В огромном холле отеля Le Chateau de Prestige, где "Локомотив" проводит свой первый предсезонный сбор, всегда зябко. Посидишь в нем пару-тройку часов - и уже никакой свитер да турецкий чай с чабрецом, подаваемый в изящных рюмках, не спасает: холод проникает в каждую клетку организма. Как Эмиру Спахичу в субботу вечером удавалось часами находиться там в шортах и футболке - уму непостижимо.
     Однако не только и не столько поэтому в течение всей беседы с Динияром Билялетдиновым автора этих строк била дрожь крупного помола. Вообще-то молодой капитан "Локо" известен сдержанностью и корректностью формулировок, а потому, предлагая ему дать обстоятельное интервью "СЭ", на особые откровения я почти не рассчитывал. Хотя после того, как повели себя по отношению к его отцу некоторые легионеры на исходе прошлого года, вдвойне хотелось понять, что он сейчас думает и чувствует.
     И в какой-то момент Динияра прорвало. Видимо - наболело так, что сдерживаться было уже выше его сил. Освободиться из плена прошлого сезона со всеми его драмами и разочарованиями, самые страшные из которых - в людях, оказалось невозможно даже за время отпуска в Париже и на Кубе. Крик души Билялетдинова не оставляет ни малейших сомнений в своей искренности и правдивости.
КАВАРДАК, ПАКОСТИ, ГНУСНОСТИ
- Отпуск помог "перезарядить батарейки"?     - Да, солнца на Кубе для этого было вполне достаточно. И по Парижу нагулялся вдоволь. Хотя, будь моя воля, провел бы там еще дня три. Съездил бы в замки, которые два года назад увидел из иллюминатора самолета и страшно захотел туда попасть. И на футбол бы сходил, на "Парк де Пренс".     
- Раз вы захотели на футбол, значит, действительно отдохнули - в конце сезона одна мысль о нем, знаю, у многих способна вызывать отвращение. Итак, начинаете с чистого листа или какое-то эхо прошлого сезона ожидать следует?     - Плохие сезоны, хорошие - все забывается через месяц отпуска. Тем более у нас сейчас нет еврокубков. Так что все начинаем сначала.     
- Может, и к лучшему, что не вышли из группы в Кубке УЕФА? Сможете основательно, без спешки, к сезону подготовиться.     - Не думаю, что это к лучшему. Мне кажется, участие в еврокубках всегда полезнее, чем неучастие.     
- Ваш друг и сосед по номеру Дмитрий Сычёв после домашнего поражения в последнем туре чемпионата-2007 от "Кубани" на своем блоге высказался эмоционально: "Скорее бы закончился этот... сезон!" Вместо многоточия там было слово, невозможное для публикации в печати. Седьмое место вызвало у вас те же чувства?     - Дело было даже не в месте, а в том, как этот сезон проходил. Если бы при том кавардаке, обилии негатива, пакостей, гнусностей мы заняли на пару мест выше, ощущения не были бы лучше. Ситуация достигла какой-то точки кипения, нам все это безумно надоело. Отсюда и такие фразы.     
- Вы в своем блоге тоже не молчали. Как читатели реагировали?     - Их комментарии мне никто не советует читать, и стараюсь делать это как можно реже. Многие ведь используют твои эмоции против тебя, норовят унизить и уколоть. Иногда только быстренько пробегусь - есть реакция или нет. Есть - значит, людям интересно.     
- Почти все, что пишется в интернете, люди никогда не посмеют сказать вам в лицо.     - И тем не менее все эти комментарии пропускаешь через себя, как-то на них реагируешь. Даже с поправкой на особенности интернета безразлично реагировать на слова людей невозможно.     
- На блоге вы, как я заметил, более резки в оценках, чем в интервью.     - На блоге выплескиваю накипевшее, четко высказываю все, что думаю. В интервью же стараюсь высказываться помягче, потому что, в моем представлении, газеты читают люди более зрелого возраста и там нужно быть более тактичным. Матерные слова, к примеру, в прессе использовать нельзя.     
- На тренировках вы порой можете себе позволить рабочий матерок.     - На эмоциях - бывает. Раньше такого себе не позволял. Наверное, нервы расшатались.
НЕ ДУМАЮ, ЧТО ЛОСЬКОВ С ЕВСЕЕВЫМ УШЛИ ВОВРЕМЯ
- На блоге вы признались, что команда так и не нашла общего языка с Анатолием Бышовцем.     - Для меня тренер есть тренер, как бы другие к нему ни относились. Да и не было вначале никакого отторжения. В первые месяцы совместной работы никто не будет принимать человека в штыки. Да, случались скандалы - например, вокруг ухода Евсеева, но обстановка в межсезонье была рабочей. А вот к концу лета, когда стало ясно, что задача занять первое место невыполнима, люди в команде повели себя по-разному. Кто-то продолжал работать, кто-то "бросил весла", кто-то стал искать виновника и легко нашел его - не в себе, а в тренере. Так постепенно и складывалась картина внутрикомандных разногласий.     
- Вы допускаете, что Бышовец действительно мог требовать у отдельных игроков взятки за попадание в состав?     - Все это в любом случае недоказуемо - если не сознается тот, у кого требовали. Мне никто в команде в этом не сознавался.
     -
 Верите, что болельщицкие баннеры против Бышовца могли быть инспирированы Юрием Сёминым?     - Не верю. Юрий Палыч таких упреков не заслуживал. Это не могла быть его рука.     
- К Бышовцу вы стали относиться иначе после расставания с Лоськовым?     - Не знаю, какие разговоры состоялись у Бышовца сначала с Евсеевым, а затем с Лоськовым, из-за чего возникли конфликты. Мне кажется, если точек соприкосновения не нашлось, виноваты обе стороны. Но естественно, что, когда подобным образом обставляется расставание с такими людьми, отовсюду начинаются гневные взгляды на тренера, что не прибавляет тому вистов. Отношение к тренеру после такого меняется со стороны и болельщиков, и друзей команды, и некоторых игроков. Бесследно такие вещи не проходят. Виноват оказывается тренер.     
- Насколько это справедливо?     - Не берусь рассуждать, потому что не знаю, чем в действительности руководствовались обе стороны. Возможно, для Димы уход в "Сатурн" стал оптимальным выходом, он говорит, что чувствует там себя нормально. Евсеев оказался там же более сложным путем. Никто не запихивал их туда насильно. И все же не думаю, что они ушли вовремя. Оба могли бы еще ой-ой-ой как пригодиться "Локомотиву". Но это жизнь.     
- После матча "Локо" - "Сатурн" Евсеев адресовал Бышовцу неприличный призыв, а тренер зашел в раздевалку...     - ...и сказал, что игрок крикнул это не ему, а нам. Я, во всяком случае, пропустил это мимо ушей, потому что знаю Евсеева. Представьте, сколько обид накопилось у человека! Нельзя было эти слова воспринимать всерьез.     
- Лоськов здесь, в Гейнуке, каждый день приезжает в гости к "Локо", и вы все до сих пор, по-моему, воспринимаете его как своего.     - Конечно, когда человек отдал столько лет команде, чужим он быть не может. Пока есть те, с кем играл, - он свой. И будет приезжать к нам, и мы к нему.
ТЕЛЕФОНА ЛИПАТОВА У МЕНЯ НЕТ
- Насколько комфортно вам было принимать у него капитанскую повязку?     - Если честно, никакого комфорта не было. Не понимал, зачем это нужно, недоумевал, почему именно я. Рассчитывал на Гуренко, но он сказал: "Динияр, надевай повязку". И сам Лось заявил то же самое, причем в довольно жесткой форме. Это был выездной матч с "Сатурном" - первый, который Лоськов провел на трибуне. "Выводи команду, и смотрите там не чудите, не надо никаких фокусов", - сказал он.     
- Выборы капитана были уже потом?     - Да, после "Сатурна", когда на базу приехали Липатов и кто-то еще. Раздали листочки, провели голосование. Но я уже понимал, что капитаном быть мне. Команда так была настроена.     
- А почему Гуренко отказался?     - Думаю, в знак солидарности с Лосем. Это моя версия. Нельзя заставлять кого-то быть капитаном. Но если люди тебе уже доверили, отказываться, полагаю, нельзя. И я согласился.     
- Чувствуете себя готовым ходить к руководству, просить о чем-то от имени команды?     - (Усмехается.) У нас в команде сейчас такой разношерстный коллектив... Многие игроки, особенно иностранцы, сами будут ходить наверх и выпрашивать то, что надо. Капитан им для этого не нужен. Сами могут позвонить руководству, встретиться, поговорить. У меня таких телефонов нет.     
- У вас нет мобильного телефона Сергея Липатова?     - Нет. У него есть мой телефон, мне же он не нужен. Считаю, что звонить и говорить: "Здравствуйте, давайте встретимся" - я не вправе. Игрок команды может обратиться с такой просьбой к тренеру. Он - мой непосредственный начальник.
НЕЛЬЗЯ ЗВОНИТЬ РУКОВОДСТВУ ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ ТРЕНЕРА
- Некоторые игроки, насколько мне известно, придерживаются иной линии поведения.     - В команде это знают. Не в курсе, по какой причине это происходит. Непонятно, что за традиция такая - отдельно взятому игроку ходить на ужин в ресторан с боссом клуба.     
- Чтобы был здоровый коллектив, без нормальной субординации игроки - тренер - руководитель, полагаю, не обойтись.     - Тут все должно идти от высшей инстанции. Людям сверху полагаю, надо в таких случаях говорить обратившемуся к ним игроку: "Извини, все - через тренера". А то давайте теперь все будем встречаться, плакаться в жилетку, рассказывать, какой я хороший, а они - такие-сякие, в команде творится черт знает что. Если руководитель хочет узнать, что происходит в команде, он может с ней встретиться. А решать свои вопросы поодиночке, грубо говоря, пошептаться - это сразу вызывает подозрения. Да и картина у руководителя может создаться необъективная и неадекватная. Смысла в таких беседах не вижу - мне кажется, от них один вред.     
- Верно ли говорят, что собрание однажды было: после домашнего поражения от "Сатурна" Липатов созвал игроков, причем не поставив в известность Бышовца?     - Было такое собрание. Пригласили всю команду, но дело было вечером, и приехать смогли не все. Нас спрашивали, мы отвечали. Каждый высказался, в чем видит проблемы. Но ничего резкого с нашей стороны высказано не было.     
- Почему?     - Было несколько неудобно. Получалось, что все делалось за спиной у тренера. Наговаривать на него при таких обстоятельствах не хотелось. Просто были проведены параллели, как команда готовилась во времена успешных выступлений и как - в моменты неуспешных. До конца мая-то все было здорово! И никаких умозаключений мы не делали.     
- Что же произошло в июне?     - У нас был сложнейший календарь - за очень короткий период мы сыграли во Владивостоке, Томске и на Кубок в Екатеринбурге, причем вместо того, чтобы с матча с "Томью" напрямую лететь на поединок с "Уралом", который был через три дня, зачем-то на сутки отправились в Москву. Налетались так, что играть сил не было. С того момента и "поплыли".
Интервью очень длинное, поэтому пришлось разбить его на две части 
>>Окончание