Сразу после матча с Грецией в многочисленных интервью журналистам разных стран Гус Хиддинк намекал, что Андрей Аршавин в стартовом составе вряд ли появится. В понедельник вечером, когда главный тренер сборной России отвечал на вопросы корреспондента «Советского спорта», сложилось стойкое ощущение, что голландец все же выпустит форварда в основе…
МАТЧ СО ШВЕДАМИ – КАК ФИНАЛ
Наше интервью было запланировано на 20.30 – за пятнадцать минут до начала матча Австрия – Германия. Но Гус чуть задержался, а затем не мог оторваться от просмотра первого тайма игры. Если немногочисленные зрители в холле отеля «Краллерхоф» эмоционально реагировали на происходящее, то Хиддинк был неподвижен. На лице – никаких эмоций. Выразительный взгляд, серьезное лицо. Как будто он стоял не в холле отеля, а на бровке поля во время матча Россия – Швеция.
Наша беседа начинается одновременно со свистком на перерыв.
– Расскажите о последних новостях из команды – как чувствуют себя травмированные футболисты – Жирков, Билялетдинов, Торбинский и Семак?– У них небольшие повреждения. На следующий после матча с греками день я предложил им остаться в гостинице, а не ехать на восстановительную тренировку. Однако все предпочли отправиться на поле. Значит, ничего серьезного у них нет. И хотя парни пока еще не до конца восстановились, думаю, сыграть со шведами они смогут.
– В понедельник вы перенесли тренировку на утро. Для чего? – Чтобы предоставить команде отдых. На занятии мы немного поиграли в теннисбол, после чего футболисты могли заниматься чем хотели.
– Вы как-то сказали, что Андрей Аршавин не готов провести на поле 90 минут. Значит ли это, что он выйдет на замену? – Я говорил, что он не сможет провести всю встречу на таком высоком уровне, который необходим на чемпионате Европы. Причины я уже называл: он провел слишком мало матчей и выпал из игрового ритма.
С одной стороны, я еще не решил, выпускать его на поле в основном составе или во втором тайме. С другой, учитывая неординарность ситуации, я вправе многое требовать от Аршавина.
– Что вы имеете в виду под «неординарностью ситуации»? – Важность матча. Встреча с Грецией для нас была как финальная. Предстоящая ничем не отличается.
– Если нападающий «Зенита» выйдет на газон с первых минут, кто потеряет место в основном составе? – Кто-то из одиннадцати человек – это легко подсчитать, – шутит голландец. – На самом деле команда наконец заиграла агрессивнее. Можно сказать, начала «драться». С другой стороны, нам не хватало острых передач, которыми владеет Андрей.
– Вы также говорили, Гус, что нашей команде необходимо прибавлять почти во всех компонентах, если мы надеемся на успех во встрече со шведами. – Самое главное – нам необходимо быть готовыми к опасности, исходящей от соперников. Потому как у шведов хватает сильных форвардов.
– Если не сыграет Ибрагимович, то для России это большой плюс. Ведь для шведов он так же важен, как для нас – Аршавин. Согласны? – Давайте будем откровенны: Ибрагимович выступает в итальянском чемпионате, в котором очень трудно забивать мячи. Кроме того, он выходит на поле в матчах Лиги чемпионов. При всем уважении к Аршавину он этим похвастать не может.
– Сравните нападающих сборных Испании и Швеции. – Это сделать сложно, поскольку они – разноплановые футболисты. Проще сказать только об Ибрагимовиче. Он – очень силен физически, против него нужно будет защищаться мудро. К тому же Златан – быстрый игрок.
О КОНТРАКТЕ НЕ ДУМАЮ
– По словам ребят, в раздевалке перед игрой с Грецией вы вели себя эмоционально. Перед матчем со шведами тоже будете говорить грубые слова, чтобы завести команду? – Нельзя, выступая на чемпионате Европы, не выкладываться на сто десять процентов. И когда я увидел ребят, их не заряженные на борьбу лица, решил произнести пламенную речь. Хотел объяснить парням, что от них требуется: собранность, страсть, готовность умирать на поле! В матче с Грецией все это у нас было.
– Это значит, что команда будет действовать агрессивно? – Да. Если будем играть медленно, как любители, не забьем ни одного гола. Очень хочу, чтобы желание биться, продемонстрированное в прошлой встрече, отнюдь не покидало нас никогда. Я уже говорил: на поле нужно оставлять всю душу!
– Вы уже общались с Сергеем Капковым по поводу контракта? – Нет. Но Виталий Мутко заявил, что заинтересован в том, чтобы я продолжил работу в России.
– Но он не платит вам зарплату! – Да. Но у меня есть договоренность, что я остаюсь. Так что я не думаю об этом, а просто работаю.
ПРО ПОЛТАВСКУЮ БИТВУ НЕ СЛЫШАЛ
– Вы слышали о Полтавской битве, Гус? И использовали ли когда-нибудь в тренерской карьере исторические факты? – Это уж слишком! Переизбыток патриотизма не нужен. Мы живем в глобальном мире. И использовать в подготовке к матчам такие события – несовременно.
Что касается битвы у этого украинского города, то я не слышал о ней. Хотя знаю, что в те времена шведы доминировали в Европе. Но мы играем в футбол, а не занимаемся политикой.
– Что сейчас самое главное в работе со сборной России? – У футболистов очень хорошие контракты в клубах, и им необходимо чувствовать ответственность. Они должны понимать, что являются примером для многочисленной молодежи.
– Для вас это уже далеко не первый крупный турнир. Вспомните два последних и сравните с нынешним. Какие тенденции заметили? – Больших изменений по сравнению, скажем, с чемпионатом мира-2006 не вижу. Обратил лишь внимание на то, что ведущие футбольные сборные стараются играть в атакующей манере. Будущее именно за такой тактикой. Поэтому, чтобы не отставать от остальных, я тоже хочу ее использовать.
В ИНСБРУКЕ ПО СТОПАМ ХОККЕИСТОВ?
Вчера днем на стадионе «Тиволи-Ной», где и состоится решающий для нас матч, состоялась пресс-конференция Хиддинка. Началась она с неожиданного вопроса медиаофицера УЕФА:
– На Олимпиадах 1964 и 1976 годов, которые состоялись в Инсбруке, сборная России по хоккею побеждала шведов и впоследствии дважды становилась победительницей. Готовы ли вы продлить победную серию над шведами в этом городе? – В России тоже проводят подобные параллели, – отвечает Хиддинк. – И с хоккейной победой на чемпионате мира, и с баскетбольной в Евролиге, и с успехом на Евровидении.
Но это все – история, а не реальность сегодняшних дней. Так что давайте лучше говорить о футболе.
– Игрокам сборной Швеции в понедельник предоставили выходной. Вы же своим подопечным освободили лишь вторую половину дня. Почему не дали им возможности забыть о футболе на весь день? – Они уже сделали это в матче с Испанией. Я же ищу баланс между отдыхом и концентрацией. Поэтому позволил им отдохнуть только во второй половине дня. Не хочу, чтобы они забывали о самом главном.
– Вы рады, что в случае победы над Швецией встретитесь с Голландией?– Да, конечно. Но до этого матча еще слишком далеко. Сейчас все мысли о ближайшем сопернике.
– Россию устроит только победа. Это поможет психологически? – Я бы предпочел, чтобы мы могли сыграть и вничью. Но рад и тому, что перед третьим матчем у нас есть шансы на выход из группы и все зависит от нас самих.
– На чемпионате мира-2006 ваш земляк Лео Бенхаккер, возглавлявший тогда сборную Тринидада и Тобаго, заявил: в игре шведской команды нет секретов, ее легко предугадать. – Это так. Сборная давно придерживается собственной модели игры и при этом добивается неплохих результатов. Так что к шведам необходимо относиться с уважением. В этой стране живет гораздо меньше людей, чем в России, но сборная постоянно выступает на крупных турнирах.
«РОССИЙСКИЕ ИГРОКИ ПО НАТУРЕ АВАНТЮРИСТЫ»
На интернет-портал sovsport.ru и на адрес soccer@sovietsport.ru продолжают поступать читательские вопросы к тренерам и игрокам нашей сборной. Вот два вопроса, которые нам показались наиболее интересными.
A.K.: – От чего вы отталкиваетесь, определяя тактику на матч? – По-разному. Например, я вижу, что российские футболисты по натуре авантюристы, любят атаковать. Россияне – креативны. Отсюда – атакующий вариант игры.
Что касается тактики на конкретный матч, то я не любитель уделять сопернику слишком много внимания – в первую очередь необходимо придерживаться своего плана.
Но, безусловно, существуют нюансы. Например, видишь у соперника слабое место – медленного футболиста или плохо играющего левой ногой – и ставишь под него максимального неудобного тому оппонента.
Stekov1: – Не чувствуете ли дискомфорта во время общения с игроками? Ведь вы говорите по-английски, и вас понимают совсем немногие… – Вы ошибаетесь. Недооцениваете знания футболистами английского языка. Перед матчем с Грецией я заводил парней по-английски. Но моих эмоций, интонаций им было достаточно. Кроме того, у меня есть помощники, которые и сами беседуют с футболистами, и при необходимости в разных формах доносят до них мои слова.
О. Сокол