Павел Нестеров — один из тех советских футболистов, которых относят к забытым героям. В 1980-х и начале 1990-х он капитанил в ЦСКА и «Локомотиве», восхищал болельщиков своей техникой и мог спокойно уехать в Германию. Однако после серии травм очень рано закончил с футболом и ушел в тень.
К сожалению, дальше на пути полузащитника неприятности стали встречаться все чаще, а финал его жизни и вовсе оказался трагическим.
Семин нашел Нестерова во второй лиге СССР. В Москве Павла считали гением
Талантливый футболист вырос в районе метро «Сокол», неподалеку от стадиона ЦСКА. Поэтому, как и многих сверстников Нестерова, с детства его захватила мечта — однажды оказаться в армейском клубе.
На пути к ней юный Павел гонял за сборную двора, а затем и команду жэка, пока в 1971-м не попал в академию ЦСКА. Там под свое крыло его взял тренер Владимир Четвериков. Он сразу же разглядел талант игрока и нашел ему идеальное место на поле — в центре полузащиты.
Как вспоминали сверстники Нестерова, уже в подростковом возрасте тот сильно выделялся на фоне одногодок: был отменным технарем и мог спокойно накрутить пятерых соперников за раз. Поэтому к 1978 году полузащитник без проблем добрался до дубля, а в 1979-м дебютировал за основу в игре со «Спартаком» (2:5).
Тем не менее поначалу закрепиться в главной команде Нестерову все же не удалось: как говорил сам полузащитник, не хватило мастерства.
Повышать уровень Павел отправился в смоленскую «Искру». Выступая в первой лиге, он «набил достаточно шишек» и вернулся в ЦСКА уже настоящим мастером.
Вот, что вспоминал о Нестерове защитник «Динамо» Сергей Силкин.
«В Москве было два гения — Молодцов в „Динамо“ и Павел Нестеров в ЦСКА. Подхватывали мяч, и соперников не существовало. Когда встречались ЦСКА с „Динамо“, это было шоу», — признавался Силкин в «Разговоре по пятницам».
После возвращения полузащитник провел за ЦСКА более 60 матчей, в которых забил четыре мяча и не раз примерил капитанскую повязку.
Однако, к сожалению, с середины 1980-х в карьере Нестерова снова начались трудности. После ухода из ЦСКА он долго не мог найти себе команду и ради игровой практики спустился обратно в футбольное подземелье. Сначала гонял за команду из КФК «Москвич», а затем за «Зоркий» из второй лиги, пока его чудом не отыскал главный тренер «Локомотива» Юрий Семин.
«Он был не совсем востребован в тот период и нигде не играл. Даже думал закончить футбольную карьеру… Но мне как-то удалось уговорить его попробовать свои силы еще раз, и в этот момент его пригласили в Зоркий», — рассказывала жена Нестерова Татьяна в интервью журналу болельщиков и фанатов «Локомотива» «Око». «Когда играл в Зорком, в Красногорске, его заметил Юрий Палыч и пригласил на просмотр. Вероятно, увидел на одном из матчей второй союзной лиги. Денег в „Локомотиве“, наверное, было не так много, искали таланты там, где была возможность. Юрий Палыч после просмотра звонил Павлу. Они встречались, общались, после чего Семин пригласил мужа играть в „Локомотив“. Какими были финансовые договоренности, сейчас уже не вспомню, но, когда играл, предлагали машину от клуба, но он вежливо отказался, говорил, другим нужнее, я привык своим ходом, нечего привыкать к роскоши. Но позднее, правда, от „Локомотива“ получили квартиру, за что клубу до сих пор благодарны».
В «Локомотиве» Павел вышел на пик своей формы. И, даже несмотря на то, что не смог спасти клуб от вылета из Высшей лиги в 1989-м, получил два хороших предложения — от «Спартака» и клуба из второй Бундеслиги «Оснабрюк».
Тем не менее ни одним из вариантов Нестеров так и не воспользовался. «Спартаку» воспитанник ЦСКА отказал по идеологическим соображениям, а с Германией просто не получилось.
«Когда „Локомотив“ играл в Москве с какой-то командой из Германии, на Пашу обратили внимание, после чего специально за ним выслали человека из-за границы для подписания контракта. Приглашали во вторую Бундеслигу. И все складывалось неплохо, и муж был готов лететь на немецкую землю в компании с Русяевым и Горлуковичем, но в результате что-то резко переигралось и в последний момент вместо Нестерова полетел Игорек Буланов… Неизвестно как сложилась бы карьера мужа на чужбине, но он там точно бы не затерялся», — утверждала жена Нестерова.
Оставшись в «Локомотиве на правах капитана, Нестеров помог клубу вернуться в Высшую Лигу, а затем добраться до финала Кубка СССР, в котором железнодорожники уступили киевскому «Динамо» (1:6).
Но и в «Локомотиве» Павлу не удалось надолго задержаться. Полузащитника настигла ужасная череда травм — Нестерову дважды резали «мениски», после чего толком восстановиться он так и не смог.
Оказавшись без надобности «Локо», Нестеров ушел в «Нефтехимик» из первой лиги, но там скорее мучился, чем играл. В итоге всего лишь в 31 год полузащитнику пришлось распрощаться с футболом.
Печальная судьба Нестерова после завершения карьеры: безработица и ножевое ранение
К несчастью, после завершения карьеры Павел не нашел себя не только в футболе, но и в любой другой сфере. Поэтому с середины 1990-х Нестеров решил сосредоточиться на семье.
«Увы, но со спортом он больше никаким образом связан не был, хотя ему и предлагали тренировать детей и играть за ветеранов, но в итоге муж играл в футбол только во дворе с соседями и дочкой. Так как я много работала, после окончания карьеры мы с Пашей решили, что он будет заниматься воспитанием дочери, помогать моим пожилым родителям, так как им с возрастом нужно было все больше и больше внимания. Родители Павла рано ушли из жизни, поэтому он любил моих, как своих. Всякое в жизни происходило, но мы всегда любили друг друга», — рассказывала Татьяна.
О том, что именно происходило в жизни Нестерова, его супруга умолчала. Но, скорее всего, большую роль в судьбе бывшего футболиста сыграл алкоголь.
«Нестеров быстро закончил, сильно поддавал», — вспоминал Сергей Силкин.
Как бы то ни было, жизнь знаменитого полузащитника оборвалась совершенно по другой причине. Летом 2005-го он оказался в не в том месте не в то время: пришел в Красногорский парк возле своего дома и стал жертвой необъяснимой жестокости.
Павел Нестеров - в центре
«Пашу пырнули ножом в живот в парке недалеко от нашего дома… Лежал он в СКЛИФЕ две недели в коме, на короткое время пришел в себя, но ослабленный организм не справился, так как было потеряно много крови и ко всему прочему, находясь в больнице, получил еще и воспаление легких… В итоге 28 июля 2005 года Паши не стало…» — вспоминала Татьяна.
Нестерова похоронили на кладбище в городе Пушкино. Ему было всего 43.