В понедельник на «Прямой линии» в «Советском спорте» побывал тренер киевского «Динамо» Сергей Овчинников. Первая часть беседы с ним была опубликована во вчерашнем номере. Сегодня – ее завершение.
ПЕРВЫЙ ТАЙМ. ВОПРОСЫ БОЛЕЛЬЩИКОВ
«СЕЗОН МОЖНО БЫЛО И СПАСТИ»О Бышовце Овчинников говорить сначала отказывался. Но вопрос следовал за вопросом, читатели распалили Сергея, и история падения главного тренера «Локо» стала одной из центральных тем беседы.
– Сергей, Олег из Москвы. Скажите, Бышовец – тренер-бизнесмен?– Может быть. Хотя, не знаю.
– Поэтому, когда один из журналистов сказал, что тот берет деньги с игроков за попадание в состав, в «Локо» никто и не пикнул в защиту тренера?– Я бы тоже не стал ничего говорить в защиту. Это дело Бышовца, его совесть, его жизнь.
– Какой была ваша роль в клубе?– Если коротко – никакой. За все восемь месяцев работы я ни разу не поговорил с председателем совета директоров клуба, хотя в трудовой книжке у меня написано: старший тренер вратарей. Но при этом отношения ни к главной команде, ни к дублю я не имел. Ездил на детские турниры «Локобол» – по просьбе Владимира Якунина и Юрия Сёмина.
– Вы обижены таким отношением?– Да. Есть мировая практика, когда к игроку с именем, кое-что сделавшему для клуба, относятся с уважением. Но Сергею Владимировичу (Липатову. – Прим. ред.), видимо, было интересно мнение других людей, а не мое. Бог ему судья. Все равно я еще вернусь…
– А как же Сёмин?– Полномочия Юрия Павловича и Бышовца были разделены, поэтому о конфликте говорить не стоит. Просто Анатолий Федорович говорил так, что никто его не понимал. Ни болельщики, ни журналисты. А пресс-конференции эти…
– Я хохотал, когда по телевизору видел!– Я тоже. Но это же смех сквозь слезы. А штаб его тренерский? Они ж все только и делали, что в шахматы против Бышовца играли!
– «Локо» мог стать чемпионом в этом году?– При таком тренерском штабе – нет. Но сезон можно было спасти, произойди перемены пораньше. Считаю, что не стать чемпионом с таким составом – преступление или намеренный злой умысел.
– Почему руководство «Локо» все время выдумывает велосипед, выбирая тренера, – Муслин, Долматов, Бышовец. Почему нельзя вернуть Сёмина?– У меня такое впечатление, что у руководства поставлена задача развалить клуб до основания и потом что-то строить на его руинах. Я же считаю, что можно строить какое угодно здание, но на старом фундаменте. Политика назначения тренера не продумана. Тренера надо назначать исходя из ауры клуба, требований его болельщиков. Они не принимают чуждую клубу фигуру… Вот в Киеве поступили абсолютно правильно, поставив вторым к Сёмину Олега Лужного, местного игрока. Но в «Локо» я еще обязательно вернусь.
– Будем болеть за вас!– Спасибо. До встречи!
«ТАК ПРОСТО ОТ МЕНЯ НЕ ОТДЕЛАЕТЕСЬ»– Алло, здравствуйте. Это Оля дозвонилась. Как у вас здоровье?– Нормально, не жалуюсь.
– Значит, за Юр Палычем пошли?– Да, ухожу.
– А как же мы, болельщики?– А что я мог делать в «Локо»? Разве что сесть к вам в фанатский сектор и поддерживать команду. По какой-то причине г-н Липатов не хочет меня слышать… Ситуация в руководстве клуба для меня лично стала еще хуже. Я хочу получить тренерский опыт, помочь киевскому «Динамо», а потом, если получится, вернуться и реализовать в «Локо» свои идеи.
– А вы с Липатовым сами пробовали поговорить?– Да, но у него не нашлось времени и за целый год.
– Ненормально это…– Ну, вот так. Спасибо Сёмину, что он вспомнил обо мне.
– А как же дом ваш в Баковке, жена, собака?– Дом останется, жена и собака поедут со мной.
– Где Новый год будете встречать?– В Риге, там у меня дом. Отпразднуем вместе с Евсеевым.
– Привет ему и Палычу передавайте! Мы ждем вашего возвращения.– О, так просто от нас вы не отделаетесь.
«ЛУЧШИЕ ВРАТАРИ – КИНСКИ И АКИНФЕЕВ»– Болельщик «Спартака» Максим дозвонился. Кто после ухода Лоськова и Евсеева является лидером команды?– Динияр Билялетдинов. Это серьезный молодой человек, который понимает свою роль в команде. Он порядочный парень. Может, в силу возраста пока не хватает харизмы, но жизненный опыт увеличивается, так что все впереди.
– Рахимов, как думаете, правильный шаг?– Это не худший вариант. Рашид – человек строгий, со своими принципами, любит дисциплину. Возможно, этого команде сейчас и не хватает. Я желаю успеха Рахимову еще и потому, что он тренер моего поколения и может сделать рекламу молодым.
– Не считаете, что он иногда перебарщивает с критикой игроков?– Это его метод, который приносит результат. С другой стороны, в России, возможно, по-другому и нельзя. В Европе ведь президент поддерживает тренера, а не игроков. У нас же игрок может напрямую позвонить владельцу клуба и сказать: «Слушай, упарил меня этот чудак, коуч наш…». И владелец разбирается.
– Вопрос не по локомотивским проблемам. Как вы относитесь к чрезмерно эмоциональным футболистам – тем, которые грубят, с судьями ругаются?– Даже будучи тренером, я их постараюсь понять.
– Как вам жеребьевка Евро?– Из группы можем выйти, а если повезет в плей-офф, то и до полуфинала добраться. У нас хорошая команда.
– Ну, и у хорватов тоже неплохая…– И вы туда же? Мы хвалим хорватов, а своих игроков ругаем. Почему, зачем? Не считаю, что мы должны благодарить хорватов. Мы ведь и сами набрали 24 очка!
– Приятно, кстати, с вами общаться, хоть я и болельщик «Спартака», о котором вы всегда нелестно отзывались.– Спасибо вам. Кстати, когда «Динамо» выставило на трансфер, меня поддержали именно ваши болельщики – ни одного плохого слова не услышал.
– Кто, на ваш взгляд, лучшие вратари России?– Кински и Акинфеев. А вот третий уже, увы, закончил карьеру и стал работать тренером в киевском «Динамо»…
– Здравствуйте, Сергей Иванович. Андрей из Москвы. Как считаете, российская школа вратарей вымирает? Иностранцев сколько навезли, Акинфеев вон сломался, и сборной некому помочь! А ведь были времена – сколько наших играло в Европе!– Нет у нас сейчас практически тренеров вратарей, обладающих современной методикой тренировок. Я вот работал с детьми в «Локо» этот год и вижу, какие проблемы в базовой подготовке.
– Может, лимит на вратарей-легионеров ввести?– Нет. У нас просто нет стольких вратарей даже для 16 команд премьер-лиги. Искусственно вратарскую проблему не решить.
ВТОРОЙ ТАЙМ. ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ
«КАРАВАН ШЕЛ. А СЕЙЧАС ОН СТОИТ»– Липатов говорит, что Сёмин – плохой менеджер. Что скажете?– Есть мнение, что Сёмин делал все правильно, да только Липатову это было не нужно. Тогда, конечно, Юр Палыч – плохой менеджер… Высказывания Сергея Владимировича мне напоминают одну басню Крылова.
– Но ведь и Сёмин с Филатовым, не секрет, тоже не сильно ладили. А на результатах это не отражалось.– Правильно. Караван шел. А сейчас стоит. Споры Филатова и Сёмина не шли во вред команде и клубу, который развивался и становился мощнее. Нас, футболистов, организационные моменты вообще не касались – мы делали свое дело на поле, тренер руководил командой, а президент – клубом. Четкое разделение обязанностей. В отличие от сегодняшней ситуации, все работали на одно, общее дело. «Локо» был единым целым, и это отражалось на результате. Славные были времена! А о Филатове я помню только хорошее.
Кстати, хочу сказать только добрые слова в адрес нынешнего президента «Локо» Николая Наумова – встретились, поговорили и поняли друг друга. От всей души желаю Николаю Алексеевичу успеха.
– Судя по вашим словам и отношению руководства, пока Липатов в «Локо», вас там не будет?– Да. Но не думаю, что с его методами можно проработать там долго. И не уверен, что Владимиру Якунину нравится то, что происходит в клубе. Не исключаю, что Сергей Владимирович это понимает и уйдет сам.
– Как-то, будучи экспертом в рубрике «Советского спорта» «Стеночка» с Юрием Севидовым», вы разгромили Бышовца, еще будучи сотрудником «Локо». Вас на ковер не вызвали после этого?– Нет, хотя обсуждались мои высказывания широко. Я не имел отношения к главной команде, просто высказывал свое мнение, практически как болельщик. Уверен, заслужил право говорить то, что думаю. И я не хамил. Корректно просил Анатолия Федоровича уйти из команды. Он не послушал. На мой взгляд, зря.
– А как вы сами уходили из «Локо», будучи действующим футболистом?– Банальная ситуация. Контракт заканчивался, дважды президент клуба Валерий Филатов назначал мне встречу, но оба раза уже по дороге в клуб мне звонили и говорили, что президент принять не может. Потом перед последним матчем сезона со «Спартаком» я сказал нашему директору Биджиеву, что, если контракт после игры не будет подписан, я уйду. И слово сдержал.
– Отыграв год в «Динамо», вы разорвали контракт с клубом. Почему?– Это не я разорвал. Меня ушли – так правильно. Поддавили тогда, конечно, прилично. Впрочем, я живу рядом с таким человеком под та-аким прикрытием, что дави не дави…
– Вы о Валерии Георгиевиче?– Да, Газзаев – мой сосед по даче. У него такой забор, охрана – вохровцы.
– А у вас?– Таджик присматривает. Как-то жена смотрела сериал про ментов – говорит, что-то слишком громко они стреляли. Я приезжаю, а у соседа рядом с домом война шла – охрана нападение отбила.
– Это у Газзаева-то?– Да нет, – смеется Овчинников. – Говорю же, серьезные люди рядом живут. Дом крутого бизнесмена хотели ограбить.
– Вам «Динамо» что-то заплатило?– За два месяца зарплату выдали.
– Это мало?– У меня был год контракта, я и мог, как Булыкин, сидеть в дубле, получая свои деньги. Но сидеть не захотелось, да и Сёмин собирался возвращаться в «Локомотив».
– Был ли вариант трудоустройства в ЦСКА?– Нет, это просто смешно. Я сам о «переговорах» узнал из газет.
«ХАУГЕ ИЗВИНИЛСЯ ЗА УДАЛЕНИЕ»– Вы сказали, что не осуждаете эмоциональных футболистов, нарушающих правила. Даже Аршавина?– А что он сделал?
– Лишил себя чемпионата Европы.– Может, у него другие планы на лето? С женой куда-то человек собирается поехать? Я только удивляюсь нашей федерации, которая не смогла ничего сделать, чтобы снизить дисквалификацию Андрею.
– Наоборот, в РФС говорят, что благодаря их стараниям Аршавин не получил три матча.– А разве два или три – не одно и то же? Сейчас ведь кругом говорят, что Андрея не стоит вообще брать на Евро. Ну как можно говорить такое? Мы что, собираемся провести только три матча?
– Можете вспомнить спорный момент на Евро-2004, когда в матче с португальцами вас удалили за игру рукой вне пределов штрафной?– Руки там не было. Потом уже, когда мы играли на предсезонном турнире в Ла-Манге, судья того матча норвежец Хауге подошел и извинился.
– Вспоминаете, что происходило после того матча в смешанной зоне?– А что было?
– Сборная проломила щит и пошла к автобусу, минуя журналистов. Общаться вышли вы, Евсеев, Радимов и Аленичев…– Вадика, думаю, поймет любой журналист, а остальные могли говорить на иностранных языках – надо было что-то сказать. Хотя вы правы, наше футбольное воспитание не предусматривает многих нюансов, в том числе и общения с журналистами. Этим надо заниматься еще с детских лет.
– Не занимаются?– Нет. Хотя… постойте. Я вспоминаю, как в семилетнем возрасте в спортшколе «Динамо» тренировался у Гавриила Дмитриевича Качалина, нашего легендарного тренера. Так вот перед каждым занятием он давал нам тетрадочки – и мы писали, как надо вести себя в обществе, как общаться с дамой, в какой руке держать вилку и нож…
– У вас был вариант работы тренером вратарей в сборной?– Все на уровне разговоров. Хиддинк очень осторожен в плане приглашения в команду новых людей. Гус сказал, что надо подождать финального турнира Евро. Я его понимаю: вдруг взяли бы меня – и пошли бы поражения… Фарт ведь очень важная вещь! Хотя отсутствие тренера по вратарям в сборной считаю ненормальным. Знаю, что Акинфеев очень хотел меня видеть в команде и лоббировал этот вопрос. Но потом Игорь сломался, и тема сошла на нет.
– Как оцените ситуацию с отказом Одемвингие сидеть в запасе в матче Кубка УЕФА с «Панатинаикосом»?– Не виню одного Одемвингие, он мог просто психануть. Тренер же тоже должен убеждать футболиста. С другой стороны, я не представляю, как в наши времена такое могло произойти. Встал бы Вадик Евсеев, дал бы отказнику пару раз по голове, а потом отказник вышел на поле и забил бы два гола!
– Были прецеденты?– А кого гонять-то? Все были адекватные.
– Какие у вас отношения с Русланом Нигматуллиным?– Привет – пока. А какими они должны быть?
– По информации «Советского спорта», он имел отношения к трансферу бразильского голкипера Гилерме, купленного за 3,5 миллиона долларов, но так и не сыгравшего ни одного матча.– Не знаю. Может быть.
– А сослались на ваш отзыв. Мол, Овчинников сказал: классный вратарь!– Я работал с ним неделю. Меня спросили, что думаю. Я сказал: хороший парень, но для чего он нужен? У нас таких четверо ведь в команде было!
«ПОСТУПАЮ В ВШТ»– У вас нет тренерской лицензии?– Поступаю в ВШТ, собираюсь ее получить.
– Что-то по-украински сказать можете?– Сало! А если серьезно, в Киеве все отлично говорят по-русски.
– Что скажете о Шовковском – основном вратаре «Динамо»?– Это фигура для киевского «Динамо». Александр – профессионал, отлично себя зарекомендовавший.
«Прямая линия» закончилась. После нее Овчинников, до этого шедший к конференц-залу довольно быстрым шагом и не успевавший рассмотреть фото наших гостей на стенах коридора, устроил просмотр, остановившись у фото Анатолия Бышовца.
– О, мой друг! – Босс остановился и попозировал нашему фотографу. – Мы еще обязательно встретимся. Земной шарик – он, знаете ли, круглый, а история развивается по спирали. До встречи!
СЕРГЕЙ ОВЧИННИКОВ. ЛЮБИМОЕ:
СТРАНА - Россия
ГОРОД - Москва
БЛЮДО - Рыба
НАПИТОК - Пиво
КНИГА - Сберегательная
ФИЛЬМ - «Ирония судьбы…»
АКТРИСА - Мила Йовович
ГРУППА - «ВИА Гра»
МАШИНА - «Тойота»
МЕСТО ОТДЫХА - Рига
Сергей Егоров