Валерий
Легендарный экс-рулевой нижегородского «Локомотива» - главный спец российского футбола по Эстонии. Закончив тренерский серфинг по клубам первого дивизиона, Овчинников переехал в Таллин и занял должность вице-президента «Левадии». В преддверии субботнего матча сборных Эстонии и России он рассказал «Спорт cегодня» о советских памятниках, прибалтийской медлительности и российской невнимательности.
В стране с внутренним тормозом- Сколько лет прошло, с тех пор как вы осели в Эстонии?
- Вообще-то я здесь всю жизнь. Играл за таллинское «Динамо». Здесь же начинал тренерскую карьеру. Но, с тех пор как вернулся из России, прошло два года. Да и то живу по графику: неделя в Таллине – неделя в Москве.
- И какой футбол вам приходится смотреть в Эстонии?
- Видел уже два полных чемпионата. И могу сказать, что в нем только четыре стоящие команды: «Левадия», ТФМК, «Флора» и «Транс». Остальное – совсем другая песня, уровень второй лиги России, если не ниже. Есть рекомендация УЕФА, чтобы было десять клубов. Потому и приходится держать в высшем дивизионе явных аутсайдеров. Но футбол в стране любят, как это ни удивительно. Все-таки Прибалтика считается баскетбольным регионом. А эстонские историки в последнее время вообще пытаются доказать, что футбола в их стране не было. С историей здесь явно проблемы – это уже всем понятно.
- Не говорите: памятник воину-освободителю сносить собираются.
- Вот-вот. Мое отношение к этому, как и у любого нормального человека: трогать памятники нельзя. В 90 году во время чемпионата мира в Италии нашу делегацию возили с экскурсиями по Риму. В числе прочего показывали монументы времен Муссолини. Кэгэбэшники, сидевшие в автобусе, спросили: « Почему их не снесли? Это же фашизм!» «Это наша история. Какой бы она ни была, мы должны ее помнить», - ответ экскурсовода их обезоружил.
- Русским в Эстонии и впрямь живется несладко?
- На бытовом уровне не чувствую никаких проблем. Я гражданин России, в Эстонии у меня вид на жительство. При этом не знаю эстонского языка – зачем он мне нужен? Еще никогда из-за этого у меня не возникало проблем. Везде, где хотят зарабатывать деньги, говорят по-русски. Зашел, правда, однажды в кабачок, где официанткой была очень молоденькая девочка. Она по-русски ничего не могла сказать. Но когда я оставил ей хорошие чаевые, провожая меня, она на все заведение кричала «спасибо» на чистом русском. А эта история с памятником – дела политиков накануне выборов. Если они не будут напоминать о себе, о них забудут спустя 24 часа после последнего появления в телевизоре. У Эстонии, кстати, есть важное для маленькой страны качество – напомнить о себе. Как рапиристы: выпрыгивают, делают болезненный укол и снова уходят в защиту.
- Насколько правдоподобны истории об эстонской медлительности?
- У каждой страны есть особенности. Эстонцы вот любят подумать. Но, честно говоря, ничего плохого в этом нет. Лучше бы и мы дольше думали, но принимали бы правильные решения. Сейчас вот новый закон на автодорогах планируют ввести: десятикратно увеличить штрафы. А хорошо подумали, для кого это сделано? Для тех, кто за рулем, или для тех, кто у руля? России иногда не хватает внутреннего тормоза.
Не перевелись Карпины- Правильно считать, что ваша тренерская карьера уже завершена?
- Есть фраза, не очень красивая, но правдивая: бывших ментов не бывает. Тренер тоже не может быть бывшим.
- Тогда что должно случиться, чтобы вы вернулись к тренерской практике?
- Интересное предложение. Пока я просто анализирую то, что происходит в футболе, и наблюдаю за развитием «Левадии», где есть несколько очень перспективных ребят. Один из них – россиянин Никита Андреев. Очень талантливый парень. Он родом из Нарвы. Поэтому я на 99 процентов уверен, что у нас появится новый Валерий Карпин, только нападающий.
- Этой зимой он был на просмотре в ЦСКА. Почему не остался в Москве? Отсутствие шансов на место в составе?
- Травма. На Кубке Содружества игрок белорусского БАТЭ мощнейшим ударом сломал ему два ребра. Евгений Гинер предлагал оставить Андреева в ЦСКА и вылечить, но мы решили забрать его к себе. Так что дело не в шансах. Футболист – если он футболист – всегда имеет шанс пробиться в основу. Если Андреев не мог этого сделать, он не приехал бы в ЦСКА даже на просмотр.
- Другой большой клуб из России – «Спартак» - уже приобретал одного одаренного игрока из Эстонии – Тармо Кинка. И где он сейчас?
- У нас, в «Левадии». Думаю, он должен заиграть, если изменит отношение к жизни. Все-таки в «Спартаке» он был в худший период, и правильных советов ему там не давали. Он его уже меняет, это отношение, и все налаживается. Сейчас вот в Балтийской лиге уже пару голов забил. Кстати, Балтийская лига – новый здешний эксперимент. Лучшие команды из трех стран разбились по группам и играют в свободное от своих чемпионатов время. Сначала к турниру проявлял интерес Федорычев, но потом все расходы взяли на себя местные банки.
- Похоже на мини-реинкарнацию чемпионата СССР, о которой в последние годы мечтают голодные до больших зрелищ болельщики.
- Болельщиков я понимаю. Все, кто видел чемпионат Союза и видит сейчас Лигу чемпионов, согласится: по уровням это фактически равнозначные соревнования. Проводить новый турнир параллельно с национальными чемпионатами – задумка вполне реальная. Если РФС захочет ее воплотить, уверяю: получится. Но пока у РФС, видимо, и так проблем хватает.
Пропаганда и реклама- Если описать эстонский футбол одним словом, то что это будет за слово?
- Глагол «прогрессирует». Пара параметров для сравнения. Население России – около 140 миллионов, Эстонии – миллион триста тысяч. Один, комма, три, как сказали бы эстонцы. Какое место в группе заняла Россия при отборе к чемпионату мира-2006? Третье. Эстония – четвертое. Смотрим на разницу в населении. Сколько новых стадионов было построено в России в послесоюзное время? Два – «Сатурн» и «Локомотив». В Эстонии – один, «А Ле Кок Арена». Снова смотрим на разницу в населении.
- То есть, по-вашему, отдохнуть и в этом матче российской сборной не удастся?
- Я-то само собой буду болеть за Россию. И дай бог, чтобы матч стал для нее легкой прогулкой. Но очень в этом сомневаюсь. Во-первых, поле. Снег сошел только недавно, и поляна не может быть идеальной. Во-вторых, эстонцы – крепкая команда, играющая в командный футбол и по-особенному настраивающаяся на Россию.
- По-особенному?
- Для Эстонии – это самый важный матч в групповом турнире. Из-за политических взаимоотношений, о которых мы уже говорили. К тому же резонанс: все хотят посмотреть. Да и эффект рекламы имеет большое значение. После матча двухлетней давности Круглов стал первым эстонцем, переехавшим в настоящий суперклуб – «Локомотив». Многие хотят повторить его судьбу. На мой взгляд, сейчас главный кандидат на отъезд – полузащитник «Левадии» Дмитриев. Сумасшедший, по нашим меркам, опорник.
- Дмитрий Круглов за полтора года так толком и не заиграл в России. Почему?
- Не только он не заиграл. У эстонцев в России в принципе не получается. Почему? Не могу объяснить. Вот Опер сейчас играет в Голландии и забивает, пусть и не за ведущий клуб – «Роду». В «Торпедо» он так не играл. Может быть, потому что все эстонцы по своей сути - игроки командных действий и не могут адаптироваться к России. Может быть, к ним относятся как-то особенно. Но они уезжают на север Европы – в Голландию, Финляндию, Норвегию - и играют там хорошо. А у нас – ну ничего не выходит. Хотя Круглов при правильной работе тренера заиграть мог. А Опер все равно остается форвардом уровня московских клубов.
- В этом сезоне Март Поом не сыграл за «Арсенал» ни одного матча. Он по-прежнему первый вратарь сборной Эстонии?
- Да. Есть такое понятие – национальный герой. Поом – все для эстонского футбола. Он самый опытный, самый известный и самый мастеровитый игрок этой страны. В сборной он был, есть и будет – до тех пор пока играет в футбол. И совсем не важно, что в «Арсенале» он третий вратарь. Его сменщик Артур Котенко – способный парень, но попасть в состав может только в случае травмы Поома. Как было это в матче Эстонии и России два года назад.
Сказки Хиддинка- Даже страшно представить, как эстонские игроки волнуются перед этой игрой.
- Нет, мы же говорили про внутренний тормоз и спокойствие. Еще один случай, когда такие качества им помогают.
- Из-за чего Россия может не выиграть в Эстонии?
- Только если не будет самоотдачи. Если подумают, что перед ними не команда, и будут играть на пол-Федора. Вот как ЦСКА в матче с «Динамо»: 1:0, соперников уже десять… А как матч закончился? 1:1.
- Гуса Хиддинка ждали в сборной как спасителя. Не прошло и года, как в нем разочаровались.
- Голландский футбол накрыл Европу. Тамошние тренеры работают в сборных России, Эстонии, Польши, Казахстана… У России лучший из этих голландцев. Возможно, лучший тренер мира. Но вопрос: по Сеньке ли шапка? Обсуждать это не буду. Скажу только, что в детстве мне мама читала сказки Ганса-Христиана Андерсена и я узнал, что есть такая чудесная страна - Голландия.
- Так ведь Андерсен – датский писатель.
- Правда?
- Ну да. И памятник его Русалке стоит в Копенгагене, а не в Амстердаме.
- Тьфуты-нуты! Всегда думал, что он голландец. Даже интересно стало: приеду в Таллин – разберусь.
Юрий ДУДЬ, PROспорт – специально для «Спорт сегодня»