Сегодня вечером многие болельщики «Локомотива» вспомнят матч, после которого они начали болеть за свою команду – в Черкизово устроят ремейк знаменитого четвертьфинала Кубка Кубков-1998. Сумасшедший гол Игоря Чугайнова, руководство в раздевалке и важная встреча за день до игры – накануне новой встречи с АЕКом Sports.ru представляет рассказы Юрия Семина, Евгения Харлачева, Игоря Черевченко и Руслана Нигматуллина о том, как это было.
Юрий Семин
Этот матч – начало движения «Локомотива» на европейской арене. На кону стоял престиж клуба, так что нам обязательно нужно было побеждать. Именно поэтому в самой концовке мы пошли ва-банк: идти вперед должны были все защитники. Как сейчас помню: атакуем, бежим, забиваем – не засчитывают. И все равно где-то повезло: мяч нашел Чугайнова, он его как-то протолкнул в ворота. Было чистое счастье.
Как ни странно, больше всего мне запомнился даже не второй гол, а сверхсложная ситуация, которая возникла у наших ворот за пару минут до него. Нападающий АЕК вышел один на один с Нигматуллиным, отдал пас в центр, другой игрок ударил. И тут Гуренко неожиданно появился перед мячом и каким-то чудом вынес его с линии. Это был переломный момент.
Тогда в нашу раздевалку часто заходили руководители. После матча с АЕК к нам зашел Иван Леонтьевич Паристый, он руководил московской железной дорогой. Он сохранил нашу команду в очень сложный период, его все уважали. Еще зашел Конарев Николай Семенович, бывший министр путей сообщения СССР. Это очень искренние люди, которые от души делали для команды очень многое. Все были очень рады. А о повышенных премиальных никто не заикался. Мы обо всем договаривались перед началом сезона – когда, за что, сколько. И никаких вопросов не возникало. Так что даже после той победы в команде была спокойная, нормальная атмосфера.
Я не пересматривал тот матч, он сохранился в моей памяти в живом виде. Все, что произошло, должно оставаться в прошлом. Хотя это, конечно был один из моих самых счастливых дней в «Локомотиве». Я пересмотрел только один наш матч – тот, в котором мы выиграли у «Интера» со счетом 3:0. Он мне очень нравится. Но я все равно вспоминаю этот матч с АЕК. Было время, когда «Локомотив» долго не мог забить, я сидел на лавке, вспомнил этот матч и решил надеть свою красную шапочку. И с того времени удача была на нашей стороне. Мне часто говорят про магию этой шапки.
Евгений Харлачев
Юрию Павловичу даже не надо было нас настраивать. Мы собрались на базе за день до матча и поговорили о его значимости. Разговор футболистов всегда получается коротким, все сразу все понимают. Хотя и Юрий Павлович на предматчевой установке нашел такие слова, чтобы задача дошла до всех максимально быстро. У него это умение не отнять.
На тот момент в багаже «Локомотива» было не так много громких побед. А это был матч за выход в полуфинал – отличный шанс добиться успеха. Ни о каких личных целях у нас никто не думал. В нашем поколении все полностью отдавались игре и делали все возможное на благо «Локомотива», особенного клуба. Ради победы выложились на полную катушку.
Такой сложный матч, грозный соперник, полный стадион, последние секунды, и тут гол. Это был особенный момент. Помню, как на следующий день в газетах писали, что благодаря нашей победе в России повысилась производительность труда. Они, конечно, шутили. Но что-то в этом есть. Стадион был полным, а мы тогда были совсем не избалованы вниманием публики – у нас не было большой армии болельщиков. А после матча нас узнавали, благодарили за победу. В раздевалке творилось что-то невообразимое. Заходили люди, поздравляли. Были чиновники разного ранга. Такое происходило не каждый день, так что было приятно. А как таковых празднований даже не было – через несколько дней возобновлялся чемпионат, было как-то не до праздников.
Честно говоря, частенько вспоминаю матч с АЕК. Полностью я его никогда не пересматривал, но иногда натыкался на повторы ключевых моментов. В какой-то момент на сайте «Локомотива» крутили последние 5-10 минут этой игры, однажды увидел нарезку опасных моментов, когда мы были на сборе где-то в Европе. Там тоже помнят эту игру.
Игорь Черевченко
В том матче мы были очень собранными, не опускали руки. Судья не засчитал два гола, соперник сравнял счет, Сережа Гуренко вынес мяч с ленточки, все шло как-то не так. Стало бы 2:1 в их пользу – все, вылет. А мы бежали вперед, верили и добились своего. Если гнешь свою линию, судьба вознаградит.
Вы знаете, после финального свистка безумного счастья не было. Мы просто обрадовались, что обыграли такого сильного соперника и что так далеко прошли в еврокубке. Все очень хотели пройти в полуфинал, это было важно для клуба. А времени отпраздновать эту победу у нас толком и не было – все сразу разъехались по домам, а через несколько дней был матч чемпионата. Да и если праздновать каждую победу, никакого здоровья не хватит.
Сейчас я даже не вспомню, что происходило. Было очень много людей, все друг друга поздравляли, кто-то приходил, кто-то уходил. А я быстро пошел в душ и уехал. Меня ждали дома.
А еще мне еще очень запомнилось, что на стадионе нас поддерживали болельщики разных клубов. То есть там были не только давние поклонники «Локомотива», но и болельщики ЦСКА, «Спартака», «Динамо». Поддержка была просто сумасшедшая. Говорят, что всегда тяжело играть в Греции и Турции. Но наши им нисколько не уступали. Все сидели до последних секунд, никто не уходил. Фантастика.
Руслан Нигматуллин
Для меня это был второй еврокубковый матч в «Локомотиве». Такие события всегда приятно вспоминать. Я только прошел полноценную предсезонную подготовку с новой командой, отстоял на ноль матч в Греции, тут ответная игра. А она была очень, очень важной. Конечно, я нервничал. Тогда я все-таки был очень молодым, и точно нельзя сказать, что я был непоколебим.
Помню, как Юрий Павлович сказал: «Я тебе доверяю. Остальное зависит уже от тебя». И мне сразу стало легче, волнение ушло. Я воспринял тот матч как серьезную заявку на то, что я готов претендовать на место в основном составе.
Было тяжело. Конечно, мы до последних секунд верили в успех, но особенных надежд под конец уже не было. И тут случился гол Чугайнова. Это были сумасшедшие секунды. Ради них и играют в футбол. Мы дико радовались, в раздевалке веселье было как после выигрыша в финале Лиги чемпионов.
На самом деле, сейчас многие воспоминания уже стерлись, все-таки прошло достаточного много времени. Но помню, что мы были счастливы. И особенно ценно, что таким получилось начало моей карьеры в «Локомотиве».