнецы, друг за другом тянутся – так уверен, что может. Но сейчас принято решение отдать его в аренду.
— Почему?— На позиции Антона большая конкуренция, а ему нужно играть. Причём важно, чтобы клуб из РФПЛ или ФНЛ действительно рассчитывал на футболиста как на основного, иначе в аренде нет смысла.
— «Локомотив» не смог победить в трёх последних матчах первой части сезона. В чём причина: соперники привыкли к стилю?— Во-первых, у нас на поле выходили разные игроки – так что привычным и предсказуемым «Локо» не стал. Что касается схемы — мы отталкивались от того, что у команды всё получается. Те соперники, которых мы обыграли, знали, как мы играем, но тем не менее мы смогли взять с ними максимум очков. Думаю, что смазанная концовка — это не больше чем стечение обстоятельств.
— После тяжёлой первой части футболисты отдыхали шесть недель. Что в это время делали тренеры?— У меня отдыха практически не было. Удалось на три дня съездить на родину в Таджикистан к своим друзьям и друзьям отца. В Душанбе хорошо сейчас, спокойно. Конечно, нам, тренерам, можно съездить на Мальдивы или Бали, но только с огромным чемоданом, где будет всё необходимое для работы. Но, честно говоря, не представляю себе такой отдых.
«Мне импонирует работа Юргена Клоппа»
— Совсем скоро в 1/16 Лиги Европы вы играете с «Фенербахче». Это сильная команда с сильными футболистами. Изучали их матчи в отпуске?— В Турции сейчас возобновился чемпионат, будем смотреть на соперника более пристально. Там хорошие футболисты.
— У болельщиков были проблемы во время игры с «Бешикташем». Как думаете, что будет в феврале?— Думаю, что всё пройдёт хорошо. Футбол вне политики.
— Вы сами играли в Турции?— Как у игрока была возможность перейти в турецкий «Бешикташ», но не срослось.
— Нас интересуют матчи «Локомотива» в Турции с вашим участием.— Был один, в 1998-м с «Коджаэлиспором».
— Там поспокойнее, чем с «Бешикташем», наверное.— Да такая же ситуация. В Турции на трибунах всегда много народу, хорошая атмосфера, но когда мы выиграли, то получили совет от организаторов: «Вы посидите ещё часок, попразднуйте, пока фанаты не разошлись».
— И вы?..— Сидели часок и праздновали.
— Можете сравнить чемпионаты России и Турции?— Думаю, что в нашем посложнее. Особенно форвардам. Игра жёстче, интенсивность выше.
— Какая из европейских лиг вам нравится?— Английская. Испанию не особенно люблю — это чемпионат трёх команд. Премьер-лига (АПЛ) более непредсказуемый турнир. Любая команда может обыграть лидера. Это интересно.
— Кто из зарубежных коллег вам нравится?— Импонирует работа Юргена Клоппа – во всех смыслах. Как он себя ведёт, как тренирует. Сами понимаете, каких он успехов добился с дортмундской «Боруссией». Может быть, в скором времени поеду в Англию и лично посмотрю, как он работает, пообщаюсь. Плюс у меня очень хорошие отношения со Славеном Биличем.
— Кстати об Англии, ходят слухи о переходе Александра Кокорина.— Но ведь это только слухи. И всё.
— Тогда к другой живой теме. Всё готово к натурализации Нойштедтера из «Шальке». Вы поддерживаете эти процедуры?— Для сборной России не стоит специально натурализовывать тех или иных игроков. Когда я играл, такого не было. Здесь тоже много хороших футболистов, надо работать с ними. С другой стороны, если главный тренер сборной, допустим, захочет привлечь ещё кого-то — это его право.
— А в вопросе возвращения на систему «весна-осень» вы на какой стороне?— Честно говоря, не вижу разницы. Как начинали чемпионат в марте – так и начинаем. Вообще очень много инициатив. Например, вы вот спрашиваете про расширение РФПЛ до 18 команд. Нынешний формат турнира нравится не только мне – я слышал отклики множества коллег, которые считают, что количество команд менять не стоит.
— На матчи РФПЛ ходит не так много зрителей. Вы играли в те годы, когда «Локомотив» начинал собирать полные трибуны. За счёт чего это достигалось?— Считаю, что вернуть болельщиков на стадион можно только игрой. Будем играть хорошо – и стадионы заполнятся.
Дмитрий Егоров