Форвард брянского "Динамо" Александр Минченков, арендованный до конца сезона у столичного "Локомотива", с непростой стремительно развивающейся карьерой, уже успел познать "звездную болезнь" и исцеление от нее, успешное выступление в основе железнодорожников и неожиданно прервавшее её препятствие в виде тяжелой травмы, восстановление и долгое возвращение на прежний уровень.
Нападающий московского «Локомотива» Александр Минченков арендован «Динамо» до конца сезона. Его футбольная карьера развивалась стремительно и ярко. В 17 лет – дубль московского «Локомотива», через два года – основной состав железнодорожников. Единственным препятствием на пути покорения футбольных высот явилась тяжелая травма.
Он не любит строить далеко идущие планы, в жизни называет себя весельчаком и балагуром, а футбольные товарищи кличут его Краучем. Пока он забил единственный, но очень важный гол в ворота «Краснодара» с пенальти. И в последних матчах остается единственным нападающим в игровой схеме команды. После матча с сочинской «Жемчужиной» Александр ответил на ряд вопросов.
- Александр, вы попали в московский «Локомотив» в 17 лет. Расскажите, как это произошло?
- Зимой 2006 года я вместе с тремя ребятами из школы участвовал в просмотре в «Локомотив», и был единственным, кого по результатам взяли на сборы.
- Чем покорили тренеров «Локомотива»?
- Не знаю. Наверное, об этом нужно спросить у тренеров. Я делал то, что умею, то, что должен делать. Возможно, своим старанием, техникой я и привлек внимание тренеров. - Проходили просмотр в других командах?
- Да. Первой командой, в которой я просматривался, был раменский «Сатурн». Мой футбольный агент подыскал мне этот вариант. Но по каким-то причинам я не подошел команде и поехал в «Локомотив». Просто было предложение показать себя, что я и сделал.
- А футболом вы начали заниматься в «Чертаново»?
- Да, с самого детства. Я был первым из ребят 1989 года рождения, кто попал в «Чертаново». Мой старший брат играл там, поэтому и я пошел туда. И хотя была уйма предложений, с первого по одиннадцатый класс я играл в «Чертаново».
- Свое выступление за дубль «Локомотива» вы начали в 2007 году. Как складывалась ваша карьера в дубле?
- Я провел в дубле два года. Первый год был для меня неудачным. Первые пять туров я отыграл замечательно, и тренеры верили в меня. А потом что-то произошло. Возможно, началась «звездная болезнь». В 17 лет я уже играл в дубле «Локомотива», поэтому «поймал звездочку». И все пошло, что называется, по наклонной: красные карточки, конфликты с тренером. В конце сезона у нас с тренером состоялся конструктивный разговор, и он дал мне второй шанс. Я понял свою ошибку, взялся за голову, изменился. - И в 2008 году состоялся ваш дебют в основном составе?
- Да, в матче с пермским «Амкаром» я вышел на замену в конце матча. Никакого мандража, волнения не было. Я вообще человек спокойный. Вышел на поле, сделал свое дело, отдал несколько передач. С тех пор пошло-поехало. Главный тренер команды Рашид Рахимов доверял мне, и отношения в коллективе были нормальные. В общем, все складывалось удачно.
- Продолжить удачно начавшееся выступление помешала травма?
- Да, в Самаре в матче с «Крыльями Советов» я получи тяжелую травму – перелом большой и малой берцовой кости. Причем, малой берцовой кости с прокрутом. Это произошло 9 августа, а 12 августа мне сделали операцию. Трудно сказать, как сложилась бы моя судьба в «Локомотиве», если бы я не получил травму. Возможно, лучше, а возможно, и хуже.
- Долго восстанавливались? Где проходили курс реабилитации?
- На восстановление ушло около двух месяцев. И сама операция и курс реабилитации проходили в Москве. Сейчас не жалуюсь, травма меня не беспокоит. Но на то, чтобы вернуть прежнюю форму, нужно время.
- Первый гол в премьер-лиге вы забили в сезоне-2009 в ворота московского «Спартака»?
- Первый и единственный. Первый раз в жизни выходил при двадцативосьмитысячном стадионе. Но не волновался. Олег Кузьмин отдал мне великолепную передачу, за спину защитникам. Моей задачей было обработать мяч и пробить по воротам. С чем я справился, пробив в противоход вратарю, счет стал 2:0.
- Сложно было конкурировать с нападающими «Локомотива»?
- Да. Конкурировать всегда тяжело, в любой команде. А моими конкурентами в «Локомотиве» были футболисты с именем, можно сказать «звезды». И «звездами» они стали, благодаря своей игре. Выходил на замену, но всегда был в заявке, в обойме команды. Ни в чем не уступал своим конкурентам. Главное – все ребята хорошие, могли в нужный момент подсказать, помочь.
- Почему приняли предложение брянского «Динамо»? Сомнения по поводу перехода были?
- Впервые об интересе ко мне со стороны брянского «Динамо» я услышал от Юрия Павловича Семина. Он предложил подумать и предупредил о том, что руководство «Локомотива» не будет упускать меня из виду, будет следить за мной. Оставаться на данный момент в «Локомотиве», чтобы выходить на замену на 15-20 минут, не было смысла. А в Брянске я смогу получать игровую практику. Потом позвонил Сергей Иванович Овчинников, мы поговорили, обсудили, я согласился и приехал. Я мог оказаться в другой команде, но никто не дал бы мне гарантий, буду ли я играть. Мог принять какое-то предложение из-за денег, но сейчас деньги для меня не главное. Главное – получение игровой практики и возвращение прежней формы после травмы. Для того чтобы в следующем сезоне я смог бы вернуться в «Локомотив» и закрепиться в основном составе.
- Кроме Брянска, кто еще мог оказаться вашим «арендатором»?
- Я слышал, что предложения были, но какие именно не знаю.
- Свою дальнейшую судьбу вы хотели бы связать с «Локомотивом»?
- Хотелось бы продолжить карьеру в «Локомотиве», потому что и команда московская, и ребят всех знаю. А самое главное, знаю, что мне это по силам.
- Поделитесь впечатлениями о своей новой команде.
- Впечатления только положительные. Со всеми ребятами можно пообщаться, найти общий язык. Я уехал в аренду первый раз в жизни, думал, что возможны какие-то трудности в новой команде. Но все в порядке. Подобрался хороший коллектив. Я сам человек общительный, с каждым могу найти контакт. Поэтому в любом коллективе у меня не будет проблем в плане общения и адаптации.
- В схеме «Динамо» вы единственный нападающий. Удобно играть одному?
- Мне, как нападающему, конечно, удобнее играть в паре. Но я привык к схеме в одного нападающего, поэтому не чувствую никакого дискомфорта. С такими исполнителями, как у нас, можно играть в одного нападающего. Один может побежать вперед, другой – вернуться. Мы сыграли только три матча, игровые связи пока налаживаются.
- Много приходится работать во время матча?
- Да, так как я единственный нападающий, то мне приходится и перекрывать защитников, и бороться вверху, и подержать мяч. Конечно, если бы играли в два нападающих, работы было бы меньше. Но я привык к этому. Если надо бежать, я побегу.
- Какими качествами должен обладать ваш партнер по атаке?
- Я могу сыграть с любым партнером, которого тренер посчитает нужным поставить мне в пару. Думаю, что мой партнер должен обладать, прежде всего, скоростными данными. Я могу побороться вверху, скинуть, а партнер – пробить.
- Не жадничаете в том или ином голевом моменте? Если будет возможность отдать пас, доверите партнеру или пробьете сами?
- Бывают моменты, в которых я заигрываюсь и сам стараюсь реализовать момент. Раньше в школьном возрасте я никому не отдавал передачу, всегда брал инициативу на себя. А сейчас понял, что в некоторых моментах приятнее отдать передачу.
- Соперники часто на вас фолят? Часто зарабатываете для команды стандарты?
- Я уже привык к фолам со стороны соперников. Честно говоря, думал, что в первой лиге соперники будут жестче играть против меня. Но я не расслабляюсь. Такие матчи, наверное, еще будут. Я и сам хочу ощутить это на себе, понять, смогу выдержать или нет.
- Быстро принимаете решение на поле?
- Не всегда. Иногда хочу что-то такое выдумать для удовольствия болельщиков, но не всегда получается.
- Какие качества можете назвать своим «коньком»?
- Игру вверху и технику.
- Сильно зависите от партнеров или способны побороться и создать голевую ситуацию самостоятельно?
- Любой нападающий зависит от партнеров. Техника позволяет мне и зацепиться за мяч, и обыграть соперника. Но нападающие все зависимы, и они ждут того момента, когда партнеры отдадут передачу, либо дадут убежать. А там уже все зависит от исполнительского мастерства.
- Как вы считаете, много мячей может забить нападающий в первой лиге?
- В среднем, если играть с начала сезона, от десяти до пятнадцати мячей нападающий в первой лиге должен забивать.
- А процент вашей реализации высок?
- Возможно, в одном матче реализую все свои моменты, а в другом – ни одного. Может быть, надо день угадать, когда встать с левой или с правой ноги (улыбается).
- Вы придаете значение подобным приметам?
- Не особо. Если хорошая примета запомнилась перед игрой, и команда выиграла, то, возможно, приму это к сведению и перед следующим матчем сделаю то же самое.
- Удавалось оформлять в одном матче дубли, хет-трики и покеры?
- Во втором сезоне за дубль «Локомотива» я оформил хет-трик в двух матчах подряд: в ворота «Томи» и нальчикского «Спартака».
- В матче с «Краснодаром» вам дважды пришлось исполнять пенальти. Нервничали перед повторным ударом? Сами вызвались бить?
- Абсолютно не нервничал, не волновался. Повторюсь, что мне не свойственно проявление волнения. Спокойно подошел, ударил, забил. Я изначально знал, куда буду бить. В перерыве Сергей Иванович сказал о том, что если будет назначен пенальти, то исполнять его буду я.
- Опыт исполнения пенальти у вас есть?
-Да. В «Чертаново» я забил шестнадцать пенальти из шестнадцати.
- Вас можно назвать удачливым нападающим?
- До травмы да. Я всегда знал, куда полетит мяч, мог стоять на месте и был уверен, что он попадет ко мне, и я забью. После травмы, честно говоря, просто не знал куда бежать. Но постепенно я чувствую, что набираю необходимую форму. Думаю, что со временем верну ее в полной мере.
- Не ставите перед собой цель выиграть бомбардирскую гонку?
- В «Чертаново» ставил. Просто, кроме меня, некому было забивать (улыбается). И в каждом сезоне я был лучшим бомбардиром. Но у нас состав команды не менялся на протяжении нескольких сезонов, мы могли играть с закрытыми глазами, знали, кто куда побежит.
А сейчас цели стать лучшим бомбардиром я не ставлю. Как пойдет. Пойдет – хорошо, не пойдет, нужно будет искать причину в себе.
- У вас были такие моменты, когда «не шло»?
- Только после травмы. И чувствовал себя плохо и видел, что не могу сделать того, что делал раньше. Техника не ушла, ушло движение, борьба. Нужно было работать над собой. Думаю, что с помощью первой лиги, сумею перебороть себя и достичь желаемого результата.
- После забитого мяча в ворота «Краснодара» вы требовали от болельщиков оваций. Любите быть в центре внимания?
- Да, очень люблю еще с детства. Я человек общительный, всегда могу пошутить. Весельчак и балагур по жизни (улыбается).
- Профессию футболиста вы выбрали по этой же причине?
- Мне всегда многие говорили о том, чтобы я заканчивал с футболом и шел в актерскую профессию. Думаю, у меня есть к этому способности. На каждом празднике я переодеваюсь, пою, танцую. Причем, всегда играю особ женского пола (улыбается). Но я этого не стесняюсь. Так было еще с детства, я к этому привык, мне это нравится.
- Для вас важно во всем быть первым?
- Нет. Никогда не стремился и не стремлюсь к этому.
- Ради чего играете сейчас?
- Ради брянского «Динамо». Хочу, чтобы команда осталась в первом дивизионе. Если в следующем сезоне мне поступит повторное предложение от «Динамо», я с удовольствием соглашусь, и буду играть в Брянске.
- На данный момент, что стоит для вас на первом месте?
- В жизни – здоровье близких, потом карьера, а дальше – по нарастающей.
- Понятно, что в сложившейся ситуации ответственность лежит на всех игроках «Динамо», но от нападающих всегда требуют забитых мячей. На вас не давит груз ответственности?
- Если команда будет выигрывать каждый матч со счетом 1:0, и будет забивать защитник, то с меня ничего не будут требовать (улыбается).
- Вы амбициозный человек?
- Не думаю. Как пойдет, так и пойдет. На данный момент я играю в брянском «Динамо», мне здесь нравится, все устраивает. Возможно, через год я окажусь в «Челси» и мне там понравится, а может, наоборот, не понравится.
- Ради собственных амбиций вы способны чем-то поступиться?
- В футболе – да.
- Рано пришлось приспособиться к самостоятельной жизни?
- В общем, да. У меня есть старший брат, который раньше был футболистом. Но потом в нашей семье случилось горе – умер отец, брат не выдержал эмоционально и закончил с футболом. Ради этого я и начал играть в профессиональный футбол. Я понимал, что либо я, либо никто. Сейчас я оказываю маме и моральную, и материальную поддержку. Для того чтобы заработать хорошие деньги на простой работе, надо как минимум, работать пять лет, ждать повышения. В футболе деньги тоже зарабатываются нелегко. В каждой тренировке, в каждой игре футболист не бережет ни ноги, ни сердце, ни голову. Но за это платят хорошие деньги. И ради этого можно стараться, работать.
- В футбол вы играете ради денег и оваций?
- Оваций – да, но деньги стоят для меня не на первом месте. Я выхожу на поле и играю для болельщиков, для родных, если они смотрят меня по телевизору.
- А родные часто смотрят матчи с вашим участием?
- Мама никогда не смотрит. Брат смотрит, если есть возможность. Девушка смотрит, ездит на игры. Она сама футболистка, раньше играла в «Чертаново», сейчас уже закончила с футболом.
- Она дает вам футбольные советы?
- Да, постоянно. Высказывает свое мнение, претензии. Даже если хвалят мою игру, она всегда находит повод для нравоучений.
- Как вы к этому относитесь?
- Также как и ко всему – с иронией. Я понимаю, что она желает мне только добра, и хочет, чтобы я прогрессировал. Я к этому уже привык и не обращаю внимания.
- Как считаете, шесть очков, набранных «Динамо» в двух домашних матчах – не случайность?
- Надеюсь, что не случайность. Многие, наверное, сейчас задают этот вопрос. Думаю, что матч с «Краснодаром» мы выиграли за счет эмоций, не было никаких связей, было некоторое недопонимание. Но каждый понимал, за что играет, и мы добились своего. В матче с «Жемчужиной» было видно, что команда уже начинает понимать друг друга, появилось какое-то взаимодействие.
- Мало времени проводите на базе? Стараетесь уехать домой при первой возможности?
- Все зависит от обстоятельств. Если чувствую усталость, нагрузку, останусь на базе. Можем съездить в город с Ефимовым.
- Когда, где и по каким причинам вам дали прозвище «Крауч»?
- В «Локомотиве» во время тренировки в одном из игровых моментов партнер попросил дать пас, обратившись ко мне «Крауч». С тех пор и пошло. Я к этому прозвищу уже привык. И в «Локомотиве», и даже во дворе меня все так называют.
Кристина КОСТЮЧЕНКО, «Къ Спорту!», 20 августа 2010 года