115 лет назад, 19 января (6-го по старому стилю) 1909 года, родился прославленный нападающий «Локомотива» Пётр Теренков (на главном фото — крайний слева) — победитель Кубка СССР-1936 и III Летней Рабочей Олимпиады в Антверпене-1937, автор гола в ворота басков в том же 37-м, фронтовик и орденоносец, помогавший после войны вернуться «Локо» в элиту советского футбола, а затем уже верой и правдой служивший железнодорожному спорту и много лет после окончания карьеры.
Родился Теренков в 1909 году в деревне Зуево, которая потом войдёт в состав населённого пункта по имени Орехово-Зуево. С 1927 года выступал там Пётр за команды «Текстильщики», а также «Красное Орехово» и «Красный Текстильщик» (так тогда назывался старейший российский клуб из ныне существующих — «Знамя Труда»), потом перешёл в московский «Освобождённый труд», провёл три года в ЦДКА и успел ещё поиграть за Завод имени Фрунзе.
В 1936-м на базе команды Московско-Казанской железной дороги был создан «Локомотив», который с Петром Теренковым в составе и стал первым обладателем Кубка СССР. Без техничного и настырного крайнего форварда, вполне возможно, сделать это не удалось бы. Ведь даже пресса довоенных лет, регулярно отмечая оборонительные ряды «Локо» и его среднюю линию, не всегда жаловала атаку, но при этом выделяла нашего героя. Вот строчки из «Красного спорта»: «Команда обладает слабым нападением. Только левый край Теренков зарекомендовал себя с хорошей стороны».
Теренков был колоритной фигурой в московском футболе 1930-х. Правда, характер имел непредсказуемый. В 1932 году его из родного Орехово-Зуево призвали в армию. После трёх успешных сезонов в ЦДКА подававший надежды форвард вдруг ушёл из большого московского футбола, устроился токарем на Завод имени Фрунзе, в свободное время гоняя мяч в заводской команде. Но первый тренер «Локомотива» Алексей Столяров успел оценить способности ещё служивого орехово-зуевца и уговорил его прийти в «Локомотив». Перелистывая старые подшивки, несмотря на «скромность» тогдашнего освещения футбола, почти в каждом, даже не больше абзаца, описании матча «железнодорожников» натыкаешься на фамилию Теренкова. Таким же вездесущим он был и на поле: формально занимая позицию левого крайнего, мог по ситуации оказаться в центре, забивал и с места правого полусреднего.
На протяжении трёх лет выступал Теренков и за 2-ю сборную Москвы, и за сборную профсоюзов столицы. Прекрасно играл он также в хоккей с мячом, выступал за «Локомотив» в финале Кубка СССР 1938 года. В первые дни войны Пётр Теренков ушёл добровольцем в армию. Вернулся он с Великой Отечественной с двумя медалями — «За боевые заслуги» и «За отвагу».
После войны Пётр Михайлович продолжил выступать за «Локомотив». Цитата из Официальной истории «Локомотива»:
«В 1945 г., считая, что, несмотря на строжайшее соблюдение режима, в большом футболе ему делать нечего, Теренков поехал с «Локомотивом» на сбор по просьбе тренеров для передачи новобранцам команды довоенных традиций. Но из-за недостатка наличного состава вышел на поле в товарищеском матче против «Динамо», к всеобщему удивлению забил два гола и... выступал за команду железнодорожников ещё четыре сезона. И потом — в клубных командах и за ветеранов».
Во время одного из многочисленных чествований ветеранов. Пётр Теренков — третий слева
Завершив игровую карьеру, Пётр Михайлович остался локомотивцем: работал администратором команды, тренировал юных футболистов (причём успешно, за что ему в 1968-м присвоили звание заслуженного тренера РСФСР) и был директором стадиона. А покинул наш мир в 1992-м.
Большую статью, посвящённую Теренкову в рамках цикла «100 лучших футболистов «Локомотива», вы можете прочитать по ссылке.