Англия уповала на чудо - и оно произошло. С ее, английской, точки зрения. Британцы не знают, что никакого чуда нет - есть закономерность, а о чудесах, наоборот, можно было говорить в том случае, если бы на Европу поехали мы, а не они.
Им ведь и в голову не приходит задуматься над тем, что команда, которая месяц назад в Лужниках едва не лишила их надежды, - по сути, первая в полном смысле российская сборная. Прежние во многом выезжали еще на советском запасе прочности, на советских ценностях, иссякших вместе с поколением Карпиных и Мостовых, Колывановых и Симутенковых, Овчинниковых и Юранов, Смертиных и Титовых.
Эта же сборная представляет уже другое, несчастное, в сущности, поколение, которое угораздило прийти в футбол в те самые 90-е, когда он из советского стал российским - и никому не нужным. Когда рухнула возведенная по кирпичику и отлаженная за много лет система подготовки резервов, когда закрывались футбольные школы, а детские тренеры разбегались торговать на рынках и "бомбить" на своих "жигулях", чтобы не умереть с голоду. Когда исчезли такие простые понятия, как чувство собственного достоинства, патриотизм, альтруизм, а на их место пришли стяжательство, безразличие, распущенность, бездуховность. Когда, наконец, у юных граждан нового государства появились новые ориентиры и ценности в жизни, которую они вместе с этим государством начинали.
Но зачем об этом знать англичанам? Кому, кроме нас, есть дело до того, что в сборной России, как и положено, играют объективно лучшие футболисты страны - вот только выбирать лучших приходится из слишком немногих? То, что Гусу Хиддинку, по сути, больше не с кем работать, в конце концов, его проблема - и больше ничья. Выйди он с этой командой на Европу - было бы чудо. Сродни тем, что ему случалось совершать с Кореей и Австралией, или сродни победе над Англией в Лужниках. Но перед российской реальностью даже чары голландского волшебника могут оказаться бессильными.
У нас есть те, кого мы сами воспитали. Других нет. И не ругайте их - пожалейте.
И пожелайте, чтобы это поколение все-таки не осталось в истории как потерянное. Возможность избежать столь незавидной участи у него есть - оно еще достаточно молодо. А там подрастут и другие - избавленные от несчастий нынешнего поколения, а значит, имеющие больше шансов заставить нас забыть о чудесах и говорить о закономерностях.