Вчера в Баковке новичок этого сезона эквадорец Фелипе Кайседо в третий раз в жизни пощупал снег. Фелипе оказался одним из немногих, кто отказался участвовать в народных забавах.
ПРОМАХНУЛСЯ? ПОЛУЧИ ЩЕЛБАН
«Ах, кто не любит первый снег!» – восклицал поэт.
Дежурная по базе «Локомотива» не любит. Попивая чаек, она ругается на диктора из телевизора, который докладывает о прогнозе погоды. Женщина вспоминает былые времена, когда уже к середине ноября одинцовские детишки заливали катки и гоняли шайбу. «Хуже этой слякоти нет ничего на свете!» – заключает она.
Не в восторге от условий и Жозе Коусейру. Тяжелеет поле, возрастает вероятность травм и простудных заболеваний. На дверях в связи с холодами повесили объявление. Оно гласит, что за сорок минут до начала тренировки необходимо в обязательном порядке посетить массажиста, который, как извещается, «разогреет согревающими мазями». Из экипировки рекомендованы водолазки с горлышком, перчатки и шапочки.
Зато футболистам весело. Их детство прошло совсем недавно или еще продолжается. Вот Магомед Оздоев катает огромный снежный ком, с трудом поднимает его над головой и… обрушивает на Майкона. Бразилец, переживший одну зимовку в России, знает, чем ответить – строчит пулеметной очередью из снежков меньшего калибра. Оздоев со смехом уворачивается, а игра в снежки захватывает всех остальных, в том числе Обинну, Гилерме…
Перед началом тренировки проходит традиционный конкурс среди бомбардиров. Тренер Эдгарас Янкаускас, еще в этом сезоне игравший в атаке «Факела», проигрывает в споре. Эдгараса ожидает страшная участь – игроки отвешивают ему щелбаны. Тренеру больно, он пытается защищаться.
– Это называется «фофан». Когда средним пальцем по лбу. Вообще-то Эдгарас впервые проиграл, – сообщает мне один из российских игроков.
Единственным, кто не поддержал игры на снегу, оказался эквадорец Фелипе Кайседо. Он просто пока не умеет играть в снежки.
КАЙСЕДО: К «СПАРТАКУ» ГОТОВ НА 80 ПРОЦЕНТОВ
Разговорились о снеге, а потом наша беседа с Фелипе плавно перетекла в иные русла.
– Почему не играю в снежки? Снег красивый, но на ощупь так себе. Я уже видел снег. Первый раз – когда приезжал в Швейцарию. Второй – на севере Англии.
– Холодно вам?– У меня есть слабое место – первыми мерзнут пальцы ног. Но не вижу большой разницы, при какой погоде играть. Тепло или мороз на качество не влияет.
– Фелипе, готовы ли выйти против «Спартака»? И против синтетики?– Если сыграю, случится мой дебют на синтетике в России. Моя позиция неоригинальна: футболист может адаптироваться к любому покрытию, главное – биться. Вероятность того, что сыграю в воскресенье, высокая, процентов 80. Готовлюсь наравне со всеми, но все станет ясно к субботе.
– Вспомнился Луис Гарсия, тренер вашего прежнего клуба «Леванте». Он известен экстраординарными методами подготовки.– Да. Они были направлены на укрепление командного духа и укрепление доверия друг к другу.
– Правда ли, что Луис Гарсия предлагал игрокам мысленно нарисовать эротический образ?
– Да, было дело. Но это больше шутливый эпизод.
– Что еще было занимательного?– Рассказываю классное упражнение. У забора высотой метра два собирается вся команда. Ты забираешься на забор, вытягиваешься во весь рост спиной к команде, закрываешь глаза и прыгаешь вниз, как в неизвестность. Тебя, конечно, ловят. Я так падал несколько раз. Страшно, конечно. Но ощущения испытываешь фантастические, особенно когда тебя ловят внизу. И чувство коллектива после таких опытов заметно крепнет. Я очень благодарен Гарсии. Как специалист – знающий, как человек – прямой.
– Игра в снежки как раз из серии «укрепляющих командный дух».– Согласен. Мне понравилось смотреть со стороны.
– А каковы методы Коусейру вне поля?– Прежде всего это общение. Мы общаемся и вместе, и по отдельности по нескольку раз в неделю. Никто не остается без внимания тренера. Свои впечатления о работе он доносит в доходчивой форме и, как мне кажется, очень искренне.
– Легионеры в России иногда жалуются на низкое небо и угрюмых людей на улице. Удалось ли вам настроиться на московскую волну?– У каждого свое восприятие. Да, небо низкое, но на меня не давит. Люди разные. Неприятно выходить на поле, когда холодно. Но я помню, что это работа – для себя, болельщиков, для семьи. Есть мяч и поле, на котором все равны.
– В России заметно возросла популярность бокса и различных единоборств. Знаю, вы большой их почитатель.– Это правда. Мне нравятся все виды единоборств. А любовь к ним началась после того, как я посмотрел фильм «Рокки». Не думайте, что единоборства когда-либо привлекут больше аудитории, чем футбол. Это колоссальное заблуждение. Интересные бои проводятся максимум один-два раза в месяц. Поэтому и ажиотаж вокруг них большой. А футбола много, и его транслируют каждую неделю. Даже сравнивать не приходится.
Количество зрителей на футболе в России увеличится. Почему? Таков мой прогноз. Будут приезжать хорошие игроки, вырастет уровень чемпионата.
– Почему в боксе соперники провоцируют друг друга, а футболисты обходятся дипломатичными формулировками?
– Потому что в боксе бьют друг друга, а в футболе подобные контакты запрещены. Боксеры как бы разминаются словесно перед поединком, прежде чем друг друга уничтожить. Такое поведение не для футбола.
– Будь вы боксером, что сказали бы оппоненту на процедуре взвешивания?
– Был бы сдержан. Я бы его предупредил: «Завтра будешь побежден».
– Ничто не мешает обратиться к «Спартаку»: «В воскресенье ты будешь побежден». Сделайте обращение к спартаковцам, они обязательно прочтут.– Игроки «Спартака»! Знайте, что наша горечь от поражения не прошла. Наши сердца болят до сих пор. Но мы выйдем на матч полностью готовыми, сосредоточенными. Мы горим желанием взять реванш.– Дипломатично.– Потому что это футбол.
– Ходили в Москве на бокс?– Не ходил. Пока не знаю по фамилиям российских борцов и боксеров. Недавно один русский завалил толстого американца, фамилию тоже забыл. Не подскажете?
– Речь о поединке Джеймс Тони – Денис Лебедев?– Точно. Они самые!
– О футболе. В «Локо» серьезная конкуренция даже на скамейке запасных. Внутренний протест не возникает, когда не находится места в основе?– Решения тренера уважаю. Скамейка для меня – трудный момент. Но я не удивлюсь, если окажусь на скамейке на матче со «Спартаком». Потому что из-за травмы не тренировался в общей группе больше трех недель.
– Сычев не приглашал в свой ресторан?– Пока нет.
– Видимо, сказывается языковой барьер.– Прогресс есть. Желаю спокойной ночи, говорю спасибо. Беру уроки русского языка.
– Говорят, легионеры матом неплохо изъясняются.
– Это не ко мне. У Гилерме с Обинной приличный словарный запас.
Бодров А., Бундин А.