Помимо Рината и Динияра в семье Билялетдиновых есть и еще один футболист – Марат
Если московское правительство объявит соревнование под девизом “Папа, мама, дети – все – спортивная семья”, то такое состязание однозначно выиграет семья Билялетдиновых. В какой еще семье есть такое спортивное созвездие? Судите сами: заслуженный мастер спорта: средний сын – Динияр, два мастера спорта: папа Ринат и старший сын Марат, и два кандидата в мастера спорта: мама Амелия и младший сын Даниль. И это еще не все…
ПАПА
СПРАВКА “ВМ”. Ринат Саярович Билялетдинов. Родился 17 августа 1957 года. Футболист. Играл на по зиции – полузащитника. Выступал за “Спартак” (Кострома), “Шинник”, “Орехово”, чешский УНЕКС (Уничов), а также
“Локомотив”, за который в 1982 – 1985 годах провел
110 матчей и забил
9 голов. С 2004 года тренер дубля “Локомотива”, в ноябре и декабре 2007 года и.о. главного тренера основной команды “Локомотива”.
Поговорив с Ринатом, понимаешь, что для него самое главное в жизни: семья и футбол. Именно в такой последовательности.
– Вы, как я слышал, играете вместе в семейный футбол. Папа и младший сын против старшего и среднего сына?– Сейчас уже нет. Да и вообще вчетвером играли очень редко. В основном мы играли втроем: я против Марата и Динияра. Сейчас им неинтересно – не так быстр стал. Если только пять минут подурачиться, но не больше.
– Когда вы стали проигрывать сыновьям? – Когда им исполнилось по двенадцать лет, уже стало сложно. Спустя два года они научились играть в пас, и главное стали по взрослому толкаться. Поэтому решил давать советы со стороны.
– Пару лет назад видел, как вы блестяще играли на традиционном турнире Бещева, который ветераны “Локомотива” уверенно выиграли. Вы забили несколько мячей. Вашей игре позавидовали бы футболисты нынешнего поколения. Напрашивается вопрос – не считаете, что убили в себе игрока и стали наставником, именно ради своих сыновей? – Я не задумывался об этом. Да, был период, когда меня приглашали за рубеж. Но пришлось бы прервать образование детей, или жить вдали от семьи. Все это меня не устраивало. Оставить детей без школы я не имел права. Уровень нашего образования лучше, чем в других странах.
Пусть я не стал игроком высокого уровня. Зато стал тренером, и мне это дело нравится. Детей обучил футболу, разве этого мало?
– Марат и Динияр пошли в футбол в результате вашего давления? – Отчасти. Но это нормально, любой тренер любит прессовать.
– И жестко прессуете? – Моя первостепенная задача – контролировать их деятельность. Не давать довольствоваться малым, и направлять в нужное русло.
– А в школу “Локомотива” сыновья попали по вашей протекции? – Не то, чтобы по протекции… Просто это очень удобно для семьи. Все занимаются в одном и том же месте, в одно и тоже время. Приедут домой, и сразу садятся за уроки.
– Знаю, что вы придаете образованию большое значение. У вас самого два вуза за плечами… – Пока я не знал, что меня ждет в футболе, получи л техническое образование, закончил Московский электротехнический институт связи, или, как его теперь называют – Московский университет электротехнический связи и образования. По специальности работать не довелось. Позже получил еще одно высшее образование – физкультурное. Может это звучит странно, но в моем деле – подготовке молодых футболистов опыт, полученный в техническом вузе, пригодился.
– Не возникает желания стать главным тренером? – Я уже прошел пять ступеней от детского тренера до наставника дубля. Будут предложения, посмотрю. Сейчас не хочется покидать молодых футболистов. Мне жалко своих игроков. Хочется, как можно больше дать им, чтобы потом испытывать удовлетворение и гордость, оттого, что они делают.
– Большая часть вашей жизни связана с “Локомотивом”. Вы всегда были поклонником этой команды? – В детстве футбольные поединки во дворах проводились между болельщиками разных команд. Я жил в спартаковском районе. Армейцы были там, где военные. Была и немногочисленная динамовская группа. Еще меньше поклонников “Торпедо”. И никого не помню, кто бы болел за “Локомотив”. Так, что детские симпатии однозначно отданы “Спартаку”. Но по иронии судьбы сам я попал в школу ЦСКА.
– Правда ли, что вы жестко и требовательно относитесь к сыновьям? – Знаете, похвала она, как мед обволакивает, расслабляет. Самодовольство появляется. Менталитет молодых людей требует критики и умеренной похвалы, чтобы не расслаблялись. Да, кому-то может показаться, что это чрезмерная жесткость. Надо что бы это все воспринималось правильно. Просто так ругать нельзя.
Только по факту – игрок, твой сын он или нет, должен четко знать, за что его критикуют. И должен понимать, что все делает для его пользы.
– А вы когда – нибудь хвалили Марата и Динияра? – В юношах они играли под моим руководством. Были отдельные достаточно приличные матчи. Но там уровень мелковат. Сейчас Динияр стал игроком сборной страны. А вот уровень Марата, к моему сожалению, мне не удалось довести до определенной кондиции. Почему? Работал в “Локомотиве” с одним возрастом, а Марат был уже на год старше. Не мог разорваться. И поэтому считаю, что-то гдето упустил. Не каждому удается выступать в премьер – лиге. Марату, которому сейчас 25 лет, есть еще года два, чтобы попасть туда.
Мама
СПРАВКА “ВМ”. Аделия Абдулахмановна Билялетдинова.
По специальности акушер – гинеколог и косметолог. Чемпионка Москвы по настольному теннису среди девушек. Долго занималась художественной гимнастикой.
– Почему прервалась спортивная карьера? – Заболела желтухой. Врачи не захотели дать справку для участия во всесоюзных соревнованиях. На этом все и завершилось.
– Правда ли, что когда родился младший сын Даниль, то Марат и Динияр вам помогали? – Динияр отлично делал уборку, а Марат прекрасно гладил. Если бы не они, то я бы никогда не сумела завершить учебу.
Вообще у нас очень дружная семья. К примеру, Марат и Динияр подрались только один раз. Они хорошо знали, что это запрещено, и все отношения следует решать за круглым столом. Мы с Ринатом, даже выяснять не стали, кто виноват и кто первый начал. Им обоим попало по первое число. Динияр и Марат всегда были вместе. Оба рано начали читать: Марат в два с половиной года, Динияр – в три.. Все книжки покупали в двух экземплярах. Потом Динияр захотел пойти учиться вместе с Маратом. Мы согласились. Динияр сумел найти в себе силы, и не отставал от других учеников в классе, хотя они были на год старше.
– Какие-то идеальные мальчики получаются… – Нет, бывало всякое. В том числе и изобретение пороха. Однажды чуть квартиру не сожгли, когда с балкона запускали бумажные горящие вертолетики. Сложнее всего было совмещать хорошую учебу с футболом. Но Ринат всегда говорил: “Тупые футболисты никому не нужны!”
Младший брат – Даниль
СПРАВКА “ВМ”. Даниль Билялетдинов. Родился 28 февраля 1993 года. Кандидат в мастера спорта по фехтованию на саблях. Двукратный чемпион Москвы среди юниоров.
– Почему выбор пал на фехтование, а не футбол? – Я занимался многим видами спорта: ходил на акробатику, баскетбол, настольный теннис. На футбол тоже походил, но он не меня “не зацепил”.
– Но почему, все-таки сабля? – Когда пришел в секцию, сказали, что есть три вида оружия: рапира, сабля и шпага. Был маленький, и мне очень хотелось порубиться. Когда втянулся, то менять не стал. У саблистов все почти молниеносно. Надо быстрее двигаться, и это здорово.
– Тебя, наверное, часто спрашивают: “Почему, как Динияр, не играешь в футбол”? Что отвечаешь? – Отвечаю, что у каждого своя дорога. Успеха человек добивается, только тогда, когда ему нравиться дело, которым он занимается. И наоборот, когда оно не нравиться успеха не видать.
Старший брат – Марат
СПРАВКА “ВМ”. Марат Билялетдинов. Родился 10 февраля 1984 года. Играет на позициях крайнего и центрального защитника и полузащитника оборонительного плана в ФК “Спортакадемклуб”.
– С Динияром вместе в одной команде играли? – Только в ДЮСШ. Мы оба выпускники школы МИФИ. Но брат оставался играть на год дольше. Потом его пригласили в “Локо”. Тогда наши дороги разошлись. В ДЮСШ конкуренция между нами была очень сильная. Не только за место в составе. Динияру хотелось доказать, что он младше, но не хуже. Причем вначале у него почти ничего не получалось. Все переменилось, когда он попал в дубль. Я был в команде первой лиги, а его из дубля перевели в основу. Он доказал всем, что может играть.
– Считается, что старший брат должен быть лучше. Нет зависти к младшему? – К Динияру нет. Очень многое зависит от фортуны, от таланта. И точно объяснить никто не может, почему один футболист прогрессирует, а другой нет. Наоборот, я очень горд за брата. Между нами такого никогда не было: ни злобы, ни зависти. Вот, конкуренция была всегда.
– Любишь смотреть матчи с участием брата? – Да, переживаю, когда смотрю за игрой брата. Но не как болельщик, фанат, а как специалист. Смотрю, и решаю, что я могу сделать, что не могу, где надо поучиться. Или наоборот, что брат не может, а я могу. Такое тоже бывает.
– То есть с тех пор как он играет в премьер – лиге ваши отношения не изменились? – Как они могут измениться?! Для меня он в первую очередь младший брат, с которым я рос. И не важно, что он играет за сборную России и “Локомотив”.
– Вы и за рубежом вместе жили и играли? – Было такое. В девяностые годы, в Чехии, когда папа, там выступал. Вот это нас здорово сплотило. Вначале местные ребята вели себя, мягко говоря, не совсем корректно. Пытались нас задеть, оскорбить.
В Чехии тогда к России было немного негативное отношение. Мы им раз ответили, второй, пару раз применили силу – и все прекратилось. А через год они не хотели, чтобы мы уезжали.
– С языком были проблемы? – Вначале да.
– Как быстро его выучили? – Мама дала словарь, и сказала должны выучить за месяц. Но мы выучили все даже раньше.
– В школе друг у друга списывали? – Мы пришли туда подготовленными, уже умели читать и писать. И у нас не было проблем. Мы могли не знать чего-то только из собственного разгильдяйства. Но учебе никогда не отставали. Учились довольно хорошо, и все, вплоть до домашних заданий успевали делать в школе.
– И в институте было также? – Ну, нет. Там пришлось серьезно потрудиться.
– Есть мечта сыграть с братом в одной команде? – Вначале надо в премьер-лигу попасть, а там посмотрим.
Средний брат Динияр
СПРАВКА “ВМ”. Динияр Билялетдинов. Родился 27 февраля 1985 года. Заслуженный мастер спорта России. Бронзовый призер чемпионата Европы 2008 года в составе сборной России, за которую сыграл 28 матчей и забил 2 мяча. Играет на позиции – полузащитника.
Капитан команды “Локомотив”. Сыграл за “Локомотив” 137 матчей и забил 28 мячей. Чемпион России 2004 года, бронзовый призер чемпионата России 2005, 2006 годов. Обладатель Суперкубка России 2005 года. Обладатель Кубка России 2007 года.
– В футбол начали рано играть по примеру папы? – И да, и нет. Моя первая школа находилась рядом, а от удобств зависит многое в жизни. Особенно в моей. Ну, и, конечно, папин пример сыграл свою роль.
– Вы всегда играли в полузащите. Хотя в детстве обычно все хотят быть нападающими. – Меня всегда тянуло в середину поля. Тренеру с первых шагов видно кто, где будет играть.. Я попробовал было в воротах поиграть, и в защите, в нападении. Но это не мое.
– В “Локомотиве” всегда было много хороших игроков средней линии. Как удалось прорваться в состав? – Действительно конкуренция была жесткая, но случай помог. По-моему Володька Маминов заболел. Некого было ставить.
– Хорошо помните первый матч в премьер – лиге? – Конечно. Играли с “Торпедо”. Сыграл все 90 минут и забил гол, по – моему, на 18-й минуте.
– Когда узнал, что выйдешь в стартовом составе? – Наставником “Локомотива”, в тот момент был Юрий Павлович Семин. Он объявил это на базе, на установке, утром того же дня перед игрой.
– Какие эмоции испытал, когда забил первый гол? – В первый момент ничего не понял. Увидел – прыгает вратарь, мяч летит в сторону ворот. Если честно, то до сих пор не понимаю, как тот гол забил. Каждый гол – важен. Но первый запоминается и эмоциональный подъем значительно выше.
– Что Семин сказал? – После игры поздравил с дебютом, сказал, что я – молодец.
– Самый запоминающийся момент сезона-2008? – Однозначно, когда нам вручали медали на Евро. Это было вечером на фуршете. Собрались все вместе – и руководители, и игроки. Вручили друг другу медали. Все прошло тихо, по – домашнему, без концерта, без Кобзона и Лещенко.
Вместо послесловия Кстати, дед Билялетдинова по материнской линии был великолепный пловец. Другой дед, которому уже 78 лет, только в прошлом году перестал бегать на лыжах. Когда он работал дефектоскопистом на железной дороге, ему приходилось проходить ежедневно десятки километров по шпалам. Он – почетный железнодорожник.
Теперь понятно почему двое из семьи Билялетдиновых связали свою судьбу с
“Локомотивом”.