Во вторник в расположение "Локомотива", проводящего сбор в Турции, прибыла президент клуба.
АТМОСФЕРУ В КОМАНДЕ МОЖНО ТОЛЬКО ПОЧУВСТВОВАТЬ
Слухи о приезде "Леди Босс" появились чуть ли не с первых дней работы. Одни - например, защитник Янбаев - ее ждали.
- У нас будет беседа, - пояснила Смородская. - Не знаю, что Ренат хочет мне сказать, выслушаю его. Зато знаю, что хочу донести до него я. Мы Янбаева не продаем.
Другие испытывали небольшое волнение. Все-таки приезжает руководство. Конечно, это не значит, что нужно ходить по струнке. Но, скажем, побриться утром явно не помешает.
Смородская появилась в холле отеля в спортивном костюме "Локо", нисколько не отличаясь от остальных работников клуба.
- В последний раз надевала его в Лозанне, - припомнила президент. - Хожу в этом костюме на выезде.
По стечению обстоятельств, летела Смородская в Турцию в компании с "Динамо":
- Пообщались с Дуймовичем, Кокориным, Сапетой и, конечно, Божовичем. Знаю, что Камболов тоже должен был быть в самолете. Но я его не видела.
Прибыла Смородская не одна, а вместе с Алексеем Смертиным и новым человеком в коллективе Алексеем Зининым.
- Я против таких определений, как революция в селекции, - ответила она на вопрос об обязанностях селекционеров. - Вы знаете, кто занимается ею в "Ростове", "Сатурне"? Селекционной службе "Локо" уделяется слишком много внимания. Особенно не нравится, когда говорят, будто она развалена. Ушел из нее один человек - Белоус, все остальные продолжают работать. Более того, добавляем людей, поскольку считаем: сотрудников мало, и им не хватает времени качественно закрывать все позиции. Мы хотим эту структуру качественно усилить. Смертин и Зинин будут ее выстраивать.
- Чем займется также пришедший в клуб старший из братьев Смертиных, Евгений.
- Он работает селекционером в академии футбола. Эта позиция также нуждалась в усилении. Смертин будет следить за молодежью, подбирать игроков из других школ.
Первая встреча президента в Турции, естественно, с главным тренером Юрием Красножаном. Он лучше других расскажет, как обстоят дела в коллективе.
- Я уделяю большое внимание первому сбору, - отметила Смородская. - Он очень сложен в физическом и эмоциональном плане. Хотела лично посмотреть, как все проходит. Благодаря СМИ у нас много информации. Но атмосфера - нечто такое, что можно только почувствовать.
- Второй и третий сборы будете посещать?
- Может быть. Но сейчас мне уже спокойнее. Очень нравится настроение ребят, атмосфера в команде, великолепные поля.
ВСЕ СЛИЛОСЬ В ОДИН ДЛИННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ
Лучше всего атмосферу в команде можно прочувствовать, разумеется, побывав на тренировке и поздоровавшись со всеми игроками.
- А где же Фалль? - поинтересовалась Смородская. Обнаружив сенегальца, подошла поздороваться и с ним.
- За Фаллем в Норвегию вы ездили лично. Почему?
- Хотела увидеть его на поле в городе, где к нему была всеобщая любовь болельщиков. В Норвегии Фалль, игрок хорошего европейского уровня, имел в команде полное понимание, доверие. Нужно обеспечить то же самое в Москве. Постараюсь сделать все, что от меня зависит, дабы он заиграл в "Локо". Попрошу у болельщиков позитивного отношения к Фаллю. Остальное - в его руках.
Во время тренировки президенту, по сути, некогда было смотреть на поле. Один телефонный звонок за другим.
- Новый год удалось отметить? - вклиниваюсь между разговорами.
- Провела его дома. Впервые за 15 лет никуда не уезжала, потому что 2-го уже работала в офисе. У нас ведь трансферное окно. Даже 30-го и 31-го сидела в Черкизове до ночи. Работа шла полным ходом. Европа была на связи. Очень боялась, что может закончиться встречей Нового года в кабинете.
- Так можно было отдохнуть 25 декабря, когда в Европе отмечали Рождество.
- Но 21-го приехала российская часть команды. Потом мы покупали тренажеры, медицинское оборудование. Затем приехала вторая группа футболистов. В итоге у меня все слилось в один длинный рабочий день. И 1 января было удивительно, как оказалась дома.
Первый день пребывания Смородской в Турции закончился посещением вместе с командой матча Кубка этой страны. Ажиотажу вокруг игры мог позавидовать любой стадион России. Ведь здесь даже на товарищеский матч продаются билеты и ходят зрители.
- А мы хотим повысить посещаемость стадиона "Локомотив" в два раза, - поделилась Смородская. - Чтобы Черкизово стало местом всеобщей радости от прекрасного футбола. Без мата, расизма и агрессии. Мне кажется, у "Локо" одни из самых грамотных болельщиков. Захожу на их сайт, и обращает на себя внимание, что многие грамотно пишут.
ПРИХОДИТСЯ ДЕРЖАТЬ УДАР
- Как пережили акции этих болельщиков против вас в конце прошлого года?
- Это часть моей тяжелой работы. Но не могу судить людей за то, что они так выступили. У них тогда было такое мнение. Значит, надо работать лучше, чтобы люди его поменяли. Не скрою, было обидно, тяжело. В чем меня могли обвинять болельщики? Что я делала плохого? Команда поднималась в таблице. Все стало выравниваться и налаживаться. Потом поняла, что ими манипулируют.
- Болельщики хотели правды до конца.
- Они не понимали, что это невозможно. Болельщики спрашивают: "Кого мы покупаем?" Я отвечаю: "Не скажу". "Но мы же свои", - обижаются. Но если скажешь, об этом будут знать все, и завтра ничего не случится. В футболе так нельзя. Поэтому приходится держать удар.
- Как отнеслись к пассажу Юрия Семина о ваших проблемах с футболом?
- По-моему, он был немного нелогичен. Если брать всех президентов клубов премьер-лиги, то никто из них - не тренер. Сейчас только в первом дивизионе Валерий Газзаев стал президентом "Алании". А абсолютное большинство руководителей пришло из бизнеса, не связанного с футболом. Меня позвали не тренировать. У меня никакого конфликта с футболом не было никогда.
Если первый день Смородской прошел в относительно спокойном режиме, то второй начался с бесчисленных переговоров. Причем начиная с завтрака, во время которого президент активно обсуждала что-то с Глушаковым.
- Речь шла о продлении контракта, - поделилась Смородская. - Старое соглашение действует всего год. Нужно уже сейчас подумать о будущем футболиста и все сделать заранее.
- С Гатаговым тоже приходилось встречаться?
- Много раз. Сложность была в недопонимании. Но сейчас мы все решили и подписали новое соглашение.
Немного разрядиться помогает чашечка кофе.
- Шюкюр керим, - благодарит Смородская, явно не в первый раз посещающая Турцию.
- Красножан сказал, что хотел бы усилиться еще тремя игроками. Не много ли для конца января?
- Я понимаю тренера. Чем больше хороших игроков, тем лучше. Да и планы у нас амбициозные. Не знаю пока, что и где срастется. У нас на каждую позицию несколько претендентов. Мы постараемся, но не могу гарантировать усиления по трем позициям.
СКОРЕЕ ВСЕГО, АЛИЕВ НЕ ОСТАНЕТСЯ
- Если Алиев останется, это уже две позиции.
- Скорее всего, Алиев не останется. Насильно никого удержать нельзя. Если человек хочет уйти, он уйдет. Вопрос - куда.
- А разговор с глазу на глаз не может все кардинально изменить?
- Думаю, точку возврата мы прошли. Об этом Алиев сам заявил. Особенно в общении со СМИ.
- Часто приходилось штрафовать его за интервью?
- Ни разу. Это пущенная сказка. Штрафовала его только за нарушение спортивного режима.
- С Алиевым будете разговаривать на сборе?
- Да, он хочет со мной побеседовать. - Впервые за последнее время?
- На самом деле мы с Алиевым много общались. Просто у игрока есть желание представить все не так, как есть на самом деле. Мы ему сильно помогли в решении личных проблем в сентябре. Но если ему хочется, чтобы все выглядело так, как видится ему, не буду это развенчивать.
- Есть помимо киевского "Динамо" претенденты на Алиева?
- Да. Юрий Палыч Семин хорошо наиграл его за год. Футболист, в отличие от предыдущего сезона, много времени провел на поле. Алиев заявил о себе в чемпионате России. На него есть претенденты.
- Тогда как объяснить заявления президента "Динамо" Игоря Суркиса? Как попытку сбить цену?
- По-моему, только так и можно рассматривать его слова. Он отлично знает об интересе других клубов.
- То есть схема с возвращением денег за Алиева в феврале…
- У нас срок оплаты - 28 февраля. А штрафы начинаются в случае двухнедельной задержки. Получается середина марта. И должны мы платить не четыре миллиона евро, а два.
- А сколько стоит Алиев?
- Не меньше, чем та сумма, за которую мы его купили. Если приобрели за восемь, теперь девять он точно стоит. Мы ему платили зарплату, наигрывали.
(Забегая вперед, скажу, что перед обедом состоялось анонсированное общение Смородской с Алиевым. Но по серьезному виду обоих так и не было ясно, к чему пришли стороны. - Прим. Е.Б.)
- К Баше уже на сбор приезжали агенты. Есть предложения?
- Да. Но мы ведем за него борьбу, не хотим отпускать. Баша, по мнению главного тренера и моему, околофутбольному, хороший игрок.
- Наказание Сычева штрафом и общественным порицанием исчерпано?
- Штраф - финансовая часть наказания. Сычев сам себя наказал и, конечно, переживает.
- Сколько человек хочет оставить в основном составе Красножан?
- По два на каждую позицию. Примерно 25-26 человек.
- Но на сбор приехали 32 человека.
- Считаю правильным, что взяли всех кандидатов. Тренер может оценить их потенциал, выработать мнение. Молодые ребята чувствуют обстановку, требования. Но если мы не можем предоставить им практику, должны давать возможность проявить себя в первой лиге. Некоторых отдадим в аренду. - Как относитесь к тому, что РФПЛ хочет отменить компенсации за молодых игроков?
- Это неправильно. История любого конкретного игрока опровергает справедливость подобного подхода. Думаю, вряд ли это пройдет. Будем читать документы. Одно дело, когда нам представляют выжимку, другое - реальные бумаги.
ЛИМИТ НЕОБХОДИМО СМЯГЧИТЬ
- А вы на меcте РФПЛ какую проблему в первую очередь затронули бы?
- Надо что-то делать с лимитом на легионеров: он перекрывает рынок и завышает цены на российских футболистов. Даже уступая зарубежному конкуренту, они все равно имеют место в составе. Это не идет на пользу. Введение лимита афишировалось как борьба за прогресс российского футбола. На самом деле происходит подмена понятий. Национальный футбол от этого только страдает. Его уровень будет падать. И чем дольше будет сохраняться лимит, тем ниже. Я говорю не об отмене лимита, а о его смягчении. Не считать, например, легионерами украинцев и белорусов. В России с 1 января любой гражданин Белоруссии может работать без специального разрешения. Почему это не касается футбола?
Приходится президенту решать и бытовые вопросы. В таком объеме критики по поводу питания и условий проживания руководитель Mardan Sports Complex, наверное, не слышал давно. Он вроде и пытался оправдываться. Да как-то вяло. В итоге в обед шведский стол пополнился рыбой под шубой и разными салатами, которые футболисты давненько не видели. И теперь ясно, кто больше всего ждет отъезда московского начальства: турецкий персонал, который вывели из привычного расслабленного состояния и заставили активно суетиться.
Задолбала уже ныть, как ей тяжело работать. До поздна сидит каждый день... наверняка чай с подружками дует. Или деньги считают и по стопкам раскладывают ;)
гт уже негодует! жалуется в каждом интервью, что опаздываем мы, новые форварды нужны и т.д.
Этот лозунг надо развесить везде, где это можно! Чтобы не забывала. Тетя просто не понимает, что противоречит сама себе. Ведь дело не в том, футбольный ты человек или нет. А в том, что вмешиваться в профессиональную кухню и лезть со своим дилетанством непозволительно!
Я сомневаюсь, чтобы Гинер говорил, как надо играть игрокам и т.д. Слова, что Кузьмин лучше Шишкина, Про Драмана, про продажу ночью игроков, недоверие тренеру-проффи - вот это и есть КОНФЛИКТ с Футболом.